Западня для стрелков. Как ловили серийных грабителей бронированных машин в Техасе
По данным исследований, ежегодно в США совершают от 25 до 35 нападений на бронированные автомобили, перевозящие ценные предметы или деньги. За это же время в стране грабят около 4000 банков. В 2015 году в Хьюстоне начали систематично и профессионально грабить и убивать инкассаторов. На розыск преступников ушло два года, и для этого ФБР пришлось устроить для них западню.
36-летний Редрик Батисте (Redrick Batiste) выглядел как обычный темнокожий мужчина средних лет: высокий, худощавый и всегда с лёгкой улыбкой на фотографиях. Он регулярно навещал пожилых родителей, жил с двумя собаками и почти всё свободное время уделял семье — девушке Бучи Окох (Buchi Okoh) и двоим детям.
Полицейский на месте столкновения банды налётчиков и инкассаторов, август 2016 года. Фото Houston Chronicle
Трудно было поверить, что Батисте способен на преступление, отмечает TJournal. Однако через год после начала жестоких ограблений и убийств инкассаторов в Хьюстоне полиция и ФБР установили слежку за американцем. Спецслужбы полагали, что именно он руководит группировкой вооружённых профессионалов, которым удавалось грабить бронированные автомобили. Историю деятельности злоумышленников и детали их поимки рассказал журнал Texas Monthly.
Без права на сдачу
12 февраля 2015 года к зданию торгового центра в Хьюстоне подъехал бронированный фургон компании Brinks — она поставляет транспорт для перевозки ценностей и наличных денег, работая в том числе и в России. Внутри здания на первом этаже находилось отделение банковской компании Capital One — двое сотрудников Brinks, Элвин Кинн (Alvin Kinn) и Берта Бун (Bertha Boone), как раз собирались забрать оттуда деньги и поехать дальше.
Через 25 минут Кинн, в бронежилете и с пистолетом в набедренной кобуре, выкатил тележку с деньгами из подвального помещения банка. В этот момент откуда-то появились трое человек в масках: инкассатор крикнул им, но они ничего не ответили и выстрелили ему в голову из винтовки. Мужчина умер мгновенно.
Напарница погибшего тут же включила сирену фургона, вытащила пистолет из кобуры и выстрелила девять раз в сторону нападавших, но промахнулась. Рассредоточившись, преступники «прижали» женщину плотным огнём из винтовок, быстро сложили деньги банка в сумку и скрылись на белом Ford F-250, появившемся из-за угла.
Чуть позже агенты ФБР обнаружили автомобиль брошенным в другой части города и сделали вывод, что преступники сменили транспорт и разделились. Просмотр записей камер видеонаблюдения ничего не дал, но случайный свидетель перестрелки заметил, что одним из грабителей был темнокожий мужчина без маски. Это всё, чего смогли добиться спецслужбы — не помогла даже награда в 100 тысяч долларов, которую назначила полиция. Преступники исчезли.
По данным исследований, ежегодно в США совершают от 25 до 35 нападений на бронированные автомобили, перевозящие ценные предметы или деньги. За это же время в стране грабят около 4000 банков. Для такого расхождения есть простое объяснение — напасть на здание банка куда проще, чем атаковать бронированную машину с охраной. Менеджеров учат во всём соглашаться с преступниками и в первую очередь беспокоиться о безопасности людей. В это же время инкассаторы имеют право стрелять на поражение, если заподозрят угрозу. «Это стандартная практика, они не будут ждать, пока грабитель выстрелит первым», — говорит охранный специалист Джим МакГаффи (Jim McGuffey).
Но большой риск вознаграждается крупной наградой: банковские грабители в лучшем случае успеют вынести несколько тысяч долларов до прибытия полиции, но инкассаторы перевозят с собой куда более крупные суммы, аккуратно уложенные в сумки. Зачастую используются два пути для таких налётов: грабители блокируют путь бронированной машине и взрывают задние двери фургона, за которыми лежат деньги, или же ждут удачного момента и нападают на инкассатора с сумками.
Однако случай в Хьюстоне был уникальным — впервые с 2002 года местного инкассатора убили при исполнении, хотя он даже не успел взять в руки оружие или сдаться. После этого налёта в 2015 году произошло ещё два случая нападений на бронированную машину: в одном работали двое вооружённых грабителей масках, которые под угрозой расстрела отняли деньги у охраны. Другой эпизод оказался более изощрённым.
Нападения продолжаются
В ноябре 2015 года фургон инкассаторов подъехал к отделению Bank of America в северной части Хьюстона. Из машины вышел инкассатор, забрал в офисе деньги и пошёл обратно по направлению к транспорту, когда из припаркованной неподалёку машины вышел темнокожий мужчина в бронежилете и открыл огонь из полуавтоматической винтовки.
Кадр с записи камеры видеонаблюдения во время нападения на Bank of America. Человек на записи — один из стрелков, ноябрь 2015 года. Фото ФБР
Несмотря на ранения, инкассатору удалось добраться до автомобиля и укрыться в кабине. Поняв, что штурмовать бронированный фургон слишком рискованно, нападавший бросил первоначальный транспорт и скрылся на джипе, припаркованном на другой части улицы.
Прибывшие на место агенты ФБР вновь остались ни с чем — улики отсутствовали, а свидетелей на месте преступления не оказалось. В надежде хоть на какую-то зацепку власти назначили награду в 15 тысяч долларов за любую информацию, которая приведёт к аресту подозреваемого. Попытка оказалась тщетной — никто из звонивших на горячую линию не сообщил ничего полезного.
В марте 2016 года инкассаторская машина как всегда остановилась у отделения JPMorgan. Из бронированного фургона вышел Мелвин Мур (Melvin Moore), чтобы забрать деньги из терминала и поехать дальше. Как только он наклонился к аппарату, то получил пулевое ранение и упал на землю. К Муру тут же подъехала чёрная машина, но инкассатор успел достать пистолет и выстрелить в сторону нападавшего, вынудив автомобиль развернуться и уехать. Затем Мур уронил оружие на асфальт и умер.
Следователь изучает место столкновения налётчиков и инкассаторов, март 2016 года. Houston Chronicle
В этот раз проверка записей камер видеонаблюдения удивила ФБР больше обычного — они не видели стрелка. Эти нападавшие не действовали напролом, приближаясь к инкассаторам, а использовали другую тактику. Один из преступников держался как минимум в 45 метрах от цели. Оттуда он, подобно снайперу, спокойно выстрелил в инкассатора, после чего его напарник в другой части улицы подъехал на машине за деньгами. План сработал бы, если бы только Мур не успел ответить огнём. Впрочем, нападавшие всё равно безопасно скрылись: на записях видеокамер не было видно автомобильных номеров, а свидетели не разглядели лица преступников.
Следующая атака произошла через пять месяцев точно по такой же схеме, но в этот раз всё получилось — стрелок разобрался с инкассаторами, а неизвестный на синей Toyota забрал сумки, где находилось по меньшей мере 120 тысяч долларов. Марка машины привлекла внимание следователей, так как её зафиксировали на стоянке отеля неподалёку за три часа до перестрелки. Помимо этого с ФБР связался неизвестный, пообещавший раскрыть информацию о нападавших не за 15 тысяч, а за 3,5 тысячи долларов наличными. Не имея альтернатив, агенты согласились.
Семьянин, бизнесмен, грабитель
Информатор, который, предположительно, некогда общался с налётчиками, назвал имя их предводителя — предприниматель Редрик Батисте. Тот родился в семье водителя автобуса и работницы салона по производству компьютеров, учился в частных школах и регулярно посещал церковь. Несмотря на относительно благополучное происхождение и воспитание, в 1996 году 17-летний Батисте оказался в тюрьме за незаконное ношение оружия, а следующие годы ситуация только усугубилась: его арестовывали за хранение наркотиков, езду в пьяном виде и драки.
Личная жизнь тоже не складывалась — от первой возлюбленной у Батисте родился сын, но он умер в младенчестве из-за медицинских осложнений. Позже от новой девушки у американца появилась дочь, которой в 2018 году исполнилось чуть меньше 20 лет. С ней мужчина продолжал поддерживать контакты вопреки ссоре с её матерью.
Редрик Батиста во время отбытия срока. Фото полиции Хьюстона
Друзья и коллеги Батисты отзывались о нём положительно, подмечая его вежливый и спокойный характер. Даже адвокат американца, неоднократно защищавший его в суде, говорил о подозреваемом как о человеке, неспособном пойти на действительно серьёзное преступление. Летом 2014 года новая возлюбленная Батисте, Бучи Окох, забеременела, и позже родила дочку Имани.
Предприниматель перевёз семью в новый дом, который обошёлся ему почти в 150 тысяч долларов. Несмотря на это, он постоянно обещал жене в будущем купить новый дом, где бы хватило места для всей семьи. Как вспоминает Окох, супруг никогда не выглядел нервным или задумчивым. Словно бы всегда знал, как нужно действовать для исполнения своих целей. «Он хотел построить свою жизнь правильно, завести семью, чем мы и занимались. Мы создавали семью и следили, чтобы наши дети были в порядке», — объясняет девушка.
Когда спецслужбы изучили криминальную биографию Батисте, то пришли в недоумение — он не привлекался больше семи лет, словно давно оставил преступное прошлое позади. Дома у американца всегда стоял идеальный порядок: никакой пыли, грязи или крошек, как будто за порядком следила горничная. Однако информатор ФБР продолжал настаивать на вине Батисте, и суд разрешил агентам начать слежку за предполагаемым грабителем инкассаторов.
В это же время спецслужбы обнаружили белую Toyota, которая стояла на парковке в нескольких километрах от дома Батисте. Проверка показала, что машина украдена, а на задней двери вырезана дырка — достаточно большая, чтобы просунуть туда автоматическую винтовку с прицелом. Агенты поставили маячок на автомобиль и через несколько дней узнали, что кто-то перепарковал его в другом месте. Был ли это Батисте? Следователи не могли сказать наверняка. Более того, они до сих пор не нашли улик, доказывающих причастность американца к вооружённым налётам. Решение оставалось только одно — нужно поймать нападавших прямо на месте преступления.
Западня для стрелков
Три месяца — столько времени агенты ФБР следили за Батисте, когда он выезжал в город, и изучали его дом с помощью скрытых камер видеонаблюдения. Жизнь американца казалась рутинной, за исключением одного — иногда он встречался с 37-летним Нельсоном Полком (Nelson Polk) и его дядей, 46-летним Марком Хиллом (Marc Hill). Оба имели за спиной длинный список совершённых преступлений и выглядели достойными напарниками для налётов на инкассаторов.
Однако, как и Батисте, мужчины вели себя как законопослушные граждане с семьёй и бизнесом. Вскоре ФБР добились установки слежки и за ними, но первое время она не давала заметных результатов. Всё изменилось 21 ноября 2016 года, когда Хилл приехал к зданию банка Amegy Bank в северной части Хьюстона. Он пробыл там три часа и уехал, после чего неподалёку от учреждения остановилась машина Батисте.
На следующий день ситуация повторилась: предположительно, угол обзора подозреваемых как раз позволял отслеживать передвижение инкассаторов. После «дежурства» Хилл и Батисте по отдельности прибыли к супермаркету, где встретились с Полком. После непродолжительного разговора американцы объехали несколько главных улиц в той части города, словно бы запоминали маршрут, а затем разъехались в разные стороны.
Агенты ФБР были уверены — скоро подозреваемые вновь устроят нападение. Следователи убедили суд поставить прослушку на телефон Батисте и лишь подтвердили свои опасения: группа действительно к чему-то готовилась. Понять, к чему именно, оказалось не так легко, потому что американцы общались кодовыми фразами без точных деталей плана. Новый толчок расследования произошёл 1 декабря 2016 года, когда Батисте вернул из аренды машину марки Cherokee.
На следующий день после этого следователи взяли напрокат этот же автомобиль и обнаружили, что американец сделал запасной ключ зажигания. Помимо этого агенты нашли спрятанное GPS-устройство, и тогда всё стало понятно — с помощью своего ключа и навигатора Батисте мог следить за передвижением машины и украсть её в нужный момент.
Техники ФБР сразу принялись за работу: они установили в машине микрофон, камеру видеонаблюдения и устройство слежения с функцией удалённого отключения мотора. Хитрость сработала — несколько дней спустя Батисте действительно отследил Cherokee, которым пользовался новый водитель, дождался удобного случая и угнал автомобиль с помощью своего ключа. Два дня спустя подозреваемый заехал в автомастерскую и затонировал окна машины, а на следующий день припарковал её вблизи отделения Amegy Bank.
7 декабря 2016 года Батисте позвонил жене и сказал, что любит её. После этого он связался со своим старым другом и также сказал, что любит его и ценит. К десяти утра он подъехал к банку и занял снайперскую позицию, откуда открывался хороший обзор на вход в здание. Двое напарников сидели в машине, готовясь забрать сумку у убитого инкассатора, а ещё двое находились неподалёку и следили, чтобы поблизости не оказалось полицейских.
К 11:00 один из помощников сообщил о приближении бронированного фургона. На скрытой камере видеонаблюдения в Cherokee видно, как Батисте сделал несколько вдохов, чтобы успокоиться, а потом посмотрел на улицу и c удивлением произнёс: «Какого хрена?!». В этот момент к машине его подельников приближались бойцы SWAT.
Агенты ФБР на месте столкновения группы налётчиков и бойцов SWAT, 7 декабря 2016 года
Ошарашенный Батисте попытался уехать, но техники ФБР удалённо отключили двигатель автомобиля. Тогда, не произнеся не слова, мужчина вышел, прицелился из полуавтоматической винтовки AR-15 в сторону спецназа и сделал по крайней мере один выстрел. Полицейские ответили огнём и попали нападавшему в ногу и грудь — упав, Батисте сделал ещё несколько вдохов, и умер. Пятерых подельников убитого, включая Хилла и Полка, вскоре окружили и задержали.
Агенты ФБР так и не раскрыли, нашли ли они оружие или украденные деньги в доме главы группировки. Никто из членов банды не признался в участии в налётах — они находятся под арестом, но суд по их делам всё ещё не назначен. Как утверждает глава полицейского отделения Хьюстона, именно Батисте и его напарники в ответе за нападения на инкассаторов, происходившие около двух лет — с февраля 2015 года. Преступные мотивы Батисте остаются неизвестны — непонятно, зачем предпринимателю с благополучным бизнесом потребовалось создавать группировку.
Вне зависимости от налётов, совершённых американцем, его родители и супруга называют его неконфликтным человеком и до сих пор не верят в произошедшее. На похороны стрелка пришли лишь родственники и несколько близких друзей. «В тот день никто не сказал о нём плохого слова. Должно быть, он не был настолько уж плохим», — говорит мать стрелка, словно убеждая саму себя в сказанном. «Он не был настолько уж плохим».
Автор: Roman Persianinov; TJOURNAL
Tweet