Домогательства на работе: как сохранить зарплату и честь
На Западе харассмент (с английского – домагательство), – это причина для увольнения обидчика, а в Украине – личная проблема пострадавшего.
НА ПОМОЩЬ НИКТО НЕ РАССЧИТЫВАЕТ
Случаи, когда жертвами харассмента становились мужчины, в Европе и США известны, но во всех странах, включая Украину, подавляющее большинство пострадавших от домогательств на службе – это женщины.
35-летняя Наталья вот уже полгода отбивается от приставаний своего шефа.
– Каждое утро начинается с того, что он обнюхивает меня и восторгается запахом духов, – возмущается женщина. – От сальных шуточек просто нет спасения. То вырез на блузке прокомментирует. То, заметив, как я присела на краешек стола, заявляет, как бы я была прекрасна «на столе». То в деловом разговоре вдруг начинает поправлять мне выпавшую из прически прядь.
На работе в крупном финучреждении Наталью устраивает все: зарплата, должность, коллектив. За исключением поведения шефа.
– Я резко обрываю все приставания. Но утром все начинается снова, – делится она. – В последнее время терпеть эти сальности мне все тяжелее, он просто давит на меня, как на личность.
И таких историй тысячи. Вот только рассказывают их на кухне, рыдая на плече у подруги.
– Статистика совершенно не показывает, насколько распространено это явление, – говорит активистка организации FEMEN Галина Созанская. – В Украине есть ряд правозащитных организаций, в которые могут обращаться жертвы харассмента. Но представители этих организация говорят, что женщины у них помощи не ищут.
ЗАКОН КОНСТАТИРУЕТ, НО НЕ ЗАЩИЩАЕТ
Чисто теоретически, закон защищает наших граждан от посягательств на личное пространство. В Законе «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин» четко расписано, что такое харассмент, – это действия сексуального характера, выраженные словесно или физически, которые обижают или унижают человека, который находится в трудовом, материальном, служебном подчинении.
Жаловаться на приставания начальника можно Уполномоченному Верховной Рады по правам человека, в правоохранительные органы или обратиться с иском в суд.
Уголовный кодекс предусматривает и меру ответственности за сексуальные домогательства.
– По ст.154 УК доказанный факт харассмента (принуждение к вступлению в половую связь) может караться штрафом или арестом на срок до полугода, – объясняет юрист Мария Коваль. – При отягчающих обстоятельствах (угроза уничтожения, порча имущества потерпевшего или распространение информации, которая позорит человека) возможно даже тюремное заключение сроком до трех лет. Если жертвы домогательств хотят отстоять свои права в суде, я бы советовала им собирать доказательства и показания свидетелей. Но если быть откровенной, то доказать факт харассмента в Украине практически невозможно.
Единственное судебное разбирательство в Украине по факту сексуальных домогательств на службе ничем не закончилось. Осенью прошлого года харьковчанка Светлана Помиляйко подала иск против своего начальника итальянца Марко Бонанди. Но суд посчитал жалобу бездоказательной.
– В Украине на уровне Уголовного кодекса домогательства уравнены с изнасилованием, – объясняет Галина Созанская. – Женщина должна собрать огромное количество доказательств плюс еще подтвердить наличие угроз или физического контакта. В Евросоюзе же доказывать отсутствие факта харассмента должен тот человек, которого в этом обвинили. Минус нашей законодательной базы в том, что по Уголовному кодексу к ответственности привлекают физическое лицо. В США и ЕС женщина может подать иск против компании, которая не обеспечила ей нормальные условия для работы.
ПРИДЕТСЯ ПОКОВЫРЯТЬСЯ И В СЕБЕ
Психологи считают, что пока украинкам нужно разобраться с рядом собственных проблем. До тех пор, пока наши женщины не научились отличать домогательства от ухаживаний, бороться за свои права им будет трудно.
– Первый критерий различения этих понятий – действие, – объясняет психолог-психотерапевт Вера Ковтыха. – Обычно флирт – это просто двузначная словесная игра. Второй критерий – внутренние ощущения. Во время и после флирта у женщины обычно остается как минимум улыбка. Совсем по-другому женщины чувствуют себя при домогательствах. Обычно эти действия сопровождаются ощущениями, которые женщины описывают как «противно», «грязно», как нарушение границ, как попытку завладеть телом насильно.
Но, даже испытывая всю гамму негативных чувств, некоторые женщины даже не могут четко сказать обидчику, что его приставания неприятны. Одни надеются, что все само уладится, другие считают, что их внешний вид мог дать повод к ним приставать.
– То, что у женщины красивая фигура, привлекательное лицо и хорошо уложены волосы, – это еще не повод домогаться ее на рабочем месте, – считает активистка FEMEN.
В одной и той же ситуации украинки сами разбираются со сладострастным начальством, а жительницы США или ЕС вместо этого пишут заявление в суд.
Но что же делать? Сберечь честь и уволиться по собственному желанию? Дать пощечину? Вот только в кризис искать новую работу не просто, а скандальных сотрудников работодатели не жалуют.
Выход прост и сложен одновременно – нужно изменить общественное мнение. И это вполне возможно. Главное в этом случае – участие самих работодателей: уставом компании прописать, что факт сексуальных домогательств приведет к увольнению.
– В транснациональных компаниях, которые присутствуют в Украине, уже прописывают этот стандарт. Украинские компании пока отстают, – сокрушается Галина Созанская.
А КАК У НИХ?
В Европе тоже не все так гладко
Украинка Анна К. десять лет проработала в посольстве одной из стран ЕС. За это время никаких нареканий от начальства не получала и завоевала авторитет среди коллег. Все было хорошо, пока из-за границы не прибыл новый начальник.
– Среди сотрудников посольства существовало определенное мнение, что украинки красивы и легкодоступны, – делится Анна. – Новый шеф тоже приехал с установкой наладить личную жизнь.
Первая девушка, которая попалась, работала не в нашем отделе. Эта сотрудница от ухаживаний смогла отбиться. Тогда иностранец перебросил свои пламенные чувства на Анну. Все приглашения и заигрывания она пресекла. Тогда начальник разбушевался не на шутку.
– Он кричал на меня при всех, заявлял, что я – никто. Задерживал на работе, хотя в этом не было необходимости, а дома меня ждал семилетний ребенок,- вспоминает женщина.
Один из моментов она вспоминает с особенным отвращением. Начальник отвел ее на пустую темную лестницу и устроил скандал из-за того, что Ольга пообщалась с одним из дипломатов.
– Он хватал меня за руки, толкал. Даже вспоминать страшно, – говорит она.
В конце концов сотрудники отдела устали от скандалов и написали на приезжего жалобу. Но на этом дело не закончилось. Шестерых женщин уволили со службы, но они решили отстоять свои права в суде. Разбирательство проходило за границей, учитывая особый статус организации, в которой они работали. Суд вынес решение в пользу уволенных, работодатель должен заплатить им компенсацию. Но посольство подало апелляцию, и теперь судебное разбирательство может затянуться на неопределенный срок.
– Во время процесса адвокаты и судьи узнали о факте домогательств. Было возбуждено еще и уголовное дело. Но только за бывшего начальника вступились люди настолько могущественные, что все удалось замять, – рассказывает Ольга.
Хваленая благосклонность европейского законодательства к жертвам харассмента украинке не помогла.
КСТАТИ
Европейская статистика показывает, что около 20 процентов женщин подвергаются домогательствам на рабочем месте. Рекрутинговый портал SuperJob специально для «КП» провел опрос украинских служащих. Оказалось, что 15% из них либо сами становились жертвами домогательств, либо были свидетелями харассмента по отношению к другим сотрудникам.
ВАЖНО
Куда обратиться за помощью?
Приемная Уполномоченного ВР по правам человека. Телефон горячей линии (44) 253-75-89.
Центр практической психологии «Розрада». Телефон (44) 289-71-32.
Международный женский правозащитный центр «Ла Страда – Украина». Телефон (44) 205-36-95.
Анна Гончаренко, КП-Украина
Tweet