В катастрофе «Ту-154» под Смоленском ищут след главкома ВВС Польши

Часть свидетельских показаний в деле о крушении президентского «Ту-154» под Смоленском опубликовала польская пресса. Самые интересные касаются главкома ВВС Польши Анджея Бласика, который также летел тем рейсом. По данным родственников погибших пилотов, у генерала были натянутые отношения с президентским экипажем. Кроме того, отмечают свидетели, он неоднократно самовольно садился за штурвал самолета во время полетов. Все это могло сказаться на исходе рокового полета. 

Ознакомившись с материалами дела, польские журналисты пришли к выводу, что следствие серьезно занялось главкомом ВВС Польши. Вопросы, касающиеся отношений Бласика с пилотами правительственных самолетов, были заданы не только действующим пилотам, но и близким погибших летчиков, и даже их знакомым. Всего в материалах дела фигурируют несколько десятков свидетелей.

К примеру, вдова старшего техника самолета Анджея Михалака рассказала следователям о том, как генерал Бласик принуждал ее мужа и других членов экипажа участвовать в учениях на выживание, в горном городе Закопане.

— Занятия на выживание были бессмысленными для пилотов транспортных самолетов, так как у них нет шанса на катапультирование и, как следствие, выживание в трудных условиях, — объяснила Малгожата Михалак.

Михалак и еще один из пилотов имели право не участвовать в ночных занятиях. Как утверждает вдова, генерал Бласик был этим страшно недоволен. Он подозревал, что пилоты симулируют. Поэтому разговаривал даже с врачом, который отпустил их с учений. Вдова помощника капитана Протасюка также обратила внимание на то, что появление Бласика в кабине пилота могло спровоцировать стрессовую ситуацию:

— Зная своего мужа, могу точно сказать, что присутствие генерала Бласика не было для супруга психологически комфортным.

В свою очередь вдова штурмана Артура Зентека заявила, что мужа сильно обижали совместные полеты с генералом Бласиком.

— Бласик поднимался в самолет, после чего муж освобождал место второго пилота, и тогда уже сам генерал летел в качестве второго пилота. С уверенностью заявляю, что эта ситуация повторялась несколько раз.

Следователи опросили также и других пилотов, которые продолжают служить в ВВС Польши. Один из них, пилот «Як-40» Рафал Ковалечко, частично подтвердил показания вдовы штурмана Зентека. К примеру, он не раз слышал от генерала фразу: «Вы сидите на моем месте. Я сам полечу».

— Так себя вел исключительно генерал Бласик. На моей практике было около трех таких ситуаций. Генерал Бласик приказывал мне еще перед стартом покинуть кресло пилота и садился на мое место. Сидел там до посадки…

«Московский комсомолец»

 

You may also like...