Что ставят умельцы на наши машины, порой не знают даже они сами
Тема контрафакта стала одной из самых популярных о российских властных кругах. Причина понятна – бурный поток фальшивок мешает России вступить в ВТО. Однако чиновники говорят, как правило, о компакт-дисках и кассетах с музыкой, фильмами или программным обеспечением. Есть сферы, где проблема стоит гораздо острее, а последствия применения «левака» несравнимо опаснее. Речь идет о подделке автозапчастей. По данным ГИБДД, доля аварий, произошедших из-за неисправности транспортных средств, достигает 2,5% от общего их числа. Это десятки тысяч ДТП в год по стране. Официальной статистики о том, насколько виноваты в этом поддельные автодетали, нет. Однако, по экспертным оценкам, из-за «левых» запчастей резко снижены показатели безопасности едва ли не половины отечественных машин. С подержанными иномарками дела не намного лучше.
Масштабы рынка поддельных автокомпонентов на сегодняшний день мало в чем уступят объему пиратской аудиопродукции. Как рассказал председатель комитета по технической политике Национальной ассоциации производителей автокомпонентов (НАПАК) Салим Гареев, точного объема рынка контрафактных деталей сейчас никто не знает – последнее исследование на эту тему проводилось в 2002 году. Однако, по разным экспертным оценкам, эта величина колеблется от 30 до 90% всех продаваемых в России деталей. В денежном выражении сумма достигает как минимум 2 млрд. долларов. Большую часть ее составляют продажи запчастей к легковым отечественным машинам.
В зоне повышенной опасности
Сами автопроизводители в такие масштабы не верят. В «Северсталь-Авто» заявляют, что доля подделок под брендами «УАЗ» и «ЗМЗ» составляет 15–20%. А пресс-секретарь ОАО «ГАЗ» Олег Луговой сообщил «НИ», что по Горьковскому автозаводу этот показатель составляют не более 5%. Впрочем, из этой статистики исключены детали, выносимые с территории завода его рабочими. А ведь они используются не только в готовом виде, но и как материал для производства других узлов и агрегатов.
По словам г-на Гареева, на рынок все это добро попадает самыми разными способами. Во-первых, как уже было сказано, детали воруют на заводах. Распознать произведенную из них фальшивку практически невозможно – вся «родная» маркировка на месте. Во-вторых, это отходившие свой срок части, которые затем восстанавливают на подпольных предприятиях. И лишь на третьем месте находится собственно выпуск новых деталей кустарями «на колене».
Егоровску далеко до Егорьевска
Что подделывают больше всего? «В основном быстроизнашиваемые части – подвески, рулевые тяги, штанги и т.п., – поведал «НИ» Салим Гареев. – Кроме того, большим спросом пользуется и поддельная светотехника. Причем кустарным способом делаются только корпуса для тех же блок-фар, в то время как само стекло настоящее». По словам эксперта, официальных производителей таких стекол в России наперечет, так что нет никаких сомнений, что налицо сговор предприятий с пиратами. По всей видимости, рабочие при поддержке администрации неплохо подрабатывают «в третью смену».
Особая статья – расходные материалы. Наиболее активно подделывают автомобильное масло и тормозные колодки. О последних – разговор особый. Если фирменные детали спокойно проходят 10–30 тыс. километров, то «гаражные изделия» напрочь стираются через 2–3 тыс. Со всеми отсюда вытекающими последствиями для безопасности машины и водителя.
Особенно неприятно то, что контрафактные колодки отличить от лицензионной продукции может только знающий нюансы специалист. При полном совпадении упаковки и маркировки разница заключается лишь в качестве изделия. На нормальных колодках при экстренном торможении автомобиль способен остановиться со скорости 100 км/ч за 40 метров, а на контрафактных тормозной путь составит не менее 60 метров. Разница всем автомобилистам понятна. Чтобы сбить потребителя со следа, автомобильные пираты пользуются нехитрыми технологиями «похожих названий». В частности, вместо маркировки с надписью «Егорьевск» (в этом городе производятся известные автомобилистам колодки) ставится «Егоровск». И спутать легко, и по закону ничего не предъявишь.
Иномарки тоже плачут
Специалисты успокаивают владельцев новых иномарок – их эта проблема практически не касается, если они пользуются услугами авторизованных сервисных станций. Для них престиж – дело не последнее. Да и потом современные автомобили на Западе и на Востоке создаются с использованием сложных модульных конструкций, для подделки которых необходимо как минимум обладать определенными технологиями. А вот с иномарками подержанными все далеко не так. Старенькую «японку», «кореянку», «немку» или «француженку» в дорогой сервис мало кто возит, а в других местах поставить на нее могут все что угодно. И в Москве есть проблемы, а уж в регионах…
«Родные» запчасти для старых иномарок доставать сложно, и это отлично компенсируется и нашими умельцами, и «серым» импортом из-за рубежа. Пальму сомнительного первенства в этом соревновании держат Турция и КНР. Причем, отмечают в НАПАК, китайцы в последнее время стремительно вытесняют с рынка турецких коллег. Гарантий на большинство таких изделий не дается. Впрочем, подделки в подержанных иномарках нередко уже установлены до из перегона из-за границы. В той же Литве предприимчивые торговцы частенько ставят детали подешевле, нередко даже не первой свежести. Неопытный российский перегонщик этого не заметит, да и спросить ему останется только с самого себя.
Как с этой угрозой бороться? Российские производители запчастей пытаются противодействовать пиратам, но все это сводится, как правило, к «пропаганде хорошего тона». Дело в том, что, по словам Салима Гареева, нынешние пробелы в законодательстве практически не позволяют привлечь кого бы то ни было за подделку к уголовной ответственности. «Прежде всего нужно доказать многократность ущерба. А как это сделаешь? – задается риторическим вопросом специалист. – Теневая фирма легко закрывается, а на ее месте возникает новая и продолжает заниматься тем же самым. Да и не станут суды вести дела по факту ущерба в 50 тыс. руб.». По словам специалиста, НАПАК вместе с транспортным департаментом Москвы сейчас планирует размещать в СМИ социальную рекламу против «серых» производителей запчастей. Конечно, это лучше, чем ничего, но спасти этим потребителя от опасных фальшивок вряд ли удастся.
Дмитрий Мигунов, Новые известия