1,728 смертей: как фармакологические гиганты в США зарабатывали деньги. Часть 2

Продолжение истории из США: как фармакологические гиганты зарабатывали деньги, пока люди умирали от передозировок обезболивающего.  В 2008 году в компании McKesson согласились заплатить штраф в размере $13,2 млн, чтобы урегулировать претензии — компания не сообщила о сотнях подозрительных закупок из интернет-аптек. Они продавали рецептурные лекарства онлайн.

Эрик Айра из газеты The Charleston Gazette-Mail в 2017 году получил Пулитцеровскую премию за лучшее расследование. Журналист обнаружил: крупнейшие фармацевтические компании продают огромное количество рецептурных препаратов, вызывающих привыкания, в маленькие городки на окраинах – туда, где врачи наиболее лояльны и закрывают глаза на пару-тройку лишних рецептов, а аптекари не задают лишних вопросов. При этом фармацевтическое управление – государственный орган, который должен отвечать за контроль этих веществ, закрывал глаза на отсутствие отчетности, растущее количество смертей от передозировки и бушующую вокруг эпидемию.

Всего в серии публикаций Эрика Айры три текста, получивших одну из высших наград в журналистике. Ксения Пальчун перевела серию материалов. Первую часть можно прочитать здесь.

ЗАКОН О ЛЕКАРСТВАХ НЕ РАБОТАЕТ

Заглянув в законы штата Вирджиния, вы обнаружите трехступенчатую систему правил, которая регулирует поток лекарств, поступающих в штат.

Закон предписывает оптовым дистрибьюторам создавать системы для выявления  «подозрительных» заказов на лекарства с высокой степенью привыкания. Он обязывает оптовиков сообщать о них фармацевтическому управлению.

В правилах также прописано, какие именно заказы должны считаться сомнительными: необычного размера, существенно отличающиеся от привычных или слишком частые.

Но фармацевтические компании, поставляющие обезболивающие в Юго-Западную Вирджинию, игнорировали закон в течение долгих лет.

«Это не было пунктом закона, который управление привело в исполнение хотя бы раз», — сказал Дэвид Поттерс, исполнительный директор фармацевтического управления.

1.jpg

В период с 2001 по июнь 2012 года в фармацевтическое управление поступило всего два сообщения — оба от Cardinal Health (компания, специализирующаяся на дистрибуции лекарственных средств . — Прим. переводчика). С тех пор сообщений о подозрительных закупках лекарств поступило более 7,2 тыс.

Что изменилось? 26 июня 2012 года бывший генеральный прокурор Даррелл МакГроу подал иски против Cardinal Health, AmerisourceBergen и десятка других оптовых торговцев. В них он утверждал, что компании поставили слишком много болеутоляющих в Западную Вирджинию, но умолчали о подозрительных заказах от аптек.

Два дня спустя Cardinal Health начала предоставлять отчеты — около 40 в месяц — в фармацевтическое управление. McKesson Corp. ждала до марта 2015 года, чтобы начать отправлять отчеты о подозрительных закупках — через год после того, как  Генеральный прокурор Западной Вирджинии Патрик Морриси начал расследование.

Правило о подозрительных заказах не поясняет, что фармацевтическое управление должно делать с полученными сообщениями. Они отложили каждое из поступивших: не расследовали, не связывались с дистрибьюторами и аптеками, не передавали отчеты правоохранительным органам.

Аптеки при желании могли заказать мощнейшие обезболивающие без особых проблем — по крайней мере, со стороны государства.

Например, в аптеке долины Туг в округе Минго заказы на продажу болеутоляющего гидрокодона (hydrocodone) выросли с 820 тыс. таблеток в 2007 году до более 2,4 млн таблеток в 2008 году и более 3 млн таблеток в 2009 году, как показывают данные Агентства США по обеспечению соблюдения законов о наркотиках. Однако резкий рост спроса на лекарства не обеспокоил дистрибьюторов — в фармацевтическое управление не отправили ни одного отчета о подозрительной активности.

2.jpg

Две недели назад Gazette-Mail проверила документы, которые хранятся в двух банковских ящиках в офисе фармацевтического управления. Выяснилось: комиссия не отслеживает количество сообщений о подозрительных закупках.

Журналисты пересчитали их вручную и выяснили: Cardinal Health предоставили по крайней мере 2428 отчетов, McKesson выявил 4,814 подозрительных заказа из аптек Западной Вирджинии. Masters Pharmaceuticals отправили 10 докладов, а Smith Drug Co. — один.

Cardinal Health отчитывается ежемесячно, однако у управления отсутствуют доклады от них за достаточно длительный период — девять месяцев.

Поттерс предположил, что эти отчеты не были утеряны: их попросту не существовало.

После долгих лет игнорирования закона, на прошлой неделе фармацевтическое управление единогласно постановило направить письма оптовым поставщикам лекарств и попросить их сообщать о подозрительных заказах. Они планируют направить отчеты сразу в офис Морриси.

«Мы должны работать над этим», — подчеркнул президент фармацевтического управления Деннис Льюис.

До понедельника управление никогда не обсуждало требование о предоставлении отчетности публично. И нет никаких доказательств, что они когда-либо уведомляли дистрибьюторов лекарств о порядке действий при выявлении подозрительных закупок.

«На протяжении многих лет, управление не очень хотело получать отчеты о сомнительных закупках», — отметила Ребекка Беттс, адвокат компании H.D. Smith Drug Co.

DEA (Управление по Борьбе с Наркотиками, УБН) также требует от оптовиков сообщать о подозрительных заказах. Закон в Западной Вирджинии почти дословно повторяет правила DEA. УБН, однако, говорит о дистрибьюторах слишком расплывчато, называя их «регистрантами».

DEA регистрирует дистрибьюторов лекарств и аптеки. Фармацевтическое управление — лицензирует.

«Мне кажется, закон написан некорректно. В нем должно говориться именно об оптовых торговцах», — заявил Поттерс.

Фармацевтические компании получили огромные штрафы за несообщение о подозрительных заказах в других государствах.

В 2008 году в компании McKesson согласились заплатить штраф в размере $13,2 млн, чтобы урегулировать претензии — компания не сообщила о сотнях подозрительных закупок из интернет-аптек. Они продавали рецептурные лекарства онлайн.

3.jpg

«Как вы, наверное, знаете, неконтролируемые «утечки» рецептурных веществ всегда были проблемой отрасли. Для нас нет ничего важнее безопасных поставок лекарственных препаратов», — прокомментировал ситуацию генеральный директор компании Джон Хэммергрен.

Прошло семь лет, Хэммергрен все еще занимает должность генерального директора, однако компания вновь попадает в ту же ситуацию: в отношении McKesson инициировали федеральное расследование. Компания выплатила $150 млн штрафа и приостановила свою деятельность на четырех складах, чтобы урегулировать ситуацию.

Наркоконтроль США также оштрафовал и Cardinal Health за несообщение о подозрительных заказах лекарств.

В 2008 году компания выплатила штраф в размере $34 млн за то, что не сообщила о подозрительных продажах гидрокодона. В 2012 году DEA приостановил поставку ими обезболивающих и других лекарств из Лейкленда, штат Флорида, на два года. Федеральное агентство заявило, что Cardinal Health не сообщили о подозрительных заказах от четырех аптек штата.

Дистрибьюторы отрицают любые нарушения. Пресс-секретарь McKesson, Cardinal Health и AmerisourceBergen отказались комментировать ситуацию.

В судебных делах оптовики выступили против DEA.

DEA не позволяет дистрибьюторам увидеть, в какие аптеки их конкуренты поставляют лекарства.

DEA также отклонил просьбу скрыть имена оптовиков и опубликовать рецепты на таблетки из аптек. Записи о врачах, которые выписывают рецепты и пациентах, которые получают опиоиды, являются тайной для дистрибьюторов, даже если эта информация находится в государственной базе данных по аптекам.

«Оптовые поставщики не знают о деятельности конкурентов, поэтому мы получаем доклады о подозрительной деятельности из одной аптеки от сразу нескольких компаний», — объяснил ситуацию Вог Сайзмор (Vaughn Sizemore), заместитель генпрокурора, помогающий фармацевтическому управлению разобраться с докладами.

На встрече на прошлой неделе Сайзмор предложил фармацевтическому управлению изменить свои правила и обязать дистрибьюторов лекарств сообщать о подозрительных закупках непосредственно генпрокурору. Государственным чиновникам придется одобрить это изменение.

Морриси, который представлял Cardinal Health и работал в индустрии оптовой торговли болеутоляющими в Вашингтоне, округ Колумбия, до вступления в должность в 2013 году, уже уведомил аптеки Западной Вирджинии об их роли в эпидемии, связанной с продажей рецептурных лекарств.

4.jpg

Ранее в этом месяце Морриси подал иск против аптеки Larry’s в округе Бун. Он утверждает, что магазин не проверял рецепты и продал немыслимое количество болеутоляющих — 10 млн доз за 11 лет.

McKesson представила 34 сообщения о закупках лекарств в данной аптеке в этом году. Эту информацию журналисты Gazette-Mail обнаружили, просматривая документы в фармацевтическом управлении. Комиссия никогда не спрашивала поставщиков лекарств, выполняют ли они заказы, о которых сообщают как о подозрительных. Кроме того, не проверяла аптеки, деятельность которых должна регулировать.

В данном расследовании принимал участие сотрудник Gazette-Mail Эндрю Браун.

Перевод: russiangate.com

You may also like...