Верховная Бизнес-Рада: как депутаты «молотят бабло»

После отмены мажоритарной системы лоббировать бизнес-интересы в парламенте сложнее и дороже. Парламентариям двух последних созывов до законотворческой продуктивности своих «экс-коллег» далеко. «Для влиятельного народного депутата практически нет неразрешимых задач. Он может добиться принятия нужного закона и дополнительной строчки в бюджете, обеспечить благосклонное отношение к бизнесу со стороны налоговой или других проверяющих органов. А его письмо с настоятельной просьбой посодействовать, попавшее в нужные руки, поможет получить землю или растаможить любой товар» — так охарактеризовал лоббистские возможности парламентариев помощник одного из народных депутатов. Неудивительно, что некоторые бизнесмены постоянно ищут покровителей в стенах Верховной Рады, ну а если позволяют амбиции и финансы, стараются сами сесть в кресло народного депутата.

Среди лоббистов в Раде есть свои победители и аутсайдеры. В десятке самых «пробивных» экономических законотворцев Верховной Рады IV cозыва (2002-2006 гг.), чьи инициативы чаще всего становились законами, представители разных сил. Наиболее активные «писатели» за время депутатства предложили от 90 до 300 документов, 35-40% из которых были приняты. «Раньше парламент состоял из 15-16 фракций и целой орды практически никем не контролируемых депутатов, с радостью готовых сотрудничать с представителями деловых кругов», — рассказывает менеджер по корпоративным связям одной из транснациональных компаний.

Но вольница закончилась в 2004 году. Парламентариям двух последних созывов до законотворческой продуктивности своих «экс-коллег» далеко. Даже самым активным депутатам нынешнего созыва, пытавшимся изменить земельное законодательство, закон о госзакупках или размеры таможенных пошлин, удавалось продвинуть в течение года не более 3-4 законов. Если раньше депутат в одиночку мог помочь бизнесу в решении его проблем, то сейчас в силу вступил коллективный разум фракции. «Решать вопросы можно, но уже за большие деньги», — признают бизнесмены.

Дорогое кресло

Пока существовала мажоритарная система и народных депутатов выбирали в округах, бизнесменам было проще попасть в парламент. Они договаривались с руководством района, формировавшего избирательные участки, а голоса избирателей завоевывали несколькими громкими PR-акциями. Цена попадания в список партии, по неофициальным данным, достигала $500 тыс. Но после проведения политреформы, в результате которой парламентские фракции укрупнились, а у малоизвестных политических сил не осталось надежды на попадание в Раду, расценки возросли. В кулуарах парламента говорят, что стоимость проходного места в партии, набирающей на выборах достаточное количество голосов, возросла до $5 млн.

По словам помощника одного из парламентариев, у каждого депутата во фракции есть своя роль — бизнесмены, купившие место в списке, лоббируют свой бизнес, а остальные — тот, который им поручили продвигать кошельки партии. После введения императивного мандата (запрета на выход из парламентской фракции. — Прим. ред.) депутаты не рискуют действовать против воли партии. Так фракции превратились в главный инструмент лоббирования, в то время как влияние одного депутата стремится к нулю. «Парламентарий, конечно, может взяться за лоббирование под заказ, но, скорее всего, обеспечит решению всего один голос — свой собственный», — уверен помощник депутата.

ПУТЬ ЗАКОНОПРОЕКТА



Для принятия нужного законопроекта или поправки к закону поддержкой только одной партии не обойтись — придется привлекать и других депутатов. Бизнесменов, пытающихся протолкнуть необходимое им решение, направляют к ключевым инвесторам политической силы. Именно за ними последнее слово. Партия возьмется продвигать законопроект, только если он не противоречит интересам фракционных бизнесменов. Один голос может стоить около $10 тыс.

Успех голосования по законопроекту во многом зависит от дисциплины, существующей во фракциях. Слаженно работают депутаты Компартии, дружно следующие установкам своего лидера. Партия регионов и БЮТ тоже могут похвастаться порядком в своих рядах, в то время как у депутатов НУ—НС действовать сообща получается далеко не всегда. «Тут не помогает даже материальное поощрение парламентариев», — признался представитель одной из ассоциаций.

В некоторых случаях такая разобщенность только на руку лоббистам. Например, чтобы завалить неугодный законопроект, каждый голос на вес золота. Бизнесмены прибегают к помощи любых депутатов, готовящих по их просьбе поправки к документу: чем больше поправок, тем дольше принимают законопроект или не принимают вообще.

Самые настоящие баталии разгораются, когда интересы бизнеса, представленного в разных фракциях, пересекаются. К примеру, нардеп от БЮТ и автопроизводитель Тариэл Васадзе (корпорация «УкрАВТО») на протяжении многих лет лоббировал увеличение ввозных пошлин на импортные автомобили, что не раз ударяло по бизнесу регионала Дмитрия Святаша (корпорация «Автоинвестстрой», автодилер).

Как рассказал Контрактам экс-первый вице-спикер, народный депутат Адам Мартынюк, в случае разногласий по наиболее важным законопроектам фракции рассчитываются друг с другом взаимным голосованием. В начале сентября 2008 года БЮТ присоединился к Партии регионов и проголосовал за закон о престижности шахтерского труда, а ПР поддержала поправки к бюджету, предложенные правительством.

Центры решений

До политреформы одним из основных инструментов продвижения законопроектов был профильный комитет парламента. Бизнесмены и ассоциации стремились работать с главами этих комитетов напрямую или заручиться поддержкой влиятельного члена комитета. Лоббируя введение смешанной системы налогообложения табачных изделий, ассоциация «СОВАТ» тесно сотрудничала с финансовым и банковским комитетами, даже организовала поездку депутатов на табачную фабрику в Великобританию. «Мы защищали государственные интересы. Обещали снижение объемов контрабанды, увеличение поступлений в бюджет, а взамен настаивали на принятии государством правил игры, комфортных для нас», — рассказывает директор ассоциации «СОВАТ» Владимир Демчак.

Главы комитетов ВР и сейчас остаются наиболее активными субъектами законодательной инициативы, но усилился еще один центр принятия решений — правительство. Около 70% экономических документов от депутатов попадают на экспертизу в Кабмин, поэтому лоббисты ищут поддержки профильного министерства, которое может не только подготовить благоприятные выводы о законопроекте, но и составить протекцию на заседании правительственного комитета. Более того, теоретически при новой политической системе у законопроектов Кабмина, назначенного правящей коалицией, больше шансов пройти голосование в сессионном зале, чем у законопроектов, предложенных депутатами других фракций. Слишком зарегламентированную процедуру подачи документа министры обходят, обращаясь с просьбой инициировать его рассмотрение к «своим» депутатам.

Через министерства крупные предприятия и отраслевые ассоциации влияют и на формирование бюджета. Пока президентом был Леонид Кучма, заставить министерство внести изменения в главный финансовый документ мог руководитель любой фракции, пообещав взамен поддержать бюджет в целом. В последние годы Кабмин и политические партии договариваются, идя на взаимные уступки. Сегодня поможешь ты, завтра — тебе. Похоже, благодаря такому принципу животноводы в августе 2008 года добились дополнительных дотаций из бюджета за выращенный и проданный скот (в среднем выплаты увеличились на 50%). Их требования были учтены, несмотря на подорожание мяса и удешевление кормов. Как утверждают некоторые участники рынка, решению вопроса способствовали сразу несколько заинтересованных лиц, включая министра аграрной политики Юрия Мельника и одного из собственников компании «Агромарс» (ТМ «Гаврилівські курчата») Евгения Сигала. «Скорее всего, Тимошенко пошла навстречу просьбам трудящихся ради лояльности коммунистов, интересы которых в этом случае представлял министр», — говорит источник Контрактов.

Опытные лоббисты обеспечивают законопроекту не только поддержку большинства, но и следят за соблюдением процедуры его подачи. Порой даже опытные юристы не могут справиться с подготовкой полного пакета документов (представление, проект закона, прохождение общественных слушаний, пояснительная записка, сравнительная таблица, финансово-экономическое обоснование, проект постановления) из-за незнания многих нюансов, связанных с его регистрацией и прохождением в ВР. Законопроект, помимо рассмотрения в профильном комитете, проходит экспертизу еще и в Главном научно-экспертном управлении аппарата ВР, где его могут вернуть на доработку. Лоббисты часто поручают готовить документ именно экспертам управления.

По словам Адама Мартынюка, самый сложный этап — когда закон попадает на подпись к президенту, особенно если главу государства надо убедить подписать документ, поданный оппонентом. К примеру, после вступления Украины в ВТО депутаты попытались сохранить до конца 2008 года старые таможенные пошлины на импорт автомобилей, алкогольных напитков, кондитерских изделий и мясопродуктов. Проявив незаурядные способности договариваться, они 367-ю голосами приняли соответствующий закон. Но глава государства ветировал его, заявив, что документ не соответствует международным обязательствам, взятым Украиной на себя при вступлении в ВТО.

Непростая работа

Как признают бизнесмены, последние два года отстаивать свои интересы в парламенте стало сложнее. «Сейчас, чтобы инициировать нужные для табачной отрасли законопроекты, необходимо выходить на депутатов уровня Петра Порошенко или Виктора Януковича», — признает сотрудник одной из табачных компаний. По его словам, таких покровителей у табачников в Раде нынешнего созыва нет, поэтому попытки затормозить двойное повышение акциза на табачные изделия обернулись провалом. Впрочем, даже обеспеченный мощным лобби законопроект может оказаться не принятым из-за перманентных конфликтов между президентом и премьером или президентом и парламентом. С 2006 года за большинство законов депутаты голосовали, исходя из текущей политической конъюнктуры. «Наши вопросы на повестке дня в Раде появляются один раз в год при рассмотрении бюджета», — сетует Демчак.

И все равно серьезной альтернативы лоббированию через Верховную Раду предприниматели не видят. Не все нормы можно провести через подзаконные акты Кабмина, да и риск, что придет новое правительство и отменит все решения предыдущего, слишком велик. Закон же навсегда, если, конечно, конкурент не пролоббирует внесение неудобных поправок.

ТОП-10 САМЫХ АКТИВНЫХ ЛОББИСТОВ VІ СОЗЫВА*

Терехин Сергей Анатольевич, глава Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики

Фракция БЮТ

74 законопроекта

Нефтепереработка, налоги, ТЭК, страхование, алкоголь

Хара Василий Георгиевич, глава Комитета по вопросам труда и социальной политики

Фракция ПР

64 законопроекта

Фонд оплаты труда, страхование, налоги

Сушкевич Валерий Михайлович, глава Комитета по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов

Фракция БЮТ

42 законопроекта

Страхование

Ткаченко Александр Николаевич, глава Комитета по вопросам экономической политики

Фракция КПУ

41 законопроект

Аграрный и земельный рынки, госзакупки

Королевская Наталия Юрьевна, глава Комитета по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства

Фракция БЮТ

39 законопроектов

Уголь, промышленная безопасность, охранные услуги, лицензирование

Сухий Ярослав Михайлович, заместитель главы Комитета по вопросам труда и социальной политики

Фракция ПР

37 законопроектов

Налоги, таможня, самолетостроение

Ващук Екатерина Тимофеевна, секретарь Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики

Фракция Блок Литвина

37 законопроектов

Нефтепереработка, ТЭК, земельный рынок, налоги, таможня

Присяжнюк Николай Владимирович, глава Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений

Фракция ПР

24 законопроекта

Земельный и аграрный рынки

Азаров Николай Янович, глава Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности

Фракция ПР

21 законопроект

Строительный рынок, страхование, ипотека, финансовые услуги, банковский и фондовый рынки, налогообложение

Святаш Дмитрий Владимирович, глава подкомитета по вопросам налогообложения субъектов рынка небанковских финансовых организаций и субъектов фондового рынка Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики

Фракция ПР

19 законопроектов

Таможня, сельское хозяйство, налоги, автомобильная промышленность

*Рейтинг составлен на основании количества экономических законопроектов, поданных на протяжении сессий парламента VI созыва

ТОП-10 САМЫХ УСПЕШНЫХ ДЕПУТАТОВ-ЛОББИСТОВ IV СОЗЫВА*

Буряк Сергей Васильевич, председатель Комитета по вопросам финансов и банковской деятельности

Фракция БЮТ

324 предложенных законопроекта

Налоги, таможня, лицензирование, лотереи, рынок ценных бумаг

Матвеев Владимир Иосифович, заместитель председателя Комитета по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций

Фракция КПУ

63 предложенных законопроекта

Приватизация, государственная и коммунальная собственность, лизинг, стимулирование развития регионов

Клюев Андрей Петрович, председатель Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности

Фракция ПР

82 предложенных законопроекта

Угольная и нефтегазовая промышленность, металлургия, энергетика

Пустовойтенко Валерий Павлович, председатель Комитета по строительству, транспорту, жилищно-коммунального хозяйства и связи

Фракция «За единую Украину»

136 предложенных законопроектов 6

Телекоммуникации, транспортно-экспедиторская деятельность, транзит грузов

Гуренко Станислав Иванович, председатель Комитета по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций

Фракция КПУ

118 предложенных законопроектов

Автопром, ценообразование, госзакупки, специальные экономические зоны, приватизация

Томич Иван Федорович, председатель Комитета по вопросам аграрной политики

Фракция «Наша Украина»

261 предложенный законопроект

Аграрный и земельный рынки

Демехин Владимир Анатольевич, первый заместитель председателя Комитета по вопросам экономической политики, управления народным хозяйством, собственности и инвестиций

Фракция ПР

271 предложенный законопроект

Аренда госимущества, инвестиции в ТПР лицензирование, патентование, приватизация

Царев Олег Анатольевич, председатель подкомитета по вопросам собственности, приватизации и банкротства Комитета по вопросам экономической политики, управления н/х, собственности и инвестиций

Фракция ПР

75 предложенных законопроектов

Оценка имущества, аренда государственной и коммунальной собственности, книгоиздание

Цушко Василий Петрович, народный депутат

Фракция СПУ

76 предложенных законопроектов

Налогообложение, сельское хозяйство, акцизная политика

Гуров Вадим Николаевич, первый заместитель председателя Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства

Фракция «Народная партия»

73 предложенных законопроекта

Автопром, рынок зерна и хлеба, Криворожский ГОК, разрешительная система

* Рейтинг составлен на основании законопроектов, поданных и принятых на сессии парламента IV созыва. Учитывались законопроекты экономической направленности.

Коэффициент полезного действия рассчитывался как отношение количества принятых законов к числу предложенных законопроектов
.

Наталия Гузенко, Контракты

You may also like...