Схема аферы «Права за 10 дней»: что будет если полиция поймает водителя?
Мошеннические схемы купли-продажи водительских прав, возникшие неизвестно когда, до сих пор в Украине живут и процветают. На услуги получения водительских удостоверений незаконным путем есть спрос, который и порождает предложение – именно это стимулирует появление все новых и новых мошеннических группировок. Полиция, пусть даже выполняя свою работу идеально, все равно не сможет искоренить под ноль это явление.
Объявления в вагонах метрополитена – один из самых эффективных видов рекламы, ведь сотни тысяч людей ежедневно пользуются “подземкой”. Они бывают законными, рекламодатель платит официально, и “левыми” – клочки бумаги неизвестно кем наклееные, например, над дверью вагона. Из последних можно узнать массу интересного не только о товарах и услугах. Например, как получить водительское удостоверение за 10 дней. Именно такую рекламу можно видеть в конце апреля в вагонах поездов подземки. Смотрите фото – это коллега сфотографировал на «красной», Святошинско-Броварской линии.
Журналистам агентства Укринформ и стало интересно, каким образом за 10 дней можно: 1) пройти теоретический курс в автошколе, 2) “отъездить” 20 практических занятий с инструктором, 3) отстоять очередь в сервисный центр, 4) сдать теоретический и практический экзамен, 5) дождаться изготовления пластикового водительского удостоверения (а это, между прочим, недели две). И весь этот “олл инклюзив”, как оказалось, стоит всего 3 000 гривень! То есть, дешевле, чем в киевских автошколах, где средняя цена такого комплекса услуг – около 7 000 гривень. Да еще и время надо тратить и вообще – учиться! А тут – раз – и на тебе права! Заманчивое предложение, согласитесь…
Они скажут, что их деятельность вполне законна. Но это не так
Корреспондент решил позвонить по номерам в рекламе – расспросить: что да как. Берет трубку молодой человек, представиться отказался. И вот как он объясняет услугу (логика, или же полное ее отсутствие – на совести источника):
“Права мы выдаем европейского образца, поэтому учебной программы никакой и нет (что-то причинно-следственная связь не прослеживается. – Авт). Именно европейский документ позволяет закон делать за 10 дней. (Что это словосочетание означает – не знаю, честно. Переспросить не получилось. – Авт.) Стоит это 3000 грн, оплата – уже при передаче документов. Вы отправляете на этот номер телефона, копию паспорта и две фотографии 3х4 матовые (как это «матовые»? по Интернету?! – Авт.), и через 10 дней получаете права. Для того, чтобы получить украинское водительское удостоверение, надо ждать два месяца и предоставлять больше документов. Соответственно, и цена будет отличаться. Все это – легально, но доверять или нет – ваше личное дело. Подробную информацию можем выслать вам на электронную почту».
Информации о компании мы так и не получили. Впрочем, разговор нас несколько насторожил. Во-первых, известно, что украинские водительские права (в виде пластиковых карточек) и есть правами европейского образца, поэтому не понятно, о каких документах “европейского образца” идет речь. Во-вторых, смущает эта “ оплата на месте”, ведь у «фирмы» нет гарантий, что заказчик за правами придет, а только изготовление пластикового удостоверения официально стоит около 220 гривен. У них что, своя «фабричка» по выпуску этого пластика? В-третьих, почему надо предоставлять только копию паспорта, если ее так легко подделать? И наконец, ни украинским, ни законодательством стран Европы не предусмотрена выдача водительских удостоверений без соответствующего обучения и сдачи экзамена. И судя по всему можем сделать вывод, что мы имеем дело с мошенниками. Или с бандитами. Или с мошенниками-бандитами одновременно.
В постановлении правительства “О порядке выдачи удостоверения водителя” четко указано, что монополию на выдачу водительских удостоверений в Украине имеют лишь сервисные центры МВД, которые появились на месте старых МРЭО (Межрайонное регистрационно-экзаменационное отделение ГАИ). Следовательно, любая другая организация или лицо не имеют право выдавать водительское удостоверение. А тем более, без сдачи экзаменов.
Даже «нахимиченные» права также не возможно изготовить менее чем за два месяца. Ведь автошколы должны отчитываться в сервисные центры, как только у них набирается группа. Только через два месяца человек, поступивший в автошколу, имеет право сдавать экзамен в структурах МВД. Если права обещают раньше, то это сигнал об откровенной подделке, это означает, что номера такого «документа» не будет в единой электронной базе, поэтому при серьезном ДТП вероятность “погореть” на подделке документов – 100%.
То есть, изготовление водительских удостоверений, где-либо, кроме сервисных центров МВД, или же выдача прав не по процедуре, является уголовным преступлением. И реагировать на это должны: а) полиция, б) метрополитен. Но мы имеем то, что имеем: «левую» рекламу, которая часто предлагает товары и услуги, находящиеся вне закона, немерено и что-то не припоминается ни одного случая, чтобы когда-то кто-то понес за это ответственность. Между тем «автомобильный» юрист Богдан Глядик в комментарии Укринформу объясняет, что “законодательство предусматривает, что задачами полиции, в частности, являются: 1) обеспечение публичного порядка и безопасности, 2) охрана интересов общества и государства, 3) противодействие преступности. То есть выявление преступлений, связанных с подделкой, или ненадлежащей выдачей водительских удостоверений, является прямой задачей полиции”.
Никакие схемы невозможны без содействия сервисных центров МВД
Впрочем, спрос на “покупку” липовых” водительских удостоверений в Украине – есть, и немалый. На сайте olx, в частности, запрос “помощь в получении прав” выдает 14 вариантов. Самая распространенная схема – договориться с инструктором в автошколе. На практике это называется “подстраховка”. Процедура получения прав ничем не отличается от законной, кроме того, что результаты экзамена никакой роли не играют. То есть человек проходит курс обучения, самостоятельно сдает экзамен – правила и вождение – в сервисном центре и получает водительское удостоверение при любом результате.
Председатель общественной организации “Общественный комитет транспортной безопасности” Юрий Папировый в комментарии Укринформу объясняет, что сейчас в стране есть три самых распространенных схемы получения прав, не сдавая экзамен и не посещая учебу – и их существование невозможно без содействия со стороны сервисных центров. О первой из них – “подстраховке” – мы только что рассказали. – Авт). “Есть и другая схема – права человек получает “на руки” сразу, без обучения. Мне неизвестно, как сервисные центры это “проводят” – или просто дописывают результаты, или приводят на экзамен другого человека. Видеокамеры, фиксирующие людей, которые заходят и выходят из комнат сдаче экзаменов, не помогают, ведь включаются-выключаются они в ручном режиме».
Есть и третья схема – вообще без привлечения сервисного центра. “Группу мошенников недавно разоблачила СБУ – они просто подделывали документы, у них были все официальные бланки водительских прав. Единственное отличие в том, что номеров водительских удостоверений, изготовленных таким образом, не может быть в базе, поэтому здесь “покупатель” полагается только на удачу – попадешь в серьезное ДТП или нет. Ведь только в этом случае права будут проверяться”, – рассказывает эксперт.
В идеале, полиция могла бы без особых проблем отличить настоящие права от подделок. Патрульные наряды «вооружены» планшетом, с помощью которого могут по базе проверять, выдавалось ли сервисными центрами соответствующее удостоверение. “Последнее время есть много случаев, когда патрульный полицейский выявляет поддельный документ при проверке документов у водителя. Фактически, Уголовный кодекс предусматривает ответственность как за подделку документа, так и за использование такого документа, о чем говорится в статье 358. Как пример, об ответственности за подделку, вчера была информация, что полиция выявила преступную группу, которая подделывала дипломы. В общем, решений о привлечении к уголовной ответственности за подделку документов – достаточно много”, – объясняет Богдан Глядик.
Ну, про дипломы «с базара» понятно, а насчет фальшивых водительских прав как?
Если полиция поймает водителя с недействительным удостоверением – будет отвечать только он сам
И все же, как противодействовать мошенническим схемам, которые ширятся, как микробы? Во-первых, следовало бы четко разграничить ответственность за “формальную процедуру”, собственно, выдачу удостоверений – между автошколами и сервисными центрами. “На сегодня автошколы учат, а сервисный центр – экзаменует и допускает к управлению. А ответственности за выдачу удостоверения не несут ни первые, ни вторые. Дескать, сервисный центр свою работу выполнил – проэкзаменовал выпускника школы и выдал права в зависимости от результата экзамена. Автошкола, в свою очередь, провела обучение и отправила в сервисный центр на экзамен. Вроде бы тоже не имеет отношения к выдаче прав”, – объясняет эксперт Укринформа.
Проблему с покупкой-продажей водительских прав надо решать, ведь от этого зависит наша с вами безопасность на дороге. Ведь никто не может быть уверен, что не станет завтра жертвой “липового” водителя, который купил себе документ. “Сервисные центры ввели видеофиксацию экзаменов, но сейчас видно, что она проблемы не решает – результаты экзаменов как “рисовали”, так и “рисуют”. Думаю, необходимо среди сотрудников сервисных центров ввести более жесткую практику, чтобы ликвидировать укоренившийся коррупционный механизм. Кроме того, необходимо придумать другую, более надежную идентификацию сдающих экзамен”, – убежден Юрий Папировый.
Впрочем, на услуги получения водительских удостоверений незаконным путем есть спрос, который и порождает предложение – именно это стимулирует появление все новых и новых мошеннических группировок. Полиция, пусть даже выполняя свою работу идеально, все равно не сможет искоренить под ноль это явление. Наши с вами сограждане, которые везде хотят «без очереди – без справки – без учебы», не дадут этого сделать. Как заставить их уважать, прежде всего, всех нас.
Автор: Николай Романюк, Киев; Укринформ