Вся известная техника производится на неизвестных заводах – руками рабов
Владельцам “настоящих американских” (европейских, японских – подставьте нужное) телевизоров, ноутбуков, мобильных телефонов, музыкальных центров и прочих высокотехнологичных игрушек читать эту статью не рекомендуется.
Часть обладателей некоего престижного “бренда” попросту не захочет мне верить и примется с удвоенной энергией бороться против “засилья китайского ширпотреба”. Особая разновидность подобного снобизма – борьба “за отечественного производителя”, что характерно отнюдь не только для обиженных судьбой граждан “бывшего СССР”, но и для европейцев, скажем, ничуть не в меньшей степени. У тех же, кто поверит, может сильно поколебаться вера в правильность мироустройства.Но если вы задумаетесь над тем, как вообще стали возможными сделки, подобные переходу производства ноутбуков от знаменитой IBM к никому до тех пор неизвестной китайской Lenovo, или подразделения сотовых телефонов всемирно известной Siemens под крыло некоей BenQ, то поймете, что тут что-то не так. Неужели уважаемым корпорациям с историей, насчитывающей более сотни лет, с высочайшей и заслуженной репутацией, было безразлично, кому передавать эти производства? В том-то и дело, что совсем не безразлично. Просто и мобильные телефоны Siemens, и персональные компьютеры IBM реально производились (а иногда и проектировались) этими компаниями, и такая передача фактически лишь расставила все по местам. Очень характерна формулировка, с которой BenQ приобрела Siemens Mobile: “…инженерный опыт немецкой компании, накопленный за более чем 150 лет деятельности в сфере телекоммуникаций, объединился с дизайнерскими разработками и восприимчивостью к рыночным запросам BenQ” (выделено автором).
Глобальные цифры таковы: 85% общемирового производства высокотехнологичной электроники производится в странах азиатского региона (конкретнее – на Тайване и в Китае). Если вы принесете домой новую электронную игрушку любого мирового производителя (включая и отечественных), то в 8 случаях из 10 при внимательном изучении вы обнаружите на ней одно из двух: либо “Made in China” либо “Made in Taiwan”. В части остальных случаев вы найдете что-нибудь вроде “Made in Korea”. И уж совсем редко: “Made in Japan”. Как это происходит?
К министру на поклон
Представьте себе, что вы – радетель “за отечественного производителя”, и хотите, к примеру, наладить производство цифровых фотокамер (делали же в СССР пленочные фотоаппараты, и не так уж плохо делали, правда?). Для организации полного цикла придется построить с нуля, или почти с нуля: химическое производство (пластик),
фабрики тонкого литья (металлические детали); оптическое производство (объективы);
полупроводниковое производство (матрицы, процессоры, память);
сборочные и упаковочные линии.
Для ориентировки: одна современная полупроводниковая фабрика стоит порядка $4 – 5 млрд. Не забудьте, что все это надо загрузить работой (то есть провести НИиОКР – не менее 30% всех затрат, особенно на начальном этапе) и обеспечить сырьем (большинство легких сплавов, к примеру, у нас никогда и не производилось). И даже если вы выпросите у Кудрина с Гре фом существенную часть стабилизационного фонда и все это успешно проделаете, то это будет только часть работы, и даже не самая главная. Кроме этого, придется заняться:
обучением персонала;
патентными разборками (большинство технологий уже изобретены и запатентованы, придется покупать лицензии); сертификацией продукции в соответствии с общемировыми стандартами;
организацией сервисного обслуживания и логистики;
наконец, исследованиями рынка, рекламой и маркетингом.
Вы уже передумали? И правильно – если вы упустите что-то из первой части перечня, то какой же это будет “настоящий отечественный продукт”? А если из второй – вам ничего не удастся продать даже на внутреннем рынке, не говоря уж о выходе хотя бы за ближние рубежи. И если вдруг окажется, что цена готовой продукции при прочих равных выше, чем у “западных” конкурентов (наверняка так и будет), то, положа руку на сердце – многие ли будут покупать отечественное?
В современном мире принято, что каждый делает то, что он умеет лучше всего. Нет никакого смысла строить полупроводниковую фабрику за миллиарды только для того, чтобы производить одни цифровые камеры и только под своей маркой. Нередко случается, что владелец такой фабрики, выпуская матрицы для своих изделий, снабжает ими еще и конкурентов – скажем, по некоторым данным, в 80% фотокамер стоят матрицы разработки и производства Sony (при этом само производство вовсе не обязательно находится именно в Японии). “Капиталист продаст веревку, на которой его повесят, если ему это обещает дорогие от Sony, хоть “бюджетные” от ViewSonic (об исключениях см. далее). И не только мониторов – любая современная вещь обязательно несет в себе OEM-составляющую: на худой конец какие-нибудь разъемы, источники питания, сетевые вилки, наконец.
ODM – это “для бедных”, но не только. В этой модели сотрудничества некто разрабатывает устройство полностью, а затем передает его заказчику, который вроде бы только ставит свой товарный знак – лейбл в просторечии. По этой схеме производится, к примеру, большинство отечественных марок – мобильные телефоны от МТС или ноутбуки от Rover. Только не нужно думать о таких “производителях” с пренебрежением! Ведь они осуществляют огромную часть работы, взгляните на перечень выше и еще много чего. Согласитесь, это добавляет в продукт некие “новые свойства”, и позволяет ставить свой лейбл с полным на то основанием.
К тому же моделью ODM пользуется и большинство очень известных фирм – как правило, для всякой мелочевки или для тех изделий, которые сами разработать не успевают. Ну, нельзя же, к примеру, чтобы такая крупная корпорация, как BenQ, не выпускала своих фотокамер? А люди потом удивляются: почему это я вчера видел на рынке фотокамеры BenQ и Rekam – ну, абсолютно одинаковые внешне и с идентичными характеристиками? И им невдо да” тщательно производят отбор подрядчиков и контроль качества. К тому же компании всегда стараются держаться своих, фирменных различий, за которые мы их обычно и выбираем: это не только внешний дизайн, но и, к примеру, удобство пользования меню настроек или надежность кнопочек на пульте. А все это обычно на высоте – “фирма гарантирует”, за что и дерет часто повышенную цену.
Из крупнейших реальных производителей стоит назвать компанию Hon Hai Precision Industry Co. Ltd, более известную под своей маркой Foxconn. Именно с ней связан
Apple, Sony, Nintendo, Gateway, Motorola, Cisco Systems – в большинстве случаев можете быть уверены, что перед вами продукция, сошедшая с конвейеров Foxconn. Выходит, обвинения британских журналистов в адрес Apple, мягко говоря, не слишком обоснованы: с таким же успехом их можно адресовать любой компании из списка. И Foxconn хоть и выбилась в лидеры, но она не единственная: можно назвать и другие крупнейшие подобные компании из того же региона, например, Compal Electronics, Quanta Computer и TSMC. Но не все, конечно, ком ет вообще, в основном – AU Optronics, LG.Philips, Fujitsu (редко попадаются прочие).
Viewsonic: самые разные матрицы – AU Optronics, Samsung, Hitachi, Sanyo, Fujitsu, CPT и др.
Ноутбуки
Compal, Inventec, Arima, FIC, Wistron и Quanta выпускают ноутбуки для таких фирм, как Toshiba, Hewlett-Packard, NEC и Acer. За последние несколько лет заказы хотя бы у одного из этих производителей размещали 95% известных “брендов”.
ASUSTeK выпускает ноут буки как под собственной маркой, так и производит их для Sony, Hewlett-Packard, Apple, Hitachi и др.
Мобильники
Siemens Mobile (ныне проданная BenQ): не только размещала свои заказы на производство телефонов у Lite-On, BenQ и Quanta, но и ставила лейбл на ODM-продукцию Quanta и HTC (это, например, модели SX56 и SX66).
Nokia: раньше активно пользовалась услугами BenQ (например, “настоящий финский” слайдер 8800), теперь работает с Quanta и Foxconn;
Motorola: размещала свои заказы в разное время у BenQ, Compal, HTC, CMCS, Foxconn и некоторых других.
Sony Ericsson: пользуется услугами Arima и Lite-On (по OEM-соглашениям).
Panasonic (Matsushita Electric): ранее Quanta и Compal (последняя также выпускает трубки для LG), но отныне собирается обходиться собственными силами.
Список можно продолжать до бесконечности: например, большинство популярных ныне смартфонов и коммуникаторов выпускается китайско-тайваньской HTC. А в области производства таких специфических вещей, как материнские платы для компьютеров, не разобраться и Ниро Вульфу вместе с Эр-кюлем Пуаро. Но читателя, вероятно, заинтересуют исключения из правил.
Они, как ни странно, имеются. Во-первых, многие вчерашние контрактники постепенно выходят из тени и начинают выпускать продукцию под собственным лейблом – BenQ или Foxconn типичный тому пример. Но есть таковые и среди “старичков”. Вероятно, крупнейшим из них является корейская Samsung, которая все главные свои продукты (мониторы, мобильники, принтеры) не только разрабатывает, но и производит самостоятельно, и с удовольствием делает это для других (впрочем, это не касается всякой мелочевки, вроде диктофонов или плейеров).
Другое важное исключение – производство зеркальных цифровых камер, популярность которых растет не по дням, а по часам. Все известные полупрофессиональные модели (Nikon D50/D70/D80, Canon 350D, 30D и пр.), не говоря уж о дорогих профессиональных (вроде Canon Mark II) делаются только самими “брендами”, и только у себя “дома”. Это, правда, не означает, что все комплектующие в них “родные”. Так, в камерах Nikon стоят матрицы, произведенные на фабриках Sony. И это неудивительно: Nikon компания относительно небольшая, и специализируется на фотокамерах, потому ей не под силу содержать такое научно-производственное подразделение, как это позволяет себе ее основной конкурент – гигантский концерн Canon. Как видите, этот факт абсолютно не влияет ни на качество, ни на “особость” камер от Nikon и даже никак не снижает остроту конкуренции производителей зеркальных камер, в которую недавно включилась и сама Sony. Главное – чтобы потребитель был доволен.
Дарья Марченко, “Новая газета”
Tweet