Секреты «серых» автодилеров
Известно, что машину можно купить не только через официальную дилерскую сеть, но и в «сером» салоне. Причем в плане оформления документов на нее покупатель ничем не рискует: и «белый», и работающий по нелегальным схемам завоза машин салон (как правило, и тот, и другой — ООО) предоставляют на автомобиль одинаковые бумаги. Но если с «белых» машин дилер честно (ну, или относительно честно) платит государству полагающиеся налоги, то «серый» обходит эту повинность стороной. Да еще и разработал целую систему, как отбивать клиентов у своих официальных коллег.
Легальные «прелести»
Что ни говорите, а покупка машины — дело архиважное. К шагу этому особенно мужчины готовятся долго и ждут его почище рождения ребенка. Не исключение и киевлянин Александр Пронькин. Когда парень собрал нужную для покупки машины сумму, встал вопрос: где — в «белом» или «сером» салоне — ее покупать. Друзья убедили, что лучше обратиться к «официалам»: мол, так надежнее. Пришел он в салон, выбрал машину, заказал. Менеджер салона заверил, что дольше трех месяцев ждать не придется. Но время шло — а машины все не было. Причем минуло уже два раза по три месяца… В салоне клятвенно уверяли, что их вины нет: мол, это все коварные происки таможни.
Но необходимость месяцами ждать заказанный автомобиль — далеко не единственная «особенность» общения с официальными автодилерами. У них, оказывается, вошла в моду практика (понятно, не за «спасибо») ранее заказанные машины… перепродавать другим клиентам. Так, мой знакомый Юрий, проплатив 90% стоимости блестящего свежей краской «КИА Маджентис» и даже посидев в салоне почти своего автомобиля, пришел назавтра с деньгами, чтобы погасить всю сумму и забрать машину, но укатить на новом авто домой не смог: оказывается, буквально за день его успели перепродать другому, а ему пообещали пригнать из другого города «точно такой же автомобиль». Так что в следующий раз он еще подумает, к кому обращаться. Но на самом деле человеку несведущему различить на глаз салоны сложновато, хотя «неофициалы» выглядят беднее.
Устав от бессмысленного ожидания, Саша не выдержал, забрал деньги и обратился к «серым» дилерам — долгожданную машину ему привезли через… три недели. Порадовало парня и то, что у альтернативных дилеров, которые «экономят» на налогах, цена на машину оказалась ниже официальной. Разница была невелика — всего 10%, но учитывая, что речь шла о сумме в $50 тыс, скидка выходила довольно приличной. Кстати, это было еще до кризиса, а сейчас у «серых» можно купить машину с еще большим дисконтом, который иногда доходит до 15—30%. Зависит размер скидки у «серого» дилера, в основном, от того, насколько он завяз в кредитах. Если уж очень поджимают платежи в банк — авто продадут пусть и не в убыток себе, но максимально дешево.
То, что сейчас происходит на украинском авторынке, сами продавцы «серых» машин считают настоящим хаосом. «Кто-то умудряется продать джип «лексус» за $70 тыс, кто-то за $50: скажите, разве это рынок?! — возмущается директор одного из неофициальных салонов столицы Максим Передовиков. — Есть мальчики и девочки, которые при слове «кризис» удивленно хлопают глазами, не понимая, о чем мы говорим: у них его просто нет и никогда не будет!» Хотя таких мажоров на самом деле немного, и альтернативным продавцам, дабы пережить кризисный период, приходится идти покупателям на значительные уступки. Ведь что бы там ни было, а в связи с наступлением тяжелых времен отпало порядка 40% потенциальных покупателей. Да и кредитная «лавочка» пока прикрыта.
К тому же многие модели «официалы» попросту не завозят. «А коль так сильно хочется того, чего пока ни у кого нет, дорога — только к альтернативным продавцам. Ну и разница в цене впечатляет: то же BMW будет примерно в полтора раза дешевле, чем на «АВТ Бавария», или «мерседес брабус»: его не так просто найти у «официалов», а практически любой альтернативный дилер доставит, — продолжает Максим Передовиков. — Но, с другой стороны, если клиент хочет купить машину в красиво обставленном помещении с бегающими и заискивающими менеджерами, нужно обращаться в салон…» «Серые» сравнивают поход к «белым» с покупкой продуктов в дорогом супермаркете: ну зачем платить больше, если то же самое, считают они, можно купить и на обычном рынке?! Но, как говорится, тут каждому свое.
Дешево, но с комплектом неудобств
Правда, несмотря на всю привлекательность «серой» машины, недостатков у нее тоже хватает. Но сначала плюсы: в отличие от «официалов», их «серые» коллеги могут предложить все, чего душе клиента угодно. Захотелось джип с красным салоном и позолоченной торпедой — пожалуйста. Привезут такого яркого красавца из Эмиратов — там эта расцветка очень популярна! Вот только стоит помнить, что там колесить по дорогам можно со скоростью до 40 км/час, а за разгон в 120 км/час, согласно местному законодательству, наступает уголовная ответственность. Поэтому во многие машины изначально встроен специальный прибор, который в случае превышения скорости начинает дотошно вопить. Тем, кто любит быструю езду, такая пищалка может прилично подпортить настроение.
Еще один недостаток «серых» машин — количество подушек безопасности. Все в тех же Эмиратах (из-за того, что на дорогах особо не разгонишься) машины оснащены всего 1—2 подушками безопасности. В то время как адаптированные под европейские дороги имеют от 8 до 12 подушек. Американские машины — тоже с неприятным «сюрпризом»: в большинстве из них километраж указан только в милях. Это первое. Второе — их родной радиоприемник настроен на местные частоты. А задние фары — одного цвета (как правило, красные), хотя в Европе они должны иметь желтые вставки. Все эти «мелочи» легко устранимы, но — за дополнительные деньги. Кстати, адаптированного европейца по изначально первому вашему требованию нелегалы привозить не кинутся: на этих авто много не заработаешь.
На особом месте — техническое обслуживание машины. У «серых» дилеров, как и у официальных, есть свои СТО, где точно так же по гарантии все ремонтируется. И хотя ремонт там иногда в пару раз дешевле, находятся они в весьма неприглядных местах, часто — в обычных гаражных кооперативах. К тому же, на американские машины найти «родные» запчасти проблематично в принципе. Хотя на альтернативных техстанциях предложат нужные каталоги и помогут подобрать пусть и «не оригинальную, но подходящую» запасную часть. И, наконец, если сотрудничество с дилером было с его стороны некорректным, с официальным салоном можно попробовать решить вопросы цивилизованно — через суд. С «серым» придется разбираться самостоятельно. Учитывая все эти маленькие нюансы, каждый покупатель решает сам для себя, что ему ближе — «официал» или более дешевый нелегал.
Компетентно
Игорь Грязенов, руководитель проекта «Автодилер-Украина»:
«Серые» машины дешевле!»
— Любой частный предприниматель имеет право привезти машину и законно ее растаможить. Он, кстати, и гарантию может дать — только не от завода, а от себя. Но у «серых» автодилеров, как ни крути, выбор больше, да и новинки к ним поступают быстрее, чем через легальную сеть. Официальные салоны вынуждены ждать, пока презентация новых машин пройдет в Европе, и только потом они смогут их завезти. На все про все уходит примерно полгода.
А «серый» дилер хоть завтра пойдет в салон, купит там машину, привезет ее сюда и спокойно будет продавать. Кстати, рассуждать, что лучше, можно долго. Главное — у каждого покупателя есть выбор. Простой пример: можно купить фирменные джинсы и в соответствующем магазине, и на базаре, хотя вероятность последнего невелика. Поэтому я не против «серых» дилеров, просто мы с ними не работаем и потому их не поддерживаем. Хотя «серые» машины, особенно если мы говорим о премиум-классе, дешевле. Очень хорошо везут те же Porsche Cayenne, да и Land Rover тоже. Последний в салоне будет стоить порядка $120 тыс, а у «серого» дилера можно купить за $90 тыс. У официальных салонов нет такой возможности, а нелегалы сами определяют себе маржу. Но главный минус машин, которые реализует «серый» рынок, — они не всегда адаптированы под наш рынок.
Ирина Полищук, газета Новая
Tweet