Как наказывают недорослей-вымогателей за «сборы»?

Проблема «сборов» – постоянная головная боль правоохранителей Сум, Конотопа и Шостки. Хотя подростковое вымогательство существует среди учеников многих школ и профлицеев Украины, в нашей области оно вновь стало принимать организованный, междушкольный характер.

Проблему в расследовании преступлений, связанных со «сборами», составляют прежде всего сами потерпевшие: они крайне редко рассказывают о происходящем родителям или педагогам и еще реже соглашаются подтвердить свой рассказ в милиции. А без заявления нет и преступления. Впрочем, как выяснилось, даже когда потерпевшие набираются храбрости обратиться в милицию и правоохранители собирают все доказательства причастности обвиняемого, вовсе не факт, что он будет адекватно наказан.

Недавно Сумской районный суд принял решение по делу одного из таких вымогателей. Ученик Хотеньского профлицея предлагал одногруппникам и другим подросткам вступить в так называемый «Роменский» коллектив, члены которого якобы будут их защищать от всяких жизненных невзгод. Стоимость «защиты» составляла сначала 20 грн. в месяц, потом возросла до 40, а затем и до 100.

С января 2010 года он собирал дань с пяти учеников профлицея, угрожая физической расправой тем, кто пытался не отдавать деньги. Таким образом, он в сентябре требовал даже по 160 грн. за три месяца летних каникул, обещая в случае неуплаты насильно отвезти «должника» в Сумы, где «роменские» ему покажут.

К ноябрю терпение у двух его жертв закончилось, они рассказали о происходящем родителям и те обратились в милицию.

Во время допроса несовершеннолетний вымогатель заявил, что его знакомый предложил ему и другим юным жителям Тимирязевки собираться в заброшенном здании неподалеку от аэропорта, где он будет их учить, как вести себя в конфликтных ситуациях с представителями других районов. По словам вожака, это было нужно, чтобы их, «тимирязевских», знали и уважали в городе. Парень, не раздумывая, согласился – как и его соседи. Так в Сумах возникла еще одна группа. Руководитель «тимирязевских» объяснял им, как себя вести, указывал на их физическое состояние, требовал не пить, не курить и заниматься спортом, особенно боксом. Так продолжалось около года. Сам руководитель группы, как он объяснял, входил в коллектив «роменских». В конце 2009 года он решил, что достаточно обучил свою группу, и заявил ее членам, что они уже тоже «роменские» и должны не только везде представляться как «роменские», но и искать еще парней, учить их, чтобы и те могли вступить в группу. А поскольку подсудимый должен был ехать в Хотеньский профлицей и не мог искать потенциальных «роменских» в Сумах, он получил спецзадание – организовать свой «филиал» в лицее и учить «пацанов» там. Поэтому прибыв в лицей, он сразу начал поиск «слабых» учеников, нуждающихся в «защите». В декабре 2009 года он привез своих подопечных в Сумы, чтобы показать своему руководителю. Того потенциальные кадры не впечатлили: «базарить» не умеют, что такое «роменские» – не понимают. Тем не менее, они вполне годились для сбора денег на «грев» тех, кто находится в колонии и СИЗО. Получив такое задание от «старшего», вымогатель приступил к своей деятельности. Со временем сумма, которую требовал с «коллектива» оставшийся в Сумах наставник, росла – соответственно, росли и разовые взносы. Взамен лицеист якобы чему-то учил своих сверстников. Осенью 2010 года «старший» сказал ему увеличить число «роменских» в лицее – но вступать в группу никто из лицеистов не хотел, поскольку в учебном учреждении уже ходили слухи о требуемых от вступивших ежемесячных взносах.

Поскольку к этому времени даже те, кто платил, уже начали выходить из-под его контроля, соответственно увеличившаяся сумма ежемесячного платежа от лицеистов полностью легла на плечи их неудавшегося наставника. Первые 400 грн. он заплатил сам. Потом брал в долг у матери недостающую сумму, докладывал ее до стипендии – и передавал в Сумы. Потом перестал – и угрожать стали ему. А он – активнее требовать деньги у своих «подопечных». Пока те не обратились в милицию.

На досудебном и судебном следствии вымогатель свою вину не отрицал. И, как выяснилось, не зря – принимая во внимание его возраст и раскаяние, суд приговорил его к… условному наказанию. Так что он сможет продолжить обучение – вместе с теми, кого так старательно «защищал»… Впрочем, это не предел гуманности нашей правоохранительно-судебной системы. Ведь в отношении его наставника уголовное дело вообще не возбуждали.

Ярослав Берест, «Ваш шанс»

You may also like...