Малолеткам «вышка» не грозит

По украинским законам несовершеннолетнего не могут осудить более чем на 10 лет. Даже за убийство совершенное с особой жестокостью, даже по совокупности преступлений. Но в последнее время суды игнорируют эту норму – слишком уж жестокими оказываются зверства малолеток. Все чаще среди правоведов звучит мысль, что подростки-садисты должны отвечать наравне со взрослыми. Дружба до смерти

Одно из жестоких и нелепых убийств произошло шесть лет назад под Харьковом. Михаил, 14-летний школьник из Дергачей, живьем закопал семилетнюю девочку. Ни следствие, ни суд так и не смогли достоверно установить, зачем он это сделал. Парень на каждом допросе придумывал новую версию событий.

Миша рос в многодетной семье. Родственники не раз отбывали срок за кражи. Соседи рассказывают, что мальчишка нередко хватал, что плохо лежит, но в силу малолетства ответственности не нес. Дома на детей особого внимания никто не обращал, все росли как трава — сами по себе.

Мишу не раз видели с семилетней Надей, она почему-то любила общаться с парнем и совсем его не боялась. Однажды девочка пропала, полгода ее безуспешно разыскивали милиционеры. О том, что к исчезновению причастен Миша, правоохранители узнали, когда задержали его по подозрению в кражах.

Рассказывать о событиях шестимесячной давности задержанный подросток начал почти сразу. Говорил, что просто гулял с Надей в лесу, она упала в овраг и умерла. А он присыпал ее землей. Потом вдруг сообщил, что хотел изнасиловать малышку, а она пригрозила рассказать родителям. Испугавшись, подросток оглушил девочку и закопал в том самом овраге.

Свидетелей не было, события могли развиваться как угодно. В одном эксперты не сомневались: Надю закопали живой, смерть наступила от удушья.

Михаила приговорили к пятнадцати годам лишения свободы. На суде подросток не признал себя виновным в убийстве первоклассницы. Три года он провел в колонии для несовершеннолетних, потом его перевели в обычную зону. Что заставило малолетнего садиста засыпать землей ни в чем не повинную девочку, так до сих пор никто и не знает.

Звереныши без клеток

— Внимание к преступлениям, совершенным детьми, должно быть особенным, — убежден экс-судья Апелляционного суда города Киева Юрий Василенко. — По закону пацану, замучившему до смерти нескольких человек, грозит максимум десять лет. Будь он старше, приговорили бы к пожизненному заключению. Подход неадекватный, ведь в 15 лет, совершая убийство, подросток осознает свои действия.

Еще более нелепая ситуация с ответственностью детей, не достигших 14 лет. Самое большее наказание, которое им грозит за проявление садизма, — три года в специальной школе-интернате. Такие заведения не перевоспитывают правонарушителя, скорее, наоборот, взращивают преступника. Да и «изолировать от общества» в достаточной мере они никого не могут.

— В моей практике был вопиющий случай, — рассказывает Юрий Василенко. — Парень 13 лет убил сверстницу. Он ее мучил, бил, душил, а потом бросил в воду. Но так как он не достиг возраста, когда наступает уголовная ответственность, его на два года отправили в спецшколу. В 15 лет он выйдет, и ни у кого не будет права назвать его убийцей.

Развлечения «благополучных» подонков

В Луганске суд вынес приговор компании подростков, избивших до смерти прошлой зимой четырех бомжей. Все осужденные — из благополучных семей, никогда не нарушали закон.

16-летние Паша, Алексей, Михаил и 14-летний Вадим, будучи пьяными, натолкнулись на заброшенные домики рабочих возле железной дороги. В то время там жили четверо бродяг. Ради развлечения друзья решили ограбить временных жильцов.

Как рассказали следователю задержанные, они избивали бедняг в два захода. Явившись в домик в первый раз, малолетние садисты застали только одного постояльца. Один из школьников стал ногами на лицо жертвы и начал прыгать, требуя рассказать, есть ли в домике деньги. Каждый по очереди подходил к полуживому человеку и бил ногами в живот. Денег в доме не оказалось.

На следующий день подростки нагрянули, вооружившись палками. В этот раз бомжей было трое. После зверского избиения выжить удалось только одному. Покончив с бродягами, школьники нашли 54 гривни и удалились.

Следствие было продолжительным и сложным. В итоге вынесения приговора самый младший из компании, Вадим, получил 13 лет лишения свободы, двое его друзей — по 12,5 лет, еще один — 10.

Родители осужденных до сих пор не верят, что их дети виновны. Они твердят то о фальсификации материалов дела, то о предвзятом судействе и планируют обжаловать приговор. Действительно, как уже было сказано, закон не позволяет приговаривать подростков к тюремному заключению больше чем на 10 лет. Так что у их родителей есть все шансы выиграть очередной суд и смягчить наказание.

Родная кровь

Но именно солидарность матерей и отцов с проступками своих чад и принципиальное нежелание признать, что ребенок неправ, психологи называют одной из причин детской жестокости.

— Также опасно и ругать чадо, не выслушав его объяснений, — говорит Сергей Янковский. — Среди подростков, совершивших жестокие преступления, нет таких, у кого налажены контакты с родителями. Разговаривать с сыном или дочерью — не означает читать монолог из нравоучений, важно слушать. Прислушиваясь к тому, что говорит школьник, можно узнать много неожиданного и вовремя предотвратить беду.

Что самое интересное, родители не несут уголовной ответственности за своих детей. В Уголовном кодексе предусмотрена статья «Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей». Но юристы называют ее заведомо «мертвой», ведь доказать, что ребенок преступил закон из-за неправильного воспитания, невозможно. Во всяком случае, в Украине такого еще не было.

И юристы, и психологи сходятся в одном — справедливости ради, может, и стоит поднять верхнюю планку ответственности несовершеннолетних. Но это не решит проблему юношеской жестокости. Должно измениться общество, в котором воспитываются обозленные на мир дети. А такого рецепта пока никто не придумал.

Справка

34% несовершеннолетних, имеющих проблемы с законом, на момент совершения преступления нигде не работали и не учились, 52% являются сиротами или из неполных семей. До осуждения 9% несовершеннолетних воспитывались в специальных учебных заведениях, 59% — ранее отбывали наказание, не связанное с лишением свободы.

Комментарий

Психологи предлагают искать причины подростковой жестокости в раннем детстве. По глубокому убеждению специалистов, в 90% случаев виновато воспитание и окружение. Далеко не на последнем месте телевидение и компьютерные игры. Фильмы со сценами насилия воспринимаются как стереотипы поведения.

— Дети жестоки изначально, — утверждает психолог Сергей Янковский. — В раннем возрасте это младенческий эгоизм — малыш просто не понимает, что кроме него существуют другие люди, им тоже может быть больно. Но если родители разговаривают с ним, объясняют, почему нельзя причинять боль другим, если в семье нет насилия, то закладывается нормальный стереотип поведения. Именно поэтому среди малолетних преступников больше всего детей двух категорий: из неблагополучных семей, когда пример родителей вовсе не был положительным, и подростки, выросшие в среде вседозволенности.

Первые, как Миша из Дергачей, подсознательно копируют поведение взрослых. Другим мама и папа предоставляют все по первому требованию, любая прихоть дитятка — закон. Обычный ребенок усваивает, что другие — такие же люди, как и он, уже к трем годам. А избалованный отсутствием запретов иногда не понимает этого до конца жизни.

Официально

В следственных изоляторах Украины содержится около 1400 подростков. Более 8000 юношей и девушек приговорены к отбыванию наказаний, не связанных с лишением свободы (преимущественно освобожденные с испытательным сроком). Почти 2000 несовершеннолетних в данное время находятся в воспитательных колониях. Таких учреждений в Украине десять, из них одно для девушек.

Елена Розвадовская, ВВ

You may also like...