Черновецкий уносит Киев с собой. Кто «крышует» «Космоса» во власти?
Киевляне, знайте: мэру Киева Черновецкому подозрений или обвинений силовики не предъявляли. Не проходит он в уголовных делах и в статусе свидетеля. По уголовным делам, связанным с разворовыванием бюджета Киева и имущества общины города давят «шестерок». А тот же родственник Черновецкого успешно прячется от СБУ за границей – его даже не подали в розыск!
«Мы деньги заняли, чтобы квартиру купить в «Киевгорстрое». А тут сказали по телевизору, что его продали. И что теперь будет?», – недоумевает менеджер Олег.
Они с женой 7 лет копили на квартиру, и кризис подарил шанс обзавестись собственным жильем. Выбрали «Киевгорстрой», потому что верят, что коммунальное предприятие не может обанкротиться или обмануть своих вкладчиков. Известие о продаже холдинга было для них шоком.
Что такое КГС?
Аналогов АО «ХК «Киевгорстрою» (КГС) по размерам, оборотам и количеству возводимого жилья на украинском строительном рынке нет.
Сегодня в холдинг входит более 35 дочерних предприятий, в каждом из которых холдинг имеет в среднем 25-35% пакет акций. Плюс еще есть ассоциированные члены, около 70 штук, в которых компания доли не имеет, но при наличии заказов отдает им приоритет. Благодаря такой структуре КГС имеет отношения практически ко всем новостройкам Киева.
Фото: segodnya.ua
Так, согласно собственным данным, в прошлом году она возвела 309,8 тыс. кв. м жилья (всего в столице было построено 947,9 тыс. жилых кв. м, включая индивидуальное строительство). Но в это число входят только объекты, в которых холдинг выступал заказчиком. А еще есть генподряд и субподряд.
В докризисные времена Вадим Гриб, собственник группы компаний «ТЕКТ» (имеет доли в 10 предприятиях, входящих в КГС), оценивал долю холдинга в 70% в Киеве и 30% – в Украине. Городская власть привлекает КГС на все значимые объекты.
Правда, иногда холдинг это не радует. Например, строительство жилья для пострадавших от «Элита-центр». Маржа небольшая, но город сказал «надо». Или возведение детских садиков, поликлиник и других социальных объектов, за которые платится по минимальным тарифам, да еще с опозданием. Так, на сегодня, город должен «Киевгорстрою» около 20 млн. грн, при этом в прошлом году не было заплачено ни копейки.
Впрочем, знаковые объекты не только для Киева, но и для страны в целом, тоже достаются КГС. Чего стоит только одна история с реконструкцией НСК «Олимпийский»! Напомним, что в 2008 году был проведен конкурс на реконструкцию НСК, в котором приняли участие 15 архитектурных компаний. Победила Arсhasia Design Group Limited (Тайвань). Но тайванцы не поняли правил игры. В качестве подрядчика они присмотрели отечественный «Укрбудконтракт».
Фото: segodnya.ua
Им посоветовали более тщательно рассмотреть возможность привлечения КГС, но они не захотели. В результате Министерство семьи и молодежи отказало тайванцам на достаточно невнятном основании: компания имела американскую лицензию на проектирование, которая котируется во всем мире, а чиновники потребовали предъявить лицензию украинскую. В итоге проект для реконструкции НСК разрабатывали более сговорчивые немцы – архитектурное бюро GMP von Gerkan, Marg und Partner (Германия).
Космический выход
Битвы за этот лакомый кусочек – КГС – велись всегда. Директора предприятий, входящих в холдинг, старались получить максимальную власть. При этом доля КГС обычно оставалась неизменной, зато влияние миноритарев таяло. Тут можно вспомнить хрестоматийную истории о присоединении к «Домостроительному комбинату-4» в 2006 году ООО «Исследовательско-экспериментальный завод пенобетонных изделий» с уставным фондом в 15 млн. грн, созданное за пару месяцев до события. В результате УФ «ДСК-4» увеличился в два раз. При этом доля КГС осталась на прежнем уровне – 30%, доля одного из миноритариев – ГК «ТЕКТ» – уменьшилась с 16% до 8%, а доля руководителя Петра Шилюка выросла с 40% до 50%.
Похожие истории имели место практически на всех предприятиях. Но после того как кресло мэра занял Леонид Черновецкий в борьбу за холдинг вмешались другие силы. За 2006-2007 годы среди акционеров предприятий появился некий Владислав Коваль, которого связывали с окружением мэра. Кроме того, появился и новый номинальный держатель акций – «Фондовый союз Украина» (его связывают с зятем г-на Черновецкого Вячеславом Супруненко), которому постепенно отошли пакеты Владислава Коваля и практически все акции предприятий, которыми владел КГС.
Опасались, что акции таким образом «спрятали», чтобы скрыть их движение. Уже тогда стали поговаривать о возможной продаже этих предприятий. Среди возможных покупателей консолидированного пакета акций предприятий КГС называли россиян: Елену Батурину, жену мера Москвы Юрия Лужкова, которая руководит крупнейшей стройкомпанией России «Интеко», и эксцентричного Сергея Полонского, владельца девелоперской компании Mirax Group.
История продажи
Цена предприятий без бренда «Киевгорстрой» намного ниже, чем с ним. Видимо, этот аргумент и стал основанием для проведения аферы с выводом 80% акций холдинга из коммунальной собственности. Включение КГС в списки приватизации летом 2007 года провели в Киевсовете без лишней огласки. Проект появился только утром в день сессии, поэтому проанализировать список до принятия решения депутаты не успели. Через год в повестке летнего собрания акционеров появляется пункт о смене президента холдинга Петра Шилюка.
Но пункт из повестки исключили. Хотя г-н Шилюк продержался недолго. В конце 2009 года собрание акционеров его-таки уволило. К тому времени 80% акций холдинга, согласно решению Киевсовета, уже было продано компании-посреднику ФК «Новый регион», которую в кулуарах Киевсовета связывали с Вячеславом Супруненко. Цена сделки составила всего 114 млн. грн, хотя до кризиса холдинг оценивался в $2-3 млрд. Петр Шилюк утверждает, что он ничего не знал о продаже.
«Обычно компанию, чьи акции продают, в известность не ставят», – говорит председатель Госкомиссии по ценным бумагам (ГКЦБФР) Дмитрий Тевелев. Достоверно о продаже стало известно в результате проверки Комиссией по ценным бумагам «Киевгорстроя» и его регистратора «Терминал реестр» (ведет список владельцев акций компании). Кстати, пока шла проверка, холдинг сменил «Терминал реестр» на другого регистратора – «Адрем». Обе компании игроки финансового рынка связывают с Вячеславом Супруненко.
Если госкомиссия смогла проверить «Терминал», то рабочий коллектив «Адрема» в офисе отсутствует уже несколько недель подряд. По этой же причине не удалось проверить и компанию «Новый регион». Правда в «Киевгорстрое» утверждают, что получили письмо от имени оффшорных компаний Atima Ltd., Investion Ltd. и Akvista Ltd. В нем сообщалось, что компании приобрели 80% акций КГС и поэтому намерена в качестве портфельных инвесторов присутствовать в наблюдательном совете холдинга и участвовать в разработке его стратегического развития.
«В течение трех дней после сделки информация о новом собственнике должна поступить в ГКЦБФР. У нас данных об этих компаниях (Atima Ltd., Investion Ltd. и Akvista Ltd. – LB.ua) нет», – говорит Тевлев.
Автоз: Екатерина Руденко, Левый берег
*****
Война за Киев
Киевские власти намерены вернуть 80% акций КГС в собственность городской общины. «Я бы не хотел комментировать правовую сторону – это все-таки дело юристов, в данном случае – даже правоохранительных органов. Это предприятие должно принадлежать городу… Если кто-то считает, что мы не правы, то пусть это докажет», – заявил первый заместитель председателя Киевской госадминистрации Александр Попов.
В нашей стране при наличии политической воли действительно возможно многое. Но в процессе возврата акций КГС придется «отыграть» назад решение Киевсовета.
«Теоретически новый собственник уже является добросовестным владельцем, и законных оснований для истребования у него акций нет», – говорит партнер юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры» Максим Копейчиков. Борьба за КГС – это всего лишь одно из направлений войны, которое начала новая киевская власть с окружением Черновецкого.
Фото: forum-ua
На кону еще пакеты акций «Киеводоканала» (25,4%), «Киевгаза» (28,5%) и «Киевхимволокна» (51%), которые были куплены весной текущего года все той же ФК «Новый регион».
Пока о новых собственниках этих компаний, если они есть, не известно. Уже возбуждено несколько уголовных дел. Юристы не берутся комментировать дальнейшую судьбу активов…
Родственник Черновецкого прячется от СБУ за границей
Как сообщила газета Новая, СБУ разыскивает председателя Главного управления коммунальной собственности КГГА Анатолия Чуба в связи с возбуждением уголовного дела по факту растраты в особо крупных размерах и завладения чужим имуществом. Источник в правоохранительных органах сообщил, что дело по растрате денег и завладении имуществом касается в том числе и крупнейшей строительной компании Украины – АО ХК «Киевгорстрой», 80% акций которой еще недавно принадлежали городу и находились в коммунальной собственности. По словам источника, в настоящий момент Чуб прячется за границей.
Напомним, Анатолий Чуб до недавнего времени возглавлял Наблюдательный cовет «Киевгорстроя», который летом прошлого года незаметно и тихо был продан. Кроме «Киевгорстроя», Чуб возглавлял наблюдательные советы других крупных и стратегически важных для Киева предприятий, в частности «Киевгаз», «Киевхлеб».
Этого человека называют едва ли не родственником семьи Черновецких и близким другом зятя мэра – Вячеслава Супруненко. Хотя один из родственников мэра, Виктор Гринюк (муж сестры жены Черновецкого Алины Айвазовой), отрицает причастность Чуба к родне мэра.
— Никакой он не родственник. Просто парень хорошо показал себя на выборах как организатор. Вот его и поставили чем-то там руководить. Обыкновенный, простой человек. И ничем важным он не руководил. Что там в коммунальной собственности есть? Ну, подвалы какие-то, может, в аренду давал», — объяснил «Новой» Виктор Ростиславович, явно отгораживая семью мэра от Чуба и преуменьшая роль последнего в руководстве главными предприятиями столицы.
Согласно недавней санкции суда, правоохранители должны были доставить Чуба в суд для избрания ему меры пресечения. Однако найти его дома не удалось. Поэтому его разыскивают, хотя официально в розыск он еще не объявлен.
В целом по КГГА возбуждено 5 уголовных дел, в которых подозреваемыми проходят 8 чиновников столичной мэрии – соратники Леонида Черновецкого.
Кроме управления коммунальной собственности, следующие дела такие: по факту вмешательства должностных лиц комиссии по вопросам земельных отношений КГГА в электронную систему «Земельный кадастр», что привело к убыткам в особо крупных размерах (более 7,7 млн грн) (ч. 1 ст. 361 Уголовного кодекса Украины).
Далее: по факту нарушения должностными лицами ГУ охраны культурного наследия КГГА финансово-бюджетной дисциплины в сфере использования бюджетных средств, которые привели к убыткам на сумму 2 млн 215 тыс грн (ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса Украины).
Также: по факту растраты должностными лицами КП «Киевская БТИ» чужого имущества путем злоупотребления служебным положением в особо крупных размерах (ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса Украины).
И последнее: по факту несанкционированных действий с информацией, которая обрабатывалась в электронно-вычислительных машинах Киевского горсовета (ч. 1 ст. 362 Уголовного кодекса Украины).
— Пятеро из них находятся на подписке о невыезде, два арестованы и один разыскивается, — подтвердила корреспонденту «Новой» Людмиле Башкировой руководитель пресс-центра СБУ Марина Остапенко.
Мэру Киева Черновецкому подозрений или обвинений силовики не предъявляли. Не проходит он в уголовных делах и в статусе свидетеля.
Как стало известно «Новой», вчера отдельным службам «Киевгорстроя» поступило указание найти удобное место возле административного здания холдинга для установки МАФа (киоска).
— Вы не поверите, но указание поступило от имени Чуба, – сообщил «Новой» источник.
Доказано УБОП: скоростной трамвай – брак. Деньги разворованы
Если по новым рельсам вагон разгонится до 80 километров в час, крепления не выдержат. Документы, которые ставят под сомнение качество и безопасность линии на киевскую Борщаговку. И без всяких сомнений: эта «стройка» стала для мэра Леонида Черновецкого и его воровского окружения – золотой.
Год назад «КП» опубликовала судьбоносное для строительства скоростного трамвая предписание главного госинспектора электротранспорта Министерства ЖКХ (от авт. № 13/20/26 от 17 апреля 2009 года). Специалист назвал стройку века опасной. Делом занялись прокуратура и УБОП. С тех пор в министерство пришли новые люди, но изменились ли технологии на самой стройке? Руководство города заявило: спорные моменты исправили, брак заменили, дополнительные деньги выделили. Новая дата открытия объекта – 14 октября 2010 года. Но так ли все хорошо на стройке века? Документы, которые оказались в редакции, вновь ставят под сомнение безопасность и качество скоростной линии на Борщаговку.
КРЕПЛЕНИЯ ВСЕ-ТАКИ БРАКОВАННЫЕ
Станет ли дата 14 октября 2010 года окончательной в эпопее под названием «открытие скоростного трамвая»? Ответить на этот вопрос пока не может никто. На прошлой неделе руководство столицы поручило «Киевпастрансу» в десятидневный срок предоставить доказательства надежности строительства.
«Комсомолке» удалось раздобыть заключения государственной научно-исследовательской лаборатории железнодорожного транспорта Украины. Эти исследования заказаны киевским Главным управлением по борьбе с организованной преступностью. Расследуя воровство бюджетных гривен, которые должны были идти на реконструкцию трамвая, оперативники проверили качество креплений ИМЕТ (производитель – акционерное общество «Механика». Именно их решил использовать «Киевпастранс». – Авт.), которые удерживают скоростные рельсы. Несколько образцов отправили в лабораторию.
Согласно документам, ученые провели три исследования – испытали крепления на твердость, остаток деформации, а также на силу прижатия. Результаты превзошли все ожидания. Вот выдержки из заключений (копии документов смотрите на сайте kp.ua)
Протокол № ДНДЦ УЗ ВЛ 052-2010 (испытание креплений на твердость) от 15 июня:
«Образцы клемм, которые предоставлены для исследования, не соответствуют нормам. Рабочий образец имеет низкую твердость, которую невозможно определить данным методом. Из необходимых 46 единиц твердости мы имеем в среднем 12».
Протокол № ДНДЦ УЗ ВЛ 053-2010 (исследование остаточной деформации) от 17 июня:
«Исследованы 5 образцов клемм, их остаточная деформация не соответствует нормам, что связано с низкой твердостью материала».
Протокол № ДНДЦ УЗ ВЛ 054-2010 (измерение силы прижатия вкладыша) от 23 июня:
«Исследованы 5 образцов, сила прижатия вкладыша не соответствует нормам. При необходимом значении 1,12 мы имеем 0,60, что соответствует 50%».
«ЭТО ТИХИЙ УЖАС!»
Если эти исследования проводились еще в начале лета, почему до сих пор их держат в секрете? И знают ли об этих документах городские управленцы, коль они так смело говорят о дате открытия трамвая? За ответами мы обратились к Леониду Збарскому, заместителю директора Научно-исследовательского конструкторско-технологического института городского хозяйства. Заслуженный транспортник страны уверен – новое руководство Киева недостаточно осведомлено о ситуации с трамваем.
– В противном случае никто бы об открытии не говорил, – считает Леонид Збарский. – Я знаю о результатах УБОП, видел заключения. Это тихий ужас. Когда милиция получила заключения, они шокировали всех: ни один из показателей не отвечает норме. Простыми словами, это брак. Если начнется эксплуатация, прокладки просядут, усилие прижатия клеммы станет еще меньше. При резком перепаде температур или экстренном торможении рельсы расползутся. Почему так произошло? Кто-то решил сэкономить на строительстве и украсть деньги. Ведь можно соорудить простой трамвай, а деньги взять как за строительство скоростного. А чтобы навар был больше, положить при этом бракованные крепления.
Как же вышло, что в акционерном обществе «Механика» решились оборудовать этими креплениями линию для перевозки пассажиров? Мобильный телефон директора этой фирмы молчит вторую неделю, а в офисе нас заверили: Анатолий Ивановский на больничном. Кстати, из достоверных источников нам удалось узнать, что он неоднократно вызывался на допрос и сейчас может находиться на подписке о невыезде.
«НАМ ПОДСУНУЛИ ПРОСТЫЕ РЕЛЬСЫ»
Учитывая результаты экспертизы, возникает вопрос: на каком основании городские транспортники решили ставить на эти рельсы скоростной трамвай? В Научно-исследовательском конструкторско-технологическом институте городского хозяйства вообще считают, что скоростную линию никто строить не собирался.
– Все должно делаться по ГОСТу, – говорит замдиректора института Леонид Збарский. – Если мы говорим о скоростной линии, значит, это бесстыковой, температурно напряженный путь. Но в нашем случае это простой трамвай, такой же, как на Подоле. Если по этим рельсам разогнаться до обещанных 80 км/час, вместо Борщаговки вагоны попадут на тот свет. Правда, в «Киевпас*трансе» уже говорят, что трамвай не будет набирать большую скорость, хотя при соблюдении всех норм он может брать рубеж в 80 км/час, а за рубежом эти вагоны летят и под 100. Зачем тогда мы строим заграждения, барьеры, потратив на это огромные средства?
Леонид Збарский уверен: руководство «Киевпастранса» должно набраться смелости и сказать людям правду. После чего провести повторную реконструкцию.
– Все нужно делать по правилам. А коль у нас не те крепления, рельсы, технологии, нужно удалить все верхнее строение и перестроить его, – считает Леонид Владимирович. – Это большие деньги, минимум 140 млн грн., но эти средства украдены. Вот заберите их и пустите на реконструкцию.
КОМПЕТЕНТНО
Золотая линия
За консультацией мы обратились в Киевской институт железнодорожного транспорта. Здешние специалисты пристально следят за реконструкцией трамвая и говорят, что за выделенные деньги можно выложить путь золотыми рельсами.
– Стройка этого трамвая по цене (на реконструкцию линии на Борщаговку уже ушло около 500 млн грн.) сопоставима с сооружением скоростной железнодорожной ветки «Сапсан», – считает преподавательский коллектив института. – За эти деньги мы могли бы ездить на Борщаговку со скоростью 250, а не 30 км/час, которые планируются на трамвайной линии. Что касается технического состояния, изначально мы консультировали строителей, а потом нас перестали слушать и сделали все по-своему. Результат налицо.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Cуд может остановить стройку в любой момент
Мы встретились с главным государственным техническим инспектором городского электротранспорта Вячеславом Николаенко, который в апреле прошлого года выдал резонансное предписание министерства ЖКХ. С тех пор Вячеслав Вячеславович в министерстве больше не работал, но это не мешает бывшему инспектору пристально следить за проблемной стройкой.
– Линия непригодна к скоростной эксплуатации. Я говорил об этом год назад, готов повторить и сейчас, – говорит Вячеслав Николаенко. – Город снова выделял деньги на исправление неточностей, но куда они подевались, я не знаю. Объект находится в таком же состоянии, как и год назад. Никто кардинально там ничего не делал.
По словам Вячеслава Николаенко, сейчас идет несколько судебных процессов. Если бывший инспектор выиграет дело, предписание о запрете эксплуатации придется выполнять, его самого восстановить в должности, а об открытии скоростной линии можно будет забыть как минимум на год.
– Суд несколько раз откладывался, – продолжает Вячеслав Вячеславович. – Но мы ждем позитивного решения в ближайшее время. Линию нужно полностью перестраивать. Кроме того, мне бы хотелось посмотреть на тех людей из Министерства ЖКХ, которые возьмут на себя ответственность за ее испытание и эксплуатацию. Чтобы ее открыть, нужно разрешение комиссии, и не думаю, что кто-то пойдет на такой риск.
Александр Федченко, КП-Украина
Tweet