Верховная Рада. Народные пианисты. Чего стоит наш парламент?
Попытки депутатов легализовать систему коллективного голосования в Верховной Раде показали, чего стоит наш парламент
Голосование депутатов Верховной Рады друг за друга наконец-то стало предметом оживлённой дискуссии. Несмотря на общественное возмущение, парламентские «пианисты», уже высмеянные своими польскими коллегами, не сдаются и не желают отказываться от своих привычек.
На днях народные избранники отказались ввести в действие систему персонального голосования.
Такое пренебрежение своими прямыми обязанностями заново ставит вопрос об эффективности и просто жизнеспособности украинского парламентаризма. Как юрист хочу обратить внимание на три важных аспекта проблемы «кнопкодавов».
Во-первых, главное здесь не в том, что депутаты предпочитают заниматься личными делами вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности в парламенте. И даже не в том, что мы тратим баснословные деньги на содержание людей, которые не желают работать. Критично важно вот что: при такой системе голосования наш парламент фактически не парламент.
Полноценная законодательная власть ограничивает возможности верхушки исполнительной власти и президента, мешает этой группе людей принимать наиболее важные государственные решения без учёта мнений, существующих в обществе, на своё усмотрение. Именно в таком качестве парламентаризм сложился исторически, в таком качестве он актуален для Украины и сегодня, когда необходимость взаимных сдержек и ограничений различными государственными органами и должностными лицами всё так же остра.
Но все мы стали свидетелями того, как Верховная Рада перестала быть местом полноценного обсуждения важных для страны инициатив и теперь уж точно не является центром принятия решений.
При такой системе голосования самые важные решения принимаются небольшой группой людей, чьи имена, а тем более мотивы не всегда известны. Это и есть движение в сторону настоящего авторитаризма. В таком обществе наши шансы получить те блага, о которых мы так печёмся (например, достойные доходы, медицинское обслуживание, доступное жильё и т. п.), тают на глазах. Снимая голову, по волосам не плачут – говорит пословица.
Второе – сомнительность оправданий депутатами такой практики. Народные избранники заявляют, что есть единое мнение фракции и поэтому вполне естественно, что каждый депутат – член этой фракции придерживается его и голосует соответственно. Так что, говорят они в оправдание, нет ничего плохого в том, что пара-тройка депутатов выражает это единое мнение фракции, голосуя за всех депутатов, в неё входящих.
И снова вместо профессионалов своего дела нам предлагают выбрать послушных и лояльных к своему руководству исполнителей вместо профессионалов своего дела нам предлагают выбрать послушных и лояльных к своему руководству исполнителей , для которых дисциплина превыше всего. Партийная диктатура – тоже диктатура.
И третье. Если подойти к сложившейся ситуации с формальной стороны, то чего тогда стоят законы, принятые Верховной Радой при таком режиме голосования? Являются ли они юридически полноценными? Конституционный суд уже отменял законы по причине формального несоблюдения процедуры их принятия (вспомним хотя бы отмену конституционной реформы 2004 года). Так вот, отменить законы, принимаемые с нарушением порядка голосования, при большом желании не так уж сложно.
Следующий состав Верховной Рады уже наполовину будет избран не по партийным спискам, и в здание на Грушевского вернутся мажоритарщики. Утрата тотальной дисциплины неизбежна. И партийным боссам, и будущим нардепам пора задуматься о том, как по-новому выстраивать систему отношений в Раде. А нам, гражданам Украины, – о том, кого и зачем мы выбираем.
Автр: Александр Еграшин, юрист, ФОКУС
Tweet