Корпорация «Армия». Как чиновники делят военный бюджет

Махинации в сфере оборонки многочисленны и разнообразны. Если в других отраслях можно разжиться только на непрозрачных тендерах, то армейские чиновники зарабатывают на продаже военного имущества и на экспорте оружия.

Армией правят снабженцы. Эта старая истина вполне отражает суть деятельности сегодняшнего Министерства обороны. Бюджет ведомства составляет чуть менее 14 млрд. грн. на 180 тысяч военнослужащих. Это ничтожно мало по сравнению даже с ближайшими соседями.

Сторожилы. Согласно старой советской поговорке, чиновники Минобороны имеют как раз то, что охраняют Фото: UNIAN

Сторожилы. Согласно старой советской поговорке, чиновники Минобороны имеют как раз то, что охраняют. Фото: UNIAN

Например, численность чешской армии – 35 тысяч человек, на которых в 2010 году в пересчёте на гривны ушло более 21 млрд. Недофинансирование армейские чиновники всегда использовали как аргумент для оправдания небоеспособности нашей армии и универсальный ответ на любые претензии. Однако даже в этой ситуации из выделенных бюджетом денег по назначению доходит не более 70%, остальное съедают злоупотребления.

«Ключевые направления неэффективного использования бюджетных средств в армии – это система госзакупок продовольствия, топлива, махинации с жилищным строительством (например, прокуратура сейчас возбудила дело о факте приёма комиссией Минобороны недостроенного дома). Речь может идти о злоупотреблениях на десятки и сотни миллионов гривен», – отмечает бывший министр обороны, нардеп Анатолий Гриценко.

Разнообразие схем прикарманивания госсредств таково, что для их описания нужна не одна статья, но главные три направления таковы: незаконное отчуждение министерского имущества, откаты на госзакупках и заработок на посреднических услугах при экспорте украинского вооружения.

Завод уплыл

Министерство обороны остаётся одним из крупнейших владельцев разнообразного имущества по всей стране (см. схему), но наиболее ценный ресурс – земля, в том числе на берегу Чёрного моря. Избыточную военную собственность разрешено продавать через официальные аукционы, а перечень таких объектов утверждает Кабмин. Последний доступный на сайте Минобороны реестр «лишних» объектов за 2009 год содержит 51 пункт.

Далеко не всегда в такие перечни попадают самые привлекательные для бизнесменов земли. Но и это не проблема – схем отчуждения армейской недвижимости, не исчерпавшей свой ресурс, предостаточно. Типовая – это долгосрочная аренда имущественного комплекса (например, военного городка), не входящего в перечень реализации с возможностью перепрофилирования.

Последнее громкое дело, касающееся передачи в чужие руки имущества оборонного ведомства, связано с именем бывшего исполняющего обязанности министра обороны в правительстве Тимошенко Валерия Иващенко. Его обвиняют в том, что он поставил свою подпись под планом санации (очищение предприятия-банкрота от долгов, в том числе путём продажи имущества объекта) имущественного комплекса госпредприятия Минобороны «Феодосийский судомеханический завод», чем нанёс ущерб в 17 млн. грн.

При этом, как рассказали знакомые с материалами уголовного дела источники Фокуса в оборонном ведомстве, план санации был согласован с правительством, но по этому делу претензии предъявили только Иващенко. «Прокуратура придралась к тому, что в плане ссылка на распоряжение Кабмина стояла не на первой странице. Сам Иващенко не оценивал этот комплекс, оценка проходила через Минэкономики. Чем он нанёс ущерб государству, непонятно. В общем, он не должен сидеть», – подчеркнул в разговоре с Фокусом один из бывших сослуживцев Валерия Иващенко.

Век кресла не видать.Предшественник главы Минобороны Михаила Ежеля Валерий Иващенко сидит в СИЗО за схему отчуждения имущества, по которой действует и нынешнее руководство армии. Фото: Укринформ

Век кресла не видать.Предшественник главы Минобороны Михаила Ежеля Валерий Иващенко сидит в СИЗО за схему отчуждения имущества, по которой действует и нынешнее руководство армии. Фото: Укринформ

Уголовное дело против Иващенко выглядит примечательно на фоне информации другой истории с имуществом Минобороны. Напомним, аналогичная схема применяется в отношении другого судоремонтного завода – балаклавского «Металлиста». В распоряжении Фокуса имеются три документа: проект распоряжения Кабмина, согласование Министерства финансов от 8 января нынешнего года и письмо Севастопольского городского совета на имя министра обороны Михаила Ежеля от 28 января.

Ещё летом министр инициировал выведение с баланса завода двух земельных участков площадью 8,4 га в Балаклаве и 1,78 га рекреационной земли в урочище Батилиман. Вокруг сделки начал назревать скандал, и появилась информация о том, что процедура отменена. Как оказалось, всё шло своим чередом, и сейчас земли Минобороны готовы к передаче на баланс Севастополя. Исходя из средней стоимости сотки прибрежной земли (примерно $5–8 тыс.), можно заключить, что речь идёт о потере Министерством обороны земли на $5–8 млн.

По словам осведомлённых источников Фокуса, после передачи городу земля будет отчуждена в пользу заранее оговорённых коммерческих структур. И если схема с феодосийским заводом проводилась якобы в интересах компаний, аффилированных с депутатом Верховной Рады от БЮТ Андреем Сенченко, то историю с землями балаклавского завода источники Фокуса в Минобороны связывают с компаниями, имеющими отношение к Александру Януковичу.

Впрочем, по мнению юристов, и в случае Иващенко, и в случае Ежеля одобрение Кабмина позволяло им подписывать документы, а значит, формального нарушения закона нет. «Внешне эти схемы похожи. Просто схема с Балаклавой более изящна. Проблема только в одном: сейчас силовики действуют по принципу «одних сажаем, других защищаем», – объясняет специалист по уголовному праву, адвокат Пётр Бойко.

Съеденный бюджет

Пропихнули сделку. Зенитные комплексы «Бук М-1» продали Грузии по несколько завышенной цене. Перед продажей некая фирма «модернизировала» изделия на 10 миллионов гривен. Прокуратура уверена, что модернизация была фиктивной. Фото: Укринформ

Второй вид злоупотреблений – любимые всеми украинскими распорядителями бюджетных средств тендерные торги. Рынок госзакупок в армии держится на трёх китах – закупках продовольствия, горюче-смазочных материалов и обмундирования . Последний скандал в сфере армейских госзакупок связан с перебоями поставок продуктов питания Белоцерковским военторгом и фирмой «Ивала», которым Минобороны задолжало более 120 млн. грн.

По словам источниковФокуса, суть конфликта в том, что поставщик и ответственные чиновники не сошлись в сумме отката. Армейцы оценили свою долю в 10 грн. в день с солдата при стоимости дневного солдатского пайка в 35 грн. Цена вопроса – 700 млн. грн., таков размер рынка услуг обеспечения продоволь-ствием солдат в прошлом году. Получив отказ, чиновники начали искать других поставщиков, готовых работать на их условиях, и на рынке появились новые компании.

Среди ключевых игроков рынка в частных разговорах офицеры Минобороны называют фамилию Олега Атаянца, фирмы которого, по их словам, ранее отвечали за снабжение продовольствием солдат Западной Украины. «В Министерство его привёл Ежель в 2008 году. Представлял всем как своего племянника и просил за него. Ежель всё-таки был адмиралом, главным инспектором Минобороны, и ему пошли навстречу – отдали Атаянцу кусочек рынка, и сейчас, по-видимому, он хочет вытеснить всех конкурентов», – рассказал на условии анонимности один из украинских генералов.

Примечательно в этой истории следующее: одно из обвинений в отношении экс-министра экономики Богдана Данилишина касается того, что в 2008 г. он разрешил Минобороны закупить ГСМ на сумму в 51 млн. грн. у одного поставщика – компании «Анчар-Групп», которую также связывают с Атаянцем. Официально проследить связь Атаянца с «Анчар-Групп» можно через Андрея Березкина, который возглавлял компанию в 2008 г., а позже выступил директором другой компании – «Мезон-К», поставляющей продукцию Минобороны. Атаянц, в свою очередь, официально числился одним из учредителей «Мезона-К».

Откат на экспорт

Самые, если можно так сказать, тонкие схемы применяются на рынке экспорта украинского вооружения. Действия Минобороны тесно связаны с интересами госкомпаний-экспортёров – «Укрспецэкспорта» и его дочерних структур. Задача в данном случае заключается в том, чтобы завысить сумму контракта, а разницу грамотно вывести на частные счета. В одних случаях за праздник жизни платит иностранный покупатель, а в других – госбюджет.

В распоряжении Фокуса оказались приложения к договору о продаже за рубеж украинских авиаракет. В этой ведомости подробно расписана вся калькуляция договора. По нему Минобороны передаёт спецэкспортёру на реализацию партию ракет. Конечная цена продажи «изделий», как принято говорить на жаргоне экспортёров, составляет 122,16% стоимости ракет – $480 тыс. против $392 тыс.

Дополнительные деньги покупателя идут на получение разрешения Госслужбы экспортного контроля (0,03% от суммы), банковские затраты (0,24%), таможенные сборы (0,06%) и комиссию спецэкспортёру (5% поступает в бюджет). Половину удорожания составляет загадочная графа «Расходы на маркетинг». Как объяснил корреспонденту Фокуса источник в «Укрспецэкспорте», такая графа – завуалированная взятка госкомпании и Минобороны за то, что покупатель получит необходимый товар.

«Дело в том, что в Минобороны сидит дядя, он должен согласовать заявку от покупателя, которую мы ему приносим, – объясняет источник Фокуса в «Укрспецэкспорте». – Согласовывать он её может либо быстро, либо так долго, чтобы сорвать нам сроки поставки. Так что дядю надо как-то поощрить. Для этого и заведена графа о маркетинге». По его словам, мнимое маркетинговое исследование рынка вооружений проводит, как правило, офшорная компания, а сумма делится между представителями Минобороны, «Укрспецэкспорта» и непосредственно компанией, сопровождающей контракт.

Вторая типовая схема, действующая в этой отрасли, – так называемая предпродажная подготовка изделий за день-ги иностранного покупателя либо за бюджетные средства. Обычно, если речь идёт, например, о продаже автоматов Калашникова, вся подготовка сводится к покраске ствола в чёрный цвет. В одном из договоров эта процедура была оценена в $80 за каждый автомат.

Показательная сделка в рамках этой схемы была реализована в 2005–2006 годах. Тогда компания «Параллакс» (в распоряжении Фокуса есть докладная записка Генпрокуратуры по этому делу) купила у дочерней компании «Укрспецэкспорта», «Укроборонсервис», два снятых с боевого дежурства зенитных комплекса «Бук-М-1» за 11,8 млн. грн., модернизировала их, а потом перепродала комплексы этой же компании уже за 21,2 млн. грн. Потом эти «Буки» ушли в Грузию. Причём в документах уголовного дела Генпрокуратуры было сказано о том, что ни базы для модернизации комплексов, ни права торговать ими фирма «Параллакс» не имела.

Как признают собеседники Фокуса, хорошо знающие сферу оборонки, без ведома высшего руководства страны и схему «Параллакса», и отчуждение земли балаклавского завода реализовать вряд ли было возможно.

Официальная реакция

Фокус обратился в Минобороны с просьбой прокомментировать ситуацию с коррупцией в министерстве. И получил от замдиректора Департамента министерства по работе с прессой и связям со СМИ Константина Садилова такой ответ: «В декабре состоялось заседание коллегии Минобороны, на котором вопрос коррупции был вынесен на повестку дня как один из главных. Министр поручил в кратчайшие сроки закончить формирование специального подразделения в составе военной службы правопорядка Вооружённых сил, которое бы занималось исключительно вопросами борьбы с коррупцией.

В центральном аппарате министерства уже создано структурное подразделение по борьбе с коррупцией, и министр очень чётко поставил задачу: нужны не общие фразы, а конкретные дела. Если какое-то имущество Минобороны было отчуждено незаконно, будут проводиться проверки, расследования, факты передадут в прокуратуру».

*****

Выполнение оружейных контрактов Украины снова на грани срыва

Как стало известно Фокусу, Украина не успевает выполнить контракт на поставку БТРов в Ирак. Заканчивается крайний срок начала поставки техники. С сегодняшнего дня Киеву грозят штрафные санкции

Фокус уже сообщал о рисках и проблемах с выполнением Украиной контракта на поставку в Ирак 420 БТР и 6 самолетов АН-32 на общую сумму в 556 миллионов долларов. Как утверждали участники рынка вооружений, контракты оказались на грани срыва во многом из-за того, что власти затеяли масштабный передел в украинском оружейном бизнесе.

Более того, за срыв сроков поставки самолетов Украине уже чуть было не начислили штрафные санкции. Срок поставки первой партии из 26 БТР несколько раз переносился — первоначально партия должна была уйти в Ирак еще в конце ноября, однако впоследствии сроки поставки были смещены на февраль. Иракцы предъявили претензии к качеству установленных на БТРах пушек.

И вот, как стало известно корреспонденту Фокуса, Укрспецэкспорт не укладывается и в новые сроки поставки 26 БТРов по Иракскому контракту. Как сообщил источник в компании, согласно допсоглашения с иракской стороной, до конца февраля в Ирак должны были быть доставлены первые БТРы.

Однако, письмом руководителя Укрспецэкспорта иракских специалистов пригласили в Украину на инспекцию БТРов только на 10 марта. Иракская сторона в письме от 21 февраля, в свою очередь, согласилась перенести дату приема и инспекции БТРов. Но при условии: с 1 марта Украине начнут начисляться штрафные санкции за срыв сроков поставки БТР.

Кроме того, Фокусу стало известно о том, что премьер-министру Николаю Азарову была подготовлена докладная записка. Специалисты, готовившие ее, отмечали, что «скорее всего, проблемы с пушками не будут решены, также не будут решены вопросы с радиостанциями на командирских машинах, а Завод имени Малышева не изготовит двигатели, а следовательно БТР не будут приняты заказчиком».

Однако срыв поставки БТР в Ирак – еще не все. Кроме информации о проблемах с Ираком в докладной записке, с текстом которого ознакомился корреспондент Фокуса, речь шла о том, что Украина может сорвать еще несколько ключевых оружейных сделок.

Так, в информации, поданной премьер-министру в начале февраля сказано о том, что под угрозой находится выполнение контракта по модернизации, капитальному ремонту и продлению ресурса 10 самолетов АН-32 для Индии: «Существующий конфликт между ГП «Антонов» и ГП «410 завод Гражданской авиации» приведет к невыполнению договоренностей.

Оба предприятия обвиняют друг друга в невыполнении обязательств и множественных недостатках… Одной из объективных причин… является неудовлетворительное состояние самолетов Заказчика, — отмечается в документе.

— После принятия самолетов в ремонт выяснилось, что 90% воздушных винтов исчерпали ресурс и подлежат списанию. Но, вопреки гарантийным обязательствам, завод намерен передать винты заказчику без установления какого-либо ресурса, что является категорически недопустимым…

Кроме того, серьезные проблемы могут возникнуть при закупке авиаоборудования, которое будет устанавливаться на отремонтированные самолеты… Кроме того, стоит отметить неудовлетворительное качество ремонтных работ, произведенных заводом. Официально зафиксировано и передано для устранения более 100 дефектов на первом самолете, переданном заводом на испытания».

Также в записке речь идет о еще нескольких контрактах. Например, в отношении 12 поставленных в Таиланд БТР-3Е могут возникнуть рекламации относительно прицелов, комплекса управления огнем и силовой установки. В этом же документе сообщается о рисках контракта по разработке и постройке малых десантных кораблей класса «Зубр» для Китая. Проблемы с выполнением этого контракта носят административный и законодательный характер.

Причем, некоторые из этих трудностей выглядят весьма странно. Например, исполнителям заказа – ОАО « Завод «Фиолент» и «ИВП Энергия» необходимо приобрести имущество Минобороны (газотурбогенераторы и радиодоплеровские лаги РДЛ-3 — устройства измерения скорости пройденного расстояния) по минимальной цене – цене содержащихся в них металлов, для чего необходимо соответствующие решения Кабмина.

Почему Кабмин должен продавать госимущество по минимальной цене частным компаниям — в записке не объясняется. Кроме того, для выполнения китайского контракта «предусматривается импорт в Украину материалов и комплектующих объемом до 25% от стоимости контракта.

Необходима разработка другого механизма взимания НДС компаниями-исполнителями работ… необходимо внести изменения в Таможенный кодекс относительно увеличения сроков пребывания на таможенной территории Украины товаров, которые ввозятся в Украину». По мнению авторов документа, производителям и экспортерам украинского оружия мешает нормально работать Закон Украины «О государственных закупках».

Ситуация, описанная в докладной записке премьеру, свидетельствуют о массе технологических и управленческих проблем, накопившихся в украинском ВПК.

Автор: Сергей Высоцкий, Фокус

Читайте также: