Российские «гумконвои» как признания в оккупации Донбасса
С августа 2014 года Россия, систематически нарушая международные договора и двусторонние соглашения, шлет на Донбасс «гуманитарные конвои» под предлогом оказания помощи «русскоязычным соотечественникам» и восстановления разрушенной инфраструктуры региона. Несмотря на осуждение Украиной и международным сообществом «гуманитарных инициатив» России, она продолжала направлять свои грузовики на украинскую территорию.
«Гуманитарный» бизнес
За все это время российская сторона ни разу не допустила к оформлению и проверке «гуманитарных грузов» украинских пограничников и таможенников и, что наиболее важно, представителей Международного комитета Красного Креста (МККК).
По состоянию на сегодняшний день Россия направила на временно оккупированные территории Донецкой и Луганской областей около 50 тыс. тонн различных грузов. При этом «гуманитарные конвои» отправлялись не российским отделением МККК, а МЧС РФ. В дальнейшем «гуманитарная помощь» передавалась также не отделению МККК, действующему на Донбассе, а так называемым властям «ДНР» и «ЛНР». Хотя международной практикой предусмотрена передача гуманитарных грузов Красному Кресту. К примеру, Украина, направляет гуманитарную помощь на Донбасс (в т.ч. на подконтрольные ей территории) не напрямую, а именно через МККК.
МККК в помощь людям
Естественно, что такой необычный подход России к передаче «гуманитарной помощи» носит пропагандистский характер. Кроме того, кремлевские кураторы рассчитывают сформировать у местного населения чувство вассальной зависимости от самопровозглашенных властей. В свою очередь эти «власти», не сильно беспокоясь о страданиях «своего народа», умудряются не только раздавать, но и продавать по рыночным ценам продукты питания из российских «гумконвоев».
Как и следовало ожидать, в «Д/ЛНР» местные «власти» всячески отрицают свою причастность к разворовыванию российской «гумпомощи». Но даже сам Гиркин в одном из своих интервью признал, что российская «гуманитарка» в «Д/ЛНР», в отличие от украинской и ахметовской, по большей части разворовывается. Дополнительным доказательством тому – октябрьский скандал в «ЛНР», когда местным «МГБ» во время проведения рейдов в супермаркетах Игоря Плотницкого были выявлены российские продукты, доставленные в регион как «гуманитарный груз».
Сейчас сложившаяся ситуация с российскими «гуманитарными конвоями», превратившись в некую обыденность, уже не вызывает былого накала страстей у международного сообщества. Вместе с тем Украине не стоит опускать руки. Необходимо оказывать нестандартное давление на Россию в вопросе незаконного пересечения украинской границы российскими «гумконвоями».
В частности, в рамках нормандского или минского форматов следовало бы поднять вопрос касаемо изменения порядка распределения российской «гуманитарной помощи» в «Д/ЛНР». Очевидно, что гуманитаркой должен заниматься МККК, офис которого действует в Луганске, а не уголовники, называющие себя «властью».
Таким образом, даже без обеспечения возможности контроля грузов, доставляемых из России на Донбасс, был бы создан механизм недопущения разворовывания фактических гуманитарных товаров. Одновременно самопровозглашенные власти «Д/ЛНР», раздающие «российский хлеб насущный», лишились бы своей «божественности» в глазах полуголодного населения. Тем самым российские «гуманитарные конвои» обрели бы минимальные признаки международного гуманитарного приличия.
Государство-оккупант
Выше мы упоминали, что Россия, отсылая «гумконвои» в «Д/ЛНР» нарушает ряд международных соглашений. Среди них, к примеру:
-
международная Конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах (от 1982 года);
-
Соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи (Украины и России) в таможенных делах (от 1993 года);
-
Соглашение о взаимодействии государств-участников СНГ в области международных автомобильных грузовых перевозок (от 2003 года);
-
Протокол об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы государств-участников СНГ (от 2008 года).
На сегодняшний день Россия не разорвала с Украиной ни одного из указанных выше документов. Однако она и не удосужилась заключить соответствующие соглашения с самопровозглашенными республиками. Другими словами, отправляя «гуманитарные конвои» в обход украинских властей, российское руководство сознательно идет на нарушение существующего правового поля, регламентирующего перемещение грузов между странами.
Здесь хотелось бы еще напомнить, что свои «гуманитарные конвои» Россия отсылает на Донбасс со стабильной периодичностью – примерно раз в две недели. Количество машин с грузом также остается неизменным – около 100 единиц. Хотя нередко автомобили, направляемые в «Д/ЛНР» идут наполовину загруженные, либо вообще без гуманитарного груза. А ведь негуманитарный груз можно спокойно отсылать на Донбасс так же, как и боевиков, военную технику и боеприпасы. Но этого Кремль, почему-то, не делает…
Некоторый задаются вопросом «а что везут обратно эти «гумконвои» – частичный ответ на этом снимке перевернувшегося авто «гумконвоя»
Сознательное нарушение Россией международных договоров/соглашений, а также стабильная интенсивность направляемых на Донбасс «гумконвоев» (как и количество грузовиков) наводит на одну интересную мысль: российское руководство посылает четкий сигнал Украине и всему международному сообществу, что она является оккупантом отдельных частей Донецкой и Луганской областей Украины.
Ведь согласно положениям IV Женевской конвенции 1949 года и Дополнительного протокола І (от 1977 года) к Женевским конвенция 1949 года, государство-оккупант обязано обеспечивать гражданское население на оккупированной территории продовольствием, медикаментами, одеждой, постельными принадлежностями, средствами обеспечения крова и другими припасами, существенно важными для выживания. Исходя же из неоднократных заявлений России, в ее «гуманитарных конвоях» содержались все перечисленные категории: еда, медикаменты, стройматериалы, одежда, предметы первой необходимости.
12 ноября в «Д/ЛНР» прибывает очередной, 44-й «гуманитарный конвой» из России. В 44-й раз Россия распишется в том, что она – государство-оккупант. В связи с этим международное сообщество должно послать предельно четкий сигнал государству-оккупанту, что следствием всех его действий в Украине будет продолжение/усиление экономических и политически санкций. Если уж преступление не удается предотвратить 44 раза, то преступник должен быть наказан соответствующим образом.
Источник: Группа "ИС"