Жуткие истории из жизни черниговских бомжей (фоторепортаж)
Во всех областях Украины давно функционируют благотворительные заведения для бесприютных. Это и простые ночлежки со столовыми, и специальные центры социальной адаптации, где бомжи могут в корне изменить свою жизнь, приобрести профессию. В каждом областном центре таких учреждений несколько. Финансируются они из местного бюджета и на пожертвования общественности. И только в Чернигове нет ничего.
В средине февраля в здании Черниговской областной государственной администрации состоялось очередное заседание координационного совета по проблемам бродяг и бесприютных. Каждый квартал в тепле и уюте собираются чиновники, милицейские начальники, а также представители благотворительных и религиозных организаций, чтобы совместными усилиями отчитаться о ходе реализации «Концепции социальной защиты бездомных граждан».
По словам заместителя начальника Главного управления труда и социальной защиты населения облгосадминистрации Инны Снегиревой в декабре 2008 года государственными органами был разработан план мероприятий для реализации этой концепции. Созданы наблюдательные комиссии для решения проблемных вопросов.
Районные управления труда и социальной защиты создали 134 службы социального патрулирования в Черниговской области, которые провели 208 рейдов (получается по 1,6 рейда на каждый патруль). Эти патрули должны выявлять бездомных граждан и предоставлять им помощь. Организован 31 пункт приема теплых вещей и обуви от населения, 30 пунктов раздачи горячей пищи и 146 пунктов обогрева. В планах областных чиновников есть и создание дополнительных мест для бесприютных граждан в стационарных учреждениях. А начало работы специализированного центра для учета и ночлега бездомных по-прежнему «в процессе».
Бомжи ночуют, где придется
Пройдясь вдоль аллеи на проспекте Мира, всегда можно встретить граждан с большими пакетами и сумками, собирающих пустые бутылки. Из двух десятков встреченных и опрошенных «бутылочников» не оказалось ни одного бомжа. Все они имеют свое жилье, пожилые получают пенсию, те же, кто помоложе, пытаются получать и пособие по безработице. Бутылки – их приработок. Но эти люди часто с бездомными сталкиваются. Они и подсказали, где в Чернигове обитают бомжи. Мужчина лет сорока, звеня стеклотарой, на ходу сообщил, где искать ночлежки:
– Вы не увидите бомжей днем на улице. Они прячутся и не хотят попадаться людям на глаза. Попробуйте сходить в район возле речпорта, там такой публики сколько хотите. Есть там дома заколоченные, в них они и обитают. У людей живут, которые пускают.
Другие подсказали, в каких районах бездомные появляются в подвалах, на чердаках, разбитых гаражах, заброшенных домах и на дачах …
На природе и под мостом
Рыбаки и дачники, блуждая в пригородных рощах, иногда неожиданно натыкаются на землянки и шалаши, в которых обитают бездомные. Из любви к природе или не выдержав конкуренции с другими претендентами на городские жилища, а может, и по причине своего криминального прошлого, бомжи устраивают свои жилища вдали от людей. Из леса в город всегда можно попасть, а близость многочисленных огородов дает возможность не остаться голодным. Люди встречали такие шалаши и под Гончаровском, и в посадках близ станции Левковичи. Живут бездомные и в пригороде Чернигова.
– Я по грибы ходил в рощу возле Десны. Наткнулся возле озера Цыганка на настоящий блиндаж! – рассказывает черниговчанин Сергей. – На дереве рукомойник, тазик стоит, кастрюли, казаны. Только вы не ходите, там могут оказаться бичи такие, что и прибьют. Да и не найдете сами, а я не поведу.
Однако место поближе, где часто отлеживаются бездомные, мне все-таки показали. Чтобы добраться к нему, пришлось подняться на насыпь Пешеходного моста и спуститься к месту, где арка соединяется с основанием. Передвигаться по скользким бетонным плитам нужно аккуратно, иначе можно на «пятой точке» съехать вниз к самой реке. Оказывается, вдоль всего моста идет технологический туннель. В него можно попасть через люк, который снаружи нигде не виден. Внутри вполне просторно, можно укрыться от ветра. «Комнат» под мостом много, только все они проходные. Судя по оставленным следам, люди здесь бывают часто.
В заброшенных домах
На Кавказе (район Речпорта), можно найти несколько пустующих, но вполне пригодных для проживания, домов. Но и здесь бродяг не оказалось.
Со слов одной из жительниц улицы Новой я узнал, что в пустующих домах действительно периодически поселяются бомжи. Однако несколько лет тому здесь произошло убийство, а в одном из таких домов возник пожар. Обгорелые руины уже снесены. Теперь на этом месте пустырь, а бездомные стали скрываться.
Оказалось, часть из них теперь перебралась поближе к центру, где тоже сохранилось много одноэтажных ветхих домов. Бомжа, назвавшегося Виктором, я нашел в разрушенном здании возле Центрального рынка. Он отдыхал прямо на полу среди разбросанного мусора, подстелив под себя старые картонные коробки. Тихо и незаметно. Так, что даже граждане, забегавшие в трущобу, чтобы справить свою срочную нужду, его не замечали.
Опухшая физиономия и далеко разносящийся амбре свидетельствовали о пристрастии Виктора к спиртосодержащим жидкостям. Его колотило. Опираясь синюшными руками о стену, он с трудом шаркал по комнате. К сожалению, даже пиво не помогло ему придти в себя. Он не смог вспомнить ни свой возраст, ни даже то, чем занимался накануне. Лишь бормотал, что он из Тулы, когда-то был в интернате. Страх, что за ним пришли из милиции, заставил его вспоминать имена «знакомых ментов».
– Что мне делать, куда деваться? – постоянно взывал Виктор во время расставания.
Этому человеку нужна срочная помощь. Еще немного – и он совсем пропадет.
Встреча с «авторитетами»
Не все бродяги позволяют себе дойти до крайней точки, после которой наступает конец. Большей части все-таки удается выживать и даже радоваться жизни. В одиночку на улице сложно, поэтому они часто разделяют свой быт с другими такими же товарищами по несчастью. Вдвоем легче и пищу найти, и за себя постоять. Случись захворать, друг поможет выкарабкаться.
На Центральном рынке я познакомился с двумя неразлучными товарищами Аркадием и Александром (за достоверность имен не ручаюсь). Наверное, в Чернигове нет бомжа «со стажем», большим, чем у Александра – 27 лет (с 1984 года)! Аркадий бродяжничает с 2005 года, считает себя самым «крутым» бомжом. Он торгует на рынке старыми вещами, пластиковыми бутылками и мешками. Гордится, что больше его никто в городе не зарабатывает. В хороший день ему случается выручить до ста гривен!
Базарный день подходил к концу, на улице набирал силу морозец, а идти домой они не торопились. Поэтому приятели согласились поведать о некоторых деталях своей жизни, согреваясь с помощью бутылки водки прямо на тротуаре.
– В подвале живем, – ответил Аркадий на вопрос о месте их обитания. – Только приходить туда нужно после темноты, а уходить – когда все жильцы дома еще не проснулись. Если заметят, что мы там живем, запросто выгонят.
Неудивительно, что оба наотрез отказались показать свое жилище. Появись такая возможность, они охотно воспользуются услугами социальной ночлежки.
– Ходил я по адресу объявленного приюта для бездомных. Но оказалось, что он все еще на ремонте, – рассказал о своих скитаниях Александр. – Обещают открыть к концу года. А зиму, слава Богу, мы уже почти пережили. Добрые люди нам помогают, как могут. Бывает, поделятся старой одеждой, покормят. Обедать мы регулярно ходим на Екатеринку, там в палатках раздают еду для нищих. Можно походить по черниговским кафе и попросить с черного хода ненужной еды. Чаще всего не отказывают, но иногда и по морде дают!
Достается скитальцам и от «малолеток». Просто так, ради забавы, они могут избить бездомного, разбить пустую бутылку, которую он осмелился попросить, на его голове. Много раз приходилось Александру зашивать разбитую голову, а однажды он даже обращался в больницу с распоротым животом. Бывал и свидетелем убийств бомжей в подвалах, чудом спасся сам.
Каждый бездомный имеет целый букет хронических болезней. Но о том, чтобы лечь в больницу, не может быть и речи! Медики первую помощь оказывают, но на стационар не принимают – нужны деньги.
– Не верьте тому, что в больницах есть места для бомжей! – убедительно воскликнул Александр. – Я эти больницы все исходил. Везде за всё требуют деньги!
Не самые лучшие отношения у бомжей и с органами правопорядка.
– Милиционеры гоняют сильно, – продолжил Александр. – Ещё и бьют! Люди в погонах не раз обыскивали, искали колюще-режущее оружие. Залезали и в карманы, но оружия не находили. Зато все деньги забирали себе.
Наговорившись, мы прошли в гости к Сашиным соседям. Хозяева оказались дома и охотно приняли угощение. Удалось сфотографировать интерьер их жилища, пока товарищи обсуждали свои планы. Ночлежка располагалась в разбитом гараже без одной стены, но с крышей. У входа – кострище, там хозяева иногда готовят себе пищу. В этой трущобе, закутавшись в несколько одеял, спят два человека и собака. Пес охраняет их «пещеру», а в лютые морозы помогает согреться.
Когда откроют реабилитационный центр?
Во всех областях Украины давно функционируют благотворительные заведения для бесприютных. Это и простые ночлежки со столовыми, и специальные центры социальной адаптации, где бомжи могут в корне изменить свою жизнь, приобрести профессию. В каждом областном центре таких учреждений несколько. Финансируются они из местного бюджета и на пожертвования общественности.
И только в Чернигове нет ничего. В октябре 2008 года одна из общественных организаций получила 9-комнатный дом по ул. Святониколаевской, 33 для обустройства Центра для социальной реабилитации бездомных. Это событие громко прокатилось в прессе. С тех пор прошло четыре месяца, но до сих пор ни одного бомжа этот центр обществу не вернул. По словам представителя организации, которая получила здание, там еще и сейчас продолжается ремонт. Встретиться и дать более подробную информацию он отказался. Когда ремонт завершится – неизвестно.
Я посетил указанный адрес, но в отведенном под центр реабилитации доме никого не оказалось. И, видимо, давно уже сюда никто не ходит, поскольку на снегу не было ни одного следа, ведущего к дому. Соседи тоже давно никого не видели. Если посмотреть в окно, можно увидеть разбросанные по всему полу старые обои и сиротливо стоящие в углу три мешка строительных смесей. Единственное, что сделано – поставлена новая входная дверь.
Однако даже если этот реабилитационный центр и будет открыт, он не поможет всем бомжам. Не все согласятся коренным образом менять свою жизнь. Но никто не откажется от теплого ночлега в зимнее время. Городу нужна еще и обыкновенная ночлежка, а вот ее в городских планах-то и нет…
Есть вопрос!
Нежелание общественных деятелей, занимающихся обустройством Центра для социальной реабилитации бездомных, общаться с прессой, высокая стоимость участка земли, на которой стоит дом (это же центр города!), вызывает некоторые сомнения относительно будущего проекта. Город отдал это здание общественной организации бесплатно, но не перекочует ли оно в частные руки?
Иван Логин, портал Чернигова