«Мобильная» игра на чувствах: SMS от аферистов получает каждый пятый
SMS от аферистов получает каждый пятый обладатель мобильного телефона. Мобильные мошенники находят новые циничные методы выманивания денег. Новый способ «развести» сограждан на деньги недавно нашли телефонные аферисты. Абоненту приходит SMS-сообщение с просьбой найти донора для умирающего ребенка. В тексте послания указывается контактный телефон, но на звонки по нему никто не отвечает. Зато сердобольный гражданин обнаруживает, что за прослушанные длинные гудки с его мобильного счета сняли кругленькую сумму. И это далеко не единичный случай.
По данным защитников прав потребителей, с телефонными аферами хотя бы раз в жизни сталкивается каждый пятый владелец мобильного. По мнению экспертов, причина не только в фантастической доверчивости россиян. Мошенники неплохо знают психологию и умело играют на чувствах людей.
Многие пользователи Интернета еще на прошлой неделе могли увидеть следующее объявление. «Срочно для ребенка нужен донор, группа крови 3-я отрицательная, редкая группа. На станциях переливания найти не удалось, нигде нет. Спасите нас!» В послании указывался номер контактного телефона.
Однако когда разжалобленные пользователи перезванивали, чтобы узнать хотя бы город, где требуется помощь, их ждали длинные гудки. И разочарование, когда становилось ясно, что со счета сняли деньги, от 5 до 300 рублей, в зависимости от размера мобильного бюджета.
Какую прибыль получили циничные мошенники – пока неизвестно. Эксперты считают, что сумма должна быть немаленькой. Сердобольных людей в России много. «Если раньше мошенники играли на жадности человека, предлагая ему крупный выигрыш, то теперь играют на таких чувствах, как сострадание, – рассказал «НИ» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. – Благотворительность таким образом просто дискредитируется».
«Все схемы, которые раньше действовали на улице, например, мошенничество под видом благотворительных организаций, сейчас переходят в сферу IT-технологий, – рассказала «НИ» руководитель пресс-службы Управления «К» МВД РФ Ирина Зубарева. – Мобильный телефон, как и Интернет, подкупает своей анонимностью. И, надо отметить, что проблема мобильных мошенничеств в последнее время стала очень актуальной. Только за этот год количество пострадавших от телефонных аферистов по каждому уголовному делу исчисляется сотнями».
Эксперты отмечают, что изобретательность мошенников растет постоянно. Недавно появился еще один популярный способ снятия денег, который играет на любопытстве человека. Абонент получает множество сообщений о пропущенных вызовах. Он перезванивает по неизвестному номеру. Там тоже никто не берет трубку, зато со счета мистическим образом пропадает солидная сумма. Есть и другая распространенная схема мошенничества. «В последнее время абоненты сотовых операторов стали получать SMS с просьбой «У меня проблемы, позвони по такому-то номеру, если номер не отвечает, положи на него столько-то рублей и перезвони».
Некоторые абоненты, особенно люди пенсионного возраста, пополняют счет мошенников, думая, что пишет кто-то из близких», – рассказала «НИ» менеджер по социальным проектам службы по связям с общественностью одной из телефонных компаний Анна Самохвалова.
По словам экспертов, причину всех этих явлений надо искать… в тюрьме. «Практически в каждой тюремной камере найдется человек, у которого есть мобильный телефон. И вот для того, чтобы пополнять баланс, заключенные разработали эти схемы, – рассказала «НИ» Ирина Зубарева. – Далее они могли незаконно звонить родственникам, адвокатам или давать телефон сокамерникам за отдельную и немаленькую плату. Сейчас многие из этих заключенных оказались на свободе и продолжают успешно применять эти способы пополнения счета».
Эксперты призывают граждан быть бдительными и перепроверять каждый подозрительный звонок и SMS у оператора. Только так можно противостоять мошенникам – ведь ответственность за мобильный бюджет фактически возлагается на владельца телефона.
«Компания может приостановить предоставление услуг абонентам, наносящим вред другим абонентам, а также выследить злоумышленника, – рассказала «НИ» Анна Самохвалова. – Но для этого надо хотя бы знать о факте мошенничества. А люди обычно редко обращаются к операторам за проверкой информации».
Анна Семенова, Новые известия