На заметку автотуристам. Как не «попасть» с «Зеленой картой»
Бывалые автотуристы знают, что, путешествуя по Европе, России или Беларуси на машине, без страховки «Зеленая карта» не обойтись. Этот полис страхования ответственности автовладельца не только поможет избежать расходов в случае ДТП за границей, но и предотвратит неприятности при общении с местной полицией — за отсутствие «Зеленой карты» во многих странах предусмотрена административная ответственность
Чтобы понять, насколько важен этот листочек бумаги, достаточно узнать средний размер ущерба от аварии на дороге в Европе. Речь идет о суммах от 3729 евро. А если ДТП, не дай бог, со смертельным исходом, размер возмещения может исчисляться сотнями тысяч и даже миллионами евро. Во что обходится такая страховка и где ее лучше оформить, выяснял Weekly.ua.
Цена карты
Стоимость страховки зависит от того, в какую страну вы едете и на какой срок (полис действует от 15 дней до года). Полисы при поездках в страны ближнего зарубежья (Россию, Беларусь, Молдавию) обычно стоят почти в полтора раза дешевле, чем в европейские страны.
Недавно благодаря изменению курса евро «Зеленая карта» подешевела. С 1 июня стоимость полиса для легкового автомобиля на год при поездках в Европу снизилась с 2269 до 2122 грн., а на 15 дней — с 259 до 242 грн.
Покупают страховку только у тех страховщиков, которые являются полными членами Моторного (транспортного) страхового бюро (М(Т)СБУ). С их списком можно ознакомиться на сайте организации www.mtsbu.kiev.ua. Изучив его, Weekly.ua заметил, что в нем есть компании с сомнительной репутацией и скромным уровнем выплат, есть и признанные лидеры рынка. Так что лучше не откладывать покупку полиса на последний момент, выбирать страховщика внимательно и убедиться в подлинности бланка страховки. Как свидетельствует статистика, основные причины отказа в выплатах в случае ДТП за рубежом — поддельные или просроченные бланки полиса «Зеленой карты». Как правило, фальшивки продают страховые агенты-мошенники, промышляющие возле пунктов пропуска через границу, но бывает, обманывают и в офисах компаний.
Сейчас М(Т)СБУ рассматривает около 500 дел о выплатах по фальшивым картам. Абсолютный чемпион по подделкам — Италия, на которую приходится примерно 90% подобных случаев. Моторные бюро тех стран, в которых при оформлении ДТП предъявлены поддельные полисы «Зеленая карта», пытаются получить возмещения от Украины на общую сумму около 1 млн. евро. М(Т)СБУ уже выплатило 400 тыс. евро, а размер заявленных убытков на конец мая 2010 года составляет 700 тыс. евро.
Зеленая и фальшивая
Отличить фальшивку от настоящего полиса не так уж сложно. Достаточно проверить бланк с помощью ультрафиолетовой лампы-детектора в любом валютном обменнике, и обман будет раскрыт. Номер бланка «Зеленой карты» синего цвета в ультрафиолетовом свете имеет зеленое свечение. Поскольку мошенники распечатывают документы на цветном принтере, никакого свечения их бланков не будет. Если нет возможности «просветить» полис, следует обратить внимание на особенности заполнения бланка.
«Полис состоит из четырех страниц, выполненных на самокопирующейся бумаге. Надо обратить внимание на то, как агент его заполняет. Сначала заполняются данные по сроку действия договора, по транспортному средству, ФИО и адрес страхователя. Все эти записи отображаются на всех четырех листах. Далее агент переворачивает первые два листа и на третьем листе указывает сумму страхового платежа, время и место продажи полиса», — подробно объясняет эксперт по автострахованию НАСК «Оранта» Валерия Эльбрехт.
Первый, второй и четвертый экземпляры полиса отдаются клиенту. Агент оставляет себе третью страницу, которую в дальнейшем передает страховщику.
Для исключения ошибок необходимо внимательно проверить, совпадают ли данные полиса на всех листах, так как агент может незаметно заполнить третью страницу полиса отдельно от других. Туда он может вписать другие параметры. Например, на первом, втором и четвертом листах укажет срок действия полиса — 1 год, а на третьем листе — 15 дней, соответственно разница в страховой премии составит около 2000 грн., которые могут осесть в кармане агента.
«По условиям членства в системе «Зеленая карта» в случае ДТП на территории стран — членов системы урегулирование убытков производится моторным бюро страны, в которой произошла авария. Дальнейшие взаиморасчеты происходят между бюро страны происхождения полиса и страны, в которой случилось ДТП, — объяснил механизм действия страховки президент Моторного (транспортного) страхового бюро Украины Владимир Романишин. — Владельцы полисов обязаны возмещать дополнительные суммы только в тех случаях, когда величина убытка превысит лимит ответственности страховщика, принятый в стране».
На данный момент в систему «Зеленая карта» входят 45 стран, включая все европейские, а также Турция, Израиль, Марокко, Тунис и Иран.
Аварийные выплаты
Итак, выплату пострадавшим в ДТП обеспечивает бюро «Зеленой карты» той страны, в которой оно произошло.
Лимит выплат по страховкам в каждой стране разный. К примеру, в Великобритании он составляет 500 тыс. евро, а в России всего 4 тыс. евро. Во многих государствах — Италии, Франции, Финляндии, Бельгии — вообще не существует максимального лимита ответственности в случае нанесения вреда жизни и здоровью гражданина этой страны. Это означает, что родственники потерпевшего могут оценить его жизнь в любую сумму, в том числе с шестью нулями.
После аварии нужно вызвать полицию на место события и показать страховку «Зеленая карта». Еще раз подчеркнем, если бланк полиса окажется поддельным, местная полиция его не примет и потребует от виновника аварии оплатить ущерб пострадавшим. Если нужной суммы у него не окажется, могут даже задержать до полного расчета.
Не лучше ситуация, когда бланк полиса настоящий, а данные в нем сфальсифицированы агентом-мошенником. В этом случае страховая компания или М(Т)СБУ компенсирует ущерб третьей стороне. Но после выплаты страховщик или бюро начнет разбираться, кто и как подделал полис. Первым попадет под подозрение владелец такой страховки, и, скорее всего, ему еще нужно будет доказать, что он не знал, что «карта» поддельная, а не подделал ее сам.
Между тем если полиция и приняла страховку, это еще не значит, что все проблемы автоматически решены.
«Наши водители в случае ДТП за рубежом часто оказываются в непростой ситуации. Во-первых, из-за языкового барьера. Во-вторых, из-за непонимания многих своих прав. В-третьих, из-за незнания особенностей европротокола (документа, который заполняют на месте ДТП) и правил его заполнения, — рассказал первый заместитель председателя правления страховой группы «ТАС» Артур Шаймухаметов. — Если водитель не понимает что-нибудь в документе или не согласен с изображенной в нем схемой ДТП, он имеет право указать в нем на русском или украинском языке свое несогласие и может даже не подписывать европротокол».
Вот почему перед поездкой за границу имеет смысл потратить время, чтобы с помощью Интернета изучить особенности местных правил дорожного движения, в частности специфику дорожных знаков, для некоторых стран — особенности левостороннего движения, а также получить представление о европротоколе и правилах его заполнения. Этим вы существенно облегчите себе жизнь в случае возможного ДТП.
Татьяна Еременко специально для Weekly.ua