Рухнул еще один «конвертационный центр»

Как оказывается, фиктивное предпринимательство – это не только «головная боль» отечественной экономики. Это широко распространенное явление как сегмент «теневого бизнеса» во многих странах мира. Следует отметить, что введение налоговой отчетности по электронной почте еще больше усиливает возможности существования фиктивных субъектов хозяйственной деятельности.

Разумеется, для законопослушных бизнесменов такое новшество – это благо, а с другой стороны, для коммерсантов – мошенников – это тоже «удобная» услуга, поскольку на электронных отчетах нет ни подписей, ни печатей, которые их могли бы уличать в темных делишках.

В ходе оперативных мероприятий сотрудники УГСБЭП УМВД в Луганской области задокументировали факт фиктивного предпринимательства со стороны частной фирмы, которая расположена на территории города Луганска. По данному факту было возбуждено уголовное дело.

В ходе расследования было установлено, что данная фирма входит в цепочку предприятий, связанных друг с другом, которые образуют преступную схему уклонения от налогообложения – «конвертационный центр». Всего в него вошло более десятка субъектов коммерческой деятельности. В частности, правоохранителям стало известно, что все они напрямую связаны с 5 банковскими учреждениями, где были открыты их расчетные счета, с помощью которых осуществлялось незаконное формирование налогового кредита и валовых выплат. Как установлено, примерный оборот денежных средств по этим счетам ежемесячно составлял более 10 миллионов гривен.

С целью документирования преступной деятельности «конвертационного центра» сотрудники УГСБЭП по месту расположения офиса фирмы, которая организовала данную преступную схему, провели обыск. В ходе данного мероприятия были изъяты для проверки первичные бухгалтерские и налоговые документы ряда подконтрольных коммерческих структур. В черновых записях, мобильных телефонах, компьютерной технике были обнаружены свидетельства махинаций, связанных с уклонением от налогообложения. Данные вещественные доказательства были изъяты и приобщены к материалам уголовного дела. С целью возмещения причиненного интересам государства ущерба в 5 банковских учреждениях, расположенных в городе Луганске, наложен арест на 615 тысяч гривен, размещенных на 13 расчетных счетах тех коммерческих структур, которые входят в цепочку «конвертационного центра».

Незаконная деятельность цепочки «конвертационного центра» осуществлялась по следующей схеме: легальные субъекты хозяйственной деятельности заключали договора на бестоварные операции с так называемыми транзитными предприятиями «конвертационного центра». А последние, в свою очередь, перечисляли эти средства на банковские счета фиктивных предприятий, с которых осуществлялось снятие наличных денег. В результате такой махинации в карман государства не попадали крупные суммы в виде НДС. В этом и заключается смысл криминальной конвертации.

В рамках оперативно – следственных действий были установлены остальные коммерческие структуры, которые задействованы в «конвертационный центр». Одновременно проводились проверки финансово – хозяйственной деятельности тех предприятий, которые якобы «пользовались услугами» липовых коммерческих структур.

«После того, как в УГСБЭП поступила информация о деятельности фиктивных коммерческих структур, – комментирует заместитель начальника УГСБЭП УМВД в Луганской области подполковник милиции Владимир Неживой, – сотрудники нашей службы, в первую очередь, установили их руководителей. Как выяснилось, данные лица впервые слышали о том, что они являются руководителями каких – либо фирм. Данные предприятия были зарегистрированы по паспортам данных граждан без их ведома.

В ходе оперативных мероприятий стражи экономики вышли на целую сеть фиктивных субъектов хозяйственной деятельности. С какой целью они были созданы? Кто стоит за этой аферой ?

«Директорами» данных фиктивных фирм оказались граждане, проживающие в областном центре и которые ведут антиобщественный образ жизни, злоупотребляя спиртными напитками. Данные лица, в частности, указали, что не имеют никакого отношения к хозяйственной деятельности тех предприятий, которые они якобы возглавляют. Следующим этапом работы оперативников было установление так называемых контрагентов данных фиктивных фирм, которые связаны с ними партнерскими договорными отношениями. Спектр услуг, который лжепредприятия предлагали на бумаге, был довольно широк. Это всевозможные строительные и ремонтные работы, а также правовой сервис. Получалось, что любой гражданин, либо организация могли обратиться в такую «фирму», заключить деловое соглашение и воспользоваться ее услугами.

В первую очередь, оперативники УГСБЭП подняли все эти договора и стали их проверять на предмет достоверности. И тут их ожидал «сюрприз». В этих документах, где красовались подписи подставных лиц, были отражены на самом деле бестоварные операции. Но одновременно, несмотря на то, что реальных услуг не оказывалось, был установлен факт движения огромных денежных сумм в рамках этой «виртуальной» деятельности. И это отражалось в документах бухгалтерской отчетности. По такому алгоритму были проверены все подконтрольные коммерческие структуры.

Получалось, что с формальной стороны на каждой из них все было в полном ажуре: финансовая и налоговая документация не вызывала вопросов. Но это только на первый взгляд. А на самом деле: директора там были вовсе не директора, а не понятно кто. Никаких рабочих строительных специальностей на этой фирме тоже никогда не было, да и реальных строителей, как выяснилось, никто никогда не видел в глаза.

Не понятно, кто же тогда осуществлял строительные и ремонтные работы в рамках заключенных договоров? Как правило, в любой коммерческой структуре есть должность юриста, который осуществляет правовое сопровождение любых финансовых сделок. В данном же случае оперативников смущало то обстоятельство, что все эти странные фирмы оказывали на бумаге юридические услуги, однако в штате отсутствовала должность юрисконсульта. Это косвенно подтверждало, что все изъятые при проверке договора липовые».

Как пояснил Владимир Михайлович, с помощью таких «виртуальных» фирм реальные субъекты хозяйственной деятельности искусственно незаконно минимизируют обязательные налоговые обязательства перед государством в виде НДС. Именно таким образом возникает так называемая кредиторская задолженность. Следовательно, в результате такой криминальной «бережливости» доходная часть бюджета недополучает значительные денежные суммы. В ходе оперативных мероприятий сотрудники УГСБЭП отработали тех лиц, кто организовал деятельность данного «конвертационного центра» с целью их привлечения к уголовной ответственности.

По большому счету бизнесменов, которые вовлечены в такие схемы можно назвать мошенниками высшей квалификации. Если жертвами классических представителей этой криминальной профессии традиционно становятся доверчивые граждане, то в нашем случае объектом преступного посягательства стал бюджет государства. С другой стороны покончить с этим злом поможет ужесточение ответственности за фиктивное предпринимательство.

Сегодня бизнесмена, который организовал цепочку «конвертационный центр», привлечь именно за создание сети фиктивных фирм очень сложно. Ведь он лично при этом официально нигде не фигурирует. Регистрация пустышек происходит на бомжей, которые сами не помнят, что они в пьяном виде подписывали, и тем более никогда не видели в глаза настоящего хозяина. Сегодня в рамках действующего законодательства лицо, которое зарегистрировало фиктивное предприятие, не возможно привлечь к уголовной ответственности. Поэтому и появляются время от времени «виртуальные» фирмы.

А если бы граждане знали, что за участие в грязных играх с государством придется сесть на скамью подсудимых, они бы так легко не отдавали бы жуликам свои паспорта для регистрации того или иного бизнеса. Между прочим, до 2001 года за такие деяния была уголовная ответственность. Сегодня же либерализация и декриминализация уголовного законодательства в части ответственности за экономические преступления выходит для бюджета, как говорится, боком».

ОСО УМВД Украины в Луганской области

You may also like...