Ипотечное жулье. Осторожно: «пирамида» «новой формации»!
Первой ипотечной пирамидой в России, оказался московский Потребительский ипотечный кооператив (ПИК) «Общее дело», в который вложили деньги полторы тысячи человек. Так считают следователи. Опыт российских мошенников наверняка будет востребован в Украине. Пирамида недавно рухнула, большинство пайщиков остались ни с чем, а учредитель ПИКа Николай Пищиков арестован по обвинению в мошенничестве. По мнению следствия, ПИК был ипотечной пирамидой, первой в России. В самом ПИКе утверждают, что все их действия законны.
Три года назад в столичном транспорте, в газетах и на телевидении появилась реклама «Общего дела», которая обещала квартиры всего за 20% от их стоимости. Реклама утверждала, что ПИК работает под эгидой президентской программы «Доступное жилье».
ПРОСТАЯ СХЕМА
«Принцип работы очень простой, – рассказал «Труду» менеджер ПИК Сергей Климов. – Человек вступает в кооператив, платит вступительный взнос 2-5 тысяч долларов, а затем вносит примерно 20% от стоимости квартиры. Спустя некоторое время он получает от ПИКа недостающие на покупку квартиры деньги, конечно, с возвратом. Это беспроцентный заем на срок до 15 лет». Вступительный взнос не возвращался. Как сказал Климов, он шел «на хозяйственные нужды кооператива». По словам сотрудников «Общего дела», деньги на кредиты пайщикам брались из фонда, который формировался из их же взносов.
«Проценты платить не надо, есть лишь ежегодные членские взносы по 1-5% от суммы долга, – рассказал Сергей Климов. – Это очень выгодные условия, ведь банки дают ипотечные кредиты как минимум под 10% годовых».
Квартиры пайщики подбирали сами либо с помощью дружественного ПИКу риелторского агентства. Для вступления в кооператив достаточно было иметь при себе паспорт и квитанцию о банковском переводе – никаких анкет и справок о доходах. Чтобы взять в ПИКе займ, не обязательно было даже иметь российское гражданство. Поверив в очередную «халяву», в кооператив вступили более 1,5 тысячи человек.
КОГДА ПРИШЛА МИЛИЦИЯ
Пятьсот из них, если верить Сергею Климову, получили квартиры в Москве и Подмосковье. В 2007 году система «Общего дела» дала сбой, в итоге без квартир остались около тысячи человек. Возмущенные пайщики написали заявления в милицию, в декабре 2007 года учредителя «Общего дела» Николая Пищикова арестовали по обвинению в мошенничестве.
«Деньги вкладчики перечисляли на банковский счет, – рассказала «Труду» старший следователь по особо важным делам Главного следственного управления (ГСУ) при ГУВД Москвы Анжела Амзина. – Часть этих средств переводилась на счета фирм-однодневок якобы за юридические и рекламные услуги. Потом Пищиков их обналичивал». По данным следствия, на «освоенные» деньги Николай Пищиков купил себе квартиру, еще 4 млн. рублей наличными были найдены в его банковской ячейке. Сам он признал себя виновным только в незаконной «обналичке». При этом Пищиков уверял, что паевые взносы он не трогал, а запустил руку лишь в «хозяйственные» деньги. ПИК же он создал из лучших побуждений, поскольку «искренне хотел помочь людям решить квартирный вопрос».
Потерпевшими по этому делу признаны более 300 человек, но следствие полагает, что пострадавших не менее тысячи.
ВЫИГРАЛИ ТОЛЬКО ПЕРВЫЕ ВКЛАДЧИКИ
«Официально квартиры приобретались за счет так называемого паевого фонда, однако на самом деле это были взносы вновь прибывших пайщиков, – рассказала Анжела Амзина. – Это классическая пирамида». Такая же, как МММ или «Властилина». Так же, как и там, сомневающимся приводили в пример тех дольщиков, которые уже успели что-то получить, в данном случае – жилье. По словам следователя, смогли получить жилье с помощью кооператива лишь пайщики, вступившие в ПИК на первом этапе его становления, остальные были обречены на потери.
По словам следователя, их завлекали рассказами о том, какая надежная штука это «Общее дело». Ведь действует она под эгидой и в содружестве с администрацией президента. «По стенам кабинета кооператива были развешаны портреты Владимира Путина, – вспоминает Анжела Амзина. – А менеджеров инструктировали, чтобы они все время заостряли внимание клиентов на том, что кооператив работает в рамках президентской программы».
Потом, конечно, выяснилось, что к программе «Доступное жилье» «Общее дело» никакого отношения не имеет, но было уже поздно. Людей, по версии следствия, в очередной раз банально кинули. При этом Амзина утверждает, что, по ее данным, недовольные были и среди тех счастливчиков, которым все же удалось получить квартиры. Только они оказались не такими уж дешевыми. «Людям навязывали их по цене, превышающей рыночную», – говорит следователь Амзина.
«Некоторые члены кооператива оказались фактически выброшенными на улицу, – рассказала «Труду» адвокат пайщиков Елена Козлова. – Чтобы вступить в ПИК, они продавали квартиры или брали непосильные кредиты. В большинстве своем членами кооператива становились люди со средними доходами».
Корчмарек Наталья, Труд