В Украине даже нищие — мафия!
Нищие с Майдана «арендуют» свои места у местной «крыши» за 500 грн в месяц, а просящие подать возле Лавры расплачиваются со смотрителями бутылкой и 20 гривнами в день. А еще киевские попрошайки ездят на авто, зарабатывают 1 миллион и раздеваются до трусов перед смотрящим.
Рождественские дни — золотая жила для киевских попрошаек и тех, кто их «крышует». Если в обычные дни дневная выручка просящих милостыню составляет 30—50 грн, то перед и на само Рождество, как убедилась журналисты «Сегодня», один попрошайка зарабатывает от 100 до 300, а если подаст иностранец — больше.
Всего по Киеву за день доходы от попрошайничества, по оценкам милиции, составляют до 1 млн грн. Пассажиропоток только на самых загруженных станциях метро — «Майдан Незалежности», «Вокзальная», «Лесная» — в будни составляет больше 180 тысяч человек, в праздники — в 2—3 раза больше. Если каждый только по 1 грн даст, уже почти 400 тыс. грн. Увеличивается количество сидельцев с протянутой рукой и под церквями. Правда, самим нищим от этого попадает лишь 5—10%, а некоторые сидят просто за еду и одежду. Остальные деньги идут «крыше», милиции или смотрящим, которые привозят и увозят их с «работы», кормят, одевают, защищают, оплачивают точки.
МАЙДАН. Журналисты газеты «Сегодня» решили внедриться в мир попрошаек и выяснить, кто стоит за этим бизнесом. Приехав под Рождество на Крещатик к 11.00, они застали на месте весь «контингент» — 37 беременных с протянутыми руками, старушек с табличками «Помогите на…» и инвалидов без рук-ног. Дав инвалиду на костылях у метро 5 грн, они сказали, что ищут нищую старушку в зеленом платке и коричневой робе.
«Я твоей бабки в зеленом платке не помню. Хотя сейчас много новых, могу всех и не знать. Приехала тут группа цыган из Закарпатья на праздники, а с ними и всякие на инвалидных колясках, и беременные — человек 15. Они день на Майдане работают, второй — на вокзале, а живут все у барона в Броварах», — рассказал инвалид. Потом он осмотрелся по сторонам, сунул купюру в штаны, сложил костыли под мышку, и пошел своими ногами, махнув в сторону фотографа возле карусели: «Он знает». За пятерку тот рассказал, что одну группу из 11 человек, в числе которых мужик на костылях, на Майдан привозят на бусике к 10.00, а забирают в 17.00.
«За туалетом их собирает начальник и выворачивает им карманы. Точнее, они сами вынимают заработанное по кругу и складывают ему в пакет. Новеньких дополнительно в бусике заставляет раздеваться до трусов, и смотрящий обыскивает одежду», — говорит фотограф. Каждое место тут закреплено за отдельным нищим. Например, у выхода из метро до обеда стоит старушка, возле подземки — инвалид на костылях, на четной стороне Крещатика беременная цыганка, а потом все меняются местами.
«Но у нее там подушка под курткой, она когда в туалет ходит, иногда забывает ее вернуть. Ближе к Майдану стоит Надежда Васильевна, толстушка с пропитым лицом. Она смотрящая за «реквизитом» (как здесь называют нищих. — Ред.). Она договаривается с милицией, разбирается с новенькими, если они занимают хлебное место», — рассказал фотограф.
По его словам, каждое «место» на Майдане принадлежит «крыше», и чтобы его занять, нужно заплатить за аренду около 500 в месяц. «Тогда их предупреждают о всех неприятностях, не гоняют. Недавно сказали, что будут гонять нищих с детьми, и они больше не выводят малышню», — говорит фотограф.
ПРИВОЗИТ СЫН. А вот старушек без «крыши» гоняют. Мы стали свидетелями того, как четыре милиционера обступили бабушку в переходе на Майдане и попросили «очень быстро покинуть территорию» (на фото). На наш вопрос, почему старушка должна уйти, милиционеры сказали: «Так положено. Мы тут недавно тоже старушку подняли, оказалось — 25-летняя девушка нарядилась в бабульку». Пенсионерка недолго возмущалась, собрала вещи и перекочевала ближе к входу в торговый центр.
«Я живу на Нивках, с дочкой, зятем и внуком. Им денег не хватает, поэтому и сижу здесь. Иногда с подружкой Марьей Сергеевной езжу на машине, ее сын сюда возит милостыню просить, а вечером забирает. Мы ему на бензин скидываемся. В праздник собираю максимум 100 грн, а подружка больше — она говорит, что деньги нужны на лекарства. А мне стыдно врать», — рассказала старушка.
ЛАВРА. Возле Лавры в Рождество «нищенствовало» 43 человека — старики и цыгане. Здесь «курирует» точки смотрящая Нина — крупная женщина средних лет. Она сидит у въезда в Лавру, прямо напротив поста с казаками. «Мы ее и других нищих не трогаем, просто не обращаем на них внимания. Главная у них там одна», — сказали нам на пропускном пункте казаки и указали на Нину. Сама женщина говорит, что следит только за беременными цыганками (их здесь 6) и попрошайками-бомжами.
Лавра. Здесь цыганок и бездомных нищих за 20 грн в день «крышует» Нина. Фото: А. Искрицкая
«Работа у меня тяжелая — с 5.30 утра и до позднего вечера слежу», — говорит Нина. Сами беременные признаются, что за «крышу» платят Нине по 20 грн в день, потом покупают водку и закуску и вместе распивают. «Если кто-то занимает наше место, жалуемся Нине, она все решает», — говорит просительница возле Лавры.
МИЛИЦИЯ: НИЩИХ НЕ ГОНЯЕМ — ТОЛЬКО ЕСЛИ ЭКСПЛУАТИРУЮТ ДЕТЕЙ
В Украине попрошайничество не является преступлением, а к ответственности привлекаются только люди, принуждающие других заниматься такой деятельностью. В милиции Киева нам сказали, что еще год назад перестали гонять попрошаек — это нарушает права человека. «Повязать» могут только за эксплуатацию детей.
«Доказать, что кто-то заставляет людей работать попрошайкой, практически нереально, разве что сами «нищие» напишут заявление в милицию и покажут того человека, который их эксплуатирует. Пару лет назад два инвалида принесли такое заявление и показали своего смотрящего. Они рассказали, что мужчина заставлял их работать сначала в Питере, потом в Москве, потом они приехали в Киев. Здесь организатор снимал для них квартиру, возил на работу, кормил, поил (даже наливал 100 грамм) и одевал. Но позже эти двое передумали и забрали заявление», — сказал нам замначальника ЦОС киевской милиции Владимир Дмитренко. Правда, причастность милиции к оборотам попрошайничества он отрицает.
«Официально нищим стоять не запрещено. Никто их не преследует», — сказал он. Один из сотрудников угрозыска рассказал нам, что мафию нищих Киева можно условно поделить на несколько групп. «Первую держит цыганский барон из Закарпатья, но такие нищие приезжают в Киев на сезонные заработки. Среди них есть смотрящие, которые договариваются с киевской «крышей» о работе, а живут или у своих же цыган под Киевом или снимают квартиру, или ночуют на вокзалах. Вторая группа нищих — кочевники, у которых есть свой начальник и смотрящий и от двоих до 15-ти разных инвалидов, стариков или просто бездомных. Руководитель возит их из города в город, кормит, одевает, одним словом, заботится о них», — сказал нам сотрудник угрозыска.
Автор: Анастасия Браткова, «Сегодня»
Tweet