Борьба с гриппом: между страхом и паникой
Деградирующая система здравоохранения не позволяет врачам точно диагностировать природу инфекции, вызвавшей эпидемию в Украине. Начавшаяся эпидемия показала не только неготовность медицины и фармацевтической отрасли к чрезвычайной ситуации.
Эпидемия гриппа в нашей стране закончится через три-четыре недели, пообещала Юлия Тимошенко в прошлый четверг на совещании в Черновицкой области. В этот раз премьер-министр не соврала: эпидемия гриппа длится не более шести недель. И если предположить, что заболеваемость сейчас достигла пика — ежедневно вирус поражает свыше ста тысяч человек (из них в сутки госпитализируют менее пяти тысяч), то к концу ноября она начнет снижаться.
Просто все, кто был предрасположен к инфекции, к тому времени уже переболеют. Да и калифорнийский грипп оказался не столь страшен. В Украине подтверждено только несколько десятков случаев заболевания гриппом A/H1N1 и зарегистрированы случаи смерти от последствий гриппозной инфекции.
Причина паники в другом — даже через две недели после того, как в Тернополе люди начали умирать от пневмонии с нехарактерным течением болезни, Министерство здравоохранения так и не смогло определить точную причину их смерти. По словам заместителя министра здравоохранения Зиновия Мытника, всего в Украине к 5 ноября умерло 95 человек «от пневмонии неизвестного генезиса». Врачи назначают больным лечение, ничего не зная о происхождении инфекции.
Сейчас медики по этому поводу могут сказать только одно: симптомы у разных людей различны, но в целом похожи на острую респираторную вирусную инфекцию (ОРВИ). При этом простуда нередко буквально в течение нескольких часов переходит в пневмонию. И если человек замешкался и вовремя не обратился к врачу, это может привести к тяжелым осложнениям, а то и летальному исходу.
Отсутствие точных диагнозов заставляет правительство работать на опережение и принимать экстраординарные меры по борьбе с эпидемией, а обывателей паниковать. Еще в конце октября Кабинет министров ввел карантин в девяти областях: Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Закарпатской, Черновицкой, Ровенской, Волынской, Хмельницкой и Винницкой. Пятого ноября к ним присоединилась Кировоградская область. В зонах риска отменили все массовые мероприятия, ограничили пассажирские перевозки, проводят дезинфекцию транспорта и общественных мест. Вторую неделю в Украине закрыты детсады, школы и университеты.
Причина страха — неизвестность
По данным Министерства здравоохранения, хуже всего ситуация с заболеваемостью обстоит во Львовской области. Здесь более ста тысяч больных и более половины всех зарегистрированных случаев смерти. Эпидемия ОРВИ, захлестнувшая область, привела к панике. При малейшем недомогании — кашле, насморке, головной боли люди вызывают врачей на дом, самостоятельно идут на прием в поликлинику и даже просят госпитализировать. Участковым терапевтам в день приходится выезжать по вызову до 40 раз. Из-за этого резко возросла заболеваемость среди медиков.
Как сообщил «Эксперту» начальник управления здравоохранения Львовского городского совета Владимир Зуб, во Львове от болезни скончались два доктора, в Моршине умер один врач, почти восемь сотен медработников находятся на больничном. По словам Зуба, препарат Тамифлю направят в первую очередь на лечение педиатров, реаниматологов, патологоанатомов и работников «Скорой помощи». Чтобы принять всех больных с диагнозом ОРВИ, некоторые отделения в больницах, если позволяют обстоятельства, перепрофилируются. Более точный диагноз не могут поставить не только врачи, но и патологоанатомы. В разговоре с корреспондентом львовский патологоанатом, пожелавший остаться неназванным, рассказал: «При вскрытии умершего обнаружилось, что легкие черные, словно сваренные. Причину смерти мы еще не установили, однако на грипп это не похоже».
Паника вышла на улицы Львова — город опустел. Стало меньше людей, машин, из-за эпидемии жители выходят из дома только по необходимости. Скопление людей только в аптеках. Повышенным спросом пользуются все противовирусные медпрепараты и защитные маски. В магазинах и на базарах массово скупают чеснок, лук и цитрусовые.
Ивано-Франковская область наравне со Львовской одной из первых в стране приняла удар вирусной инфекции. Критическими для медиков стали четверг и пятница прошлой недели, когда машины «Скорой помощи» не успевали выезжать на вызовы больных — в больницу обращались по пять тысяч человек ежедневно, что очень много для 200-тысячного города. Среди жителей региона ходит упорный слух о смерти от легочной чумы и тифа и экстраординарных мероприятиях по дезинфекции города. При этом диагноз «калифорнийский грипп» пока не зафиксирован ни у одного жителя Прикарпатья, в том числе и у умерших от пневмонии.
Врач Ивано–Франковской городской больницы Николай Недоступ считает, что пик эпидемии пришелся на прошлую неделю и в ближайшие несколько дней она пойдет на спад. Учитывая специфику региона, на выходных медики читают ознакомительные лекции в местных храмах после богослужений. «Люди постепенно перестают бояться эпидемии и снимают защитные маски, а зря. За последнюю неделю в Ивано–Франковске зафиксирован самый высокий уровень заболеваемости — 9783 больных. Всего заболело 18 080 человек, каждый десятый житель города. Будем надеяться, что паника, как и эпидемия, пойдет на спад», — говорит Недоступ.
Причина паники — дефицит
Паника, как заразный страх, распространилась по стране даже быстрее инфекции. Громкие и беспорядочные публичные заявления политиков привели к массовому психозу, украинцы начали штурмовать аптеки, пуская сбережения на оптовую покупку лекарств. Свою роль сыграли и ошибки правительства в регулировании фармацевтической отрасли.
Президент медицинской клиники «Борис» Михаил Радуцкий не понимает, как в стране могла образоваться нехватка марлевых масок: «В Германии упаковка из 100 штук одноразовых повязок стоит три евро, и аптеки ими переполнены. В Китае — еще дешевле. Еще в феврале Всемирная организация здравоохранения сообщила, что до конца года эпидемия захлестнет большинство стран. Что мешало Минздраву закупить 47 миллионов одноразовых повязок? Их с головой хватило бы сегодня, и это совсем небольшие деньги в бюджете. Сегодня вопрос не к медикам, они действуют правильно, вопрос — к менеджерам Минздрава».
По словам фармацевтов, причина дефицита в аптеках — увеличение полномочий Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств (ее в начале года возглавил соратник премьера Геннадий Падалко), введение предельных наценок на лекарства и принятие парламентом в октябре этого года моратория на повышение цен на лекарственные средства. Всё это привело к резкому уменьшению запасов в аптеках и у оптовых торговцев лекарствами.
К тому же фармацевты, столкнувшись с недоступностью кредитов и падением спроса со стороны населения, сократили как производство, так и импорт лекарственных средств. В результате антивирусные препараты и маски были раскуплены по всей стране буквально за один день, а властям пришлось экстренно начинать переговоры о прямых закупках Тамифлю и других препаратов за рубежом.
Для финансирования мероприятий по борьбе с эпидемией Кабмин предложил принять изменения в госбюджет о выделении Минздраву миллиарда гривен (это решение Рада уже приняла) и отменил какие-либо тендеры при закупках медицинских препаратов. Нацбанк намерен принять решение о целевом рефинансировании коммерческих банков, которые кредитуют фармацевтов. Возможно, благодаря таким усилиям уже на этой неделе в аптеках появятся нужные лекарства. Однако фармацевтам легче не станет — Тимошенко намерена сделать аптекарей ответственными за эпидемию и у пары десятков торговцев лекарствами торжественно отнять лицензии.
«Нас проверяют все: начиная от СБУ и заканчивая пожарными по нескольку раз в месяц. Иногда из-за возросшего объема бумажной волокиты приходится нанимать отдельного человека», — рассказывает президент Ассоциации фармпроизводителей Украины Петр Багрий. Параллельно правительство предпринимает первые шаги по регулированию цен на лекарства и вводит новое ограничение максимальной наценки на ассортимент лекарственных средств, состоящий из девяти тысяч наименований. Теперь на некоторые витамины, лечебную косметику и другие препараты, которые, по признанию игроков рынка, приносили наибольшую прибыль, при оптовой продаже надбавка не может превышать 15%, а при розничной — 20%. Такая политика привела к тому, что за прошлый месяц закрылось около 500 аптек.
Правительство также утвердило минимальный ассортимент медикаментов, отсутствие которого в аптеке грозит уголовной ответственностью и закрытием розничной точки. «Они (правительство) говорят, что должно быть, но лучше сказали бы, где это взять. Препараты просто не успевают производить», — сокрушается президент Аптечной профессиональной ассоциации Украины Михаил Пасичник. Самым большим спросом пользуются оксолиновая мазь и марля. Правда, с марлей Кабмин помог: разбронировал марлю, находящуюся на складах Минобороны и базах Минздрава и поручил Министерству финансов выделить Госкомрезерву десять миллионов гривен.
Фармацевты уже начали осаждать власть на всех уровнях и доказывать, что введение моратория и усиление административного давления на аптеки приведет к уходу импортеров и тотальному дефициту лекарственных препаратов. «Согласно украинскому законодательству, субстанции тоже относятся к лекарственным препаратам. Получается, что если мораторий о повышении цен на лекарства вступит в силу, то мы должны будем покупать субстанции у иностранных поставщиков по ценам полуторагодичной давности, то есть на 66 процентов ниже существующих», — говорит заместитель генерального директора по развитию Борщаговского химико-фармацевтического завода Оксана Шестопал. Впрочем, президент Виктор Ющенко уже публично пообещал подумать о возможности ветировать решения парламента о введении моратория на повышение цен на лекарства.
Причина неготовности — непрофессионализм
Кроме ошибок в управлении фармацевтическим рынком, Министерство здравоохранения проявило удивительную беззаботность при подготовке к возможной эпидемии калифорнийского гриппа. Соответствующие рекомендации ВОЗ предоставила национальным правительствам всего мира еще полгода назад — разработка, производство или закупка вакцин, эффективных противовирусных препаратов и непосредственно рекомендации для профилактики и лечения нового штамма гриппа. В Украине ничего сделано не было. Власти не провели пропагандистскую кампанию среди врачей и населения об особенностях лечения нового гриппа, отсутствуют вакцины и лекарства. И если с пропагандой уже всё хорошо (были оперативно сняты рекламные ролики), то со всем остальным не очень.
Харьковская фармацевтическая фабрика «Здоровье», контроль над которой связывают с секретарем Харьковского горсовета Геннадием Кернесом, еще в апреле нынешнего года обратилась к правительству с просьбой профинансировать подготовку производства дженерика Тамифлю. Правительство денег не выделило, но руководство фабрики в мае всё же купило лицензию на производство препарата. По словам заместителя харьковского мэра Игоря Шурмы, уже запущено производство лекарства от калифорнийского гриппа, которое будет дешевле швейцарского оригинала, и в середине ноября таблетки поступят в аптеки.
Итак, к началу эпидемии достаточных запасов лекарственных средств у врачей не оказалось, и Тимошенко с Ющенко пришлось чуть ли не лично вести переговоры со швейцарским производителем и экстренно закупать 300 тысяч упаковок Тамифлю у компании-производителя F. Hoffmann – La Roche. Аналогичная ситуация и с вакцинами. Производство отечественных вакцин не налажено, вакцинация от сезонного гриппа вовремя не проведена, вакцина от калифорнийского гриппа только находится на сертификации и к применению на территории страны не допущена.
Начавшаяся эпидемия показала не только неготовность медицины и фармацевтической отрасли к чрезвычайной ситуации. Она выявила множество проблем как внутри всего общества, так и среди украинских врачей. Уровень медицинской подготовки граждан страны оказался очень низким, истерика политиков и сотрудников Минздрава в СМИ создала панику: ведь люди не знают как себя вести в условиях эпидемии. Здравые оценки немногочисленных грамотных чиновников и медиков просто утонули в общем гуле.
Я перенес легочную чуму
Михаил Назаров, исполнительный директор ОАО «Архимед», семейный врач (Одесса):
— По предварительным данным, на прошлой неделе в Одессе умерло семь человек от воспаления легких. Однако грипп и его осложнения — это только один из факторов смертности. Надо говорить как минимум о двух разных инфекциях, вызывающих сейчас заболевания. Наряду с вирусом наблюдается какая-то бактериальная инфекция легких, которую окрестили «легочной чумой». Подобное заболевание я перенес на прошлой неделе и выжил благодаря вовремя принятым правильным антибиотикам.
Какова природа этого заболевания — легочная чума или, может быть, стафилококковая пневмония, я не знаю, однако это однозначно не грипп. Проблема в том, что симптомы этих заболеваний больной может спутать, но их лечение кардинально различается, а ошибки в нем могут стоить жизни пациентам. Заболевание, которое проходит с явными катаральными явлениями, необходимо лечить по протоколу «грипп А/H1N1», а заболевание, имеющее все проявления бактериальной инфекции, — с применением антибиотиков. Причем на самых ранних стадиях, с учетом того, что это может быть Yersinia pestis(чумная палочка). Чтобы удостовериться в этом, нужно исследовать ткани больных и особенно умерших не только на наличие вирусов гриппа, но и на наличие бактериальных инфекций. Ведь спорадическая форма инфекции может перейти в настоящую эпидемию. И тогда всем мало не покажется.
Записала Светлана Крюкова
Паника ослабляет иммунитет
Валерий Асадчев, губернатор Полтавской области:
— Не надо сеять панику среди украинцев. Паника — это страх, она ослабляет иммунитет. Чиновники не должны лечить людей, тем более в прямом эфире. Это дело врачей.
Не так давно я издал соответствующее распоряжение, чтобы предотвратить панические настроения среди жителей региона, вызванные разговорами о распространении гриппа A/H1N1. Согласно распоряжению, комментировать все вопросы, связанные с инфекцией гриппа на уровне области, теперь могу только я, вице-губернатор, начальник управления здравоохранения и начальник областной СЭС. Все остальные занимаются делом.
Как может премьер-министр рассказывать, как лечиться? Это же откровенная PR-акция и совсем не ее дело. Тимошенко должна обеспечить бесперебойную работу всей больничной отрасли, чего до сегодняшнего дня не сделано. Наша общая задача — успокоить людей, не допустить распространения эпидемии гриппа на Полтавщине и решать такие проблемы, как растаможка медицинских грузов и пошив масок.
Записала Светлана Крюкова
Госрезерв без резерва
Коллегия Счетной палаты 22 сентября 2009 года пришла к выводу, что состояние государственного резерва угрожает национальной безопасности страны. По данным аудиторов, запасы материальных ценностей госрезерва критически низки. Государственный комитет по материальным резервам почти не проводил закупку материальных ценностей в резерв, а вся его деятельность свелась к распродаже остатков прошлых лет.
Эпидемия ОРВИ подтвердила правоту аудиторов Счетной палаты. Украина в разгар эпидемии оказалась без запасов необходимых лекарств и медицинских материалов. По действующему законодательству, такая ситуация попросту невозможна. Мобилизационный резерв стратегических товаров, сырья и материалов, согласно Закону «О государственном материальном резерве», должен обеспечить Украину всем необходимым — от картофеля до бензина — в течение трех месяцев в случае войны, неурожая, техногенной катастрофы или эпидемии. За формирование и хранение соответствующих запасов отвечает не только Госкомрезерв, Минобороны и МЧС, но и все предприятия и учреждения, включая аптеки и фармацевтические компании. Эта система принципиально не менялась уже триста лет, со времен Петра I, издавшего свой Провиантский приказ, основной задачей которого стало создание запасов для снабжения регулярной армии.
Номенклатура и величина запасов мобилизационного резерва страны строго засекречены. И эта секретность сыграла с украинцами злую шутку. В Украине в госрезерве не оказалось лекарств, были перебои даже с марлей. Подтверждение тому — пустые аптеки в городах и шесть миллионов погонных метров марли, которые пришлось достать со складов Минобороны.
Алла Рура
Светлана Крюкова, Дарья Кутецкая, Ирина Гончарук, Тарас Кобец, Киев – Львов – Ивано-Франковск – Харьков, журнал ЭКСПЕРТ
Tweet