Подросткам-«условникам» показали жизнь на зоне, где они могут оказаться в перспективе

«Увидеть жизнь в колонии своими глазами». Под таким названием 18 октября состоялась необычная экскурсия, организованная Ровеньковским городским отделом ГУМВД Украины в Луганской области совместно с Ровеньковским отделом уголовно-исполнительной инспекции для несовершеннолетних, уже имеющих судимости, однако наказание которых  не связано с лишением свободы. Проходила она в Свердловской исправительной колонии № 38. Основная задача ее состояла в том, чтобы воочию показать ребятам, что может ожидать человека, который преступил Закон, и как живется за колючей проволокой.

Свердловская исправительная колония усиленного режима № 38 расположена в поселке Ленинское и представляет собой очень сложный и своеобразный мир, отгороженный от привычного нам колючей проволокой. Возле стен колонии стоит много машин, толпятся люди. Это приехали родственники к осужденным, которым было разрешено свидание. Все терпеливо ждут своей очереди, когда позовут на контрольно-пропускной пункт. Жизнь колонии проходит там, за прочными железными дверями, каждая из которых открывается только по специальному сигналу, напоминающему сирену, которая буквально разрывает воздух.

Церемония проверки документов занимает немало времени. На КПП берут паспорта, потом посетители под роспись ознакамливаются с правилами поведения при нахождении в колонии. Под пристальными взглядами конвоиров становится как-то тревожно, начинаешь непроизвольно съеживаться. Наконец за спинами с грохотом и железным скрежетом, леденящим душу, закрывается последняя дверь. Мы попадаем в узкие коридоры, огороженные толстой железной решеткой, проходим сквозь предупредительные полосы, охраняемые собаками, и только после этого попадаем во двор колонии. Нас встречает начальник колонии, майор внутренней службы Алексей Иванович Домашов. В этой должности он трудится 3 года, а всего у него за плечами около 19 лет службы.

– Свердловскую колонию перепрофилировали семь раз, сейчас это – учреждение среднего уровня безопасности для содержания под стражей мужчин, осужденных лишением свободы сроком от 5 до 15 лет, – рассказывает начальник колонии. – Каждый осужденный по прибытию в колонию сразу же знакомится с порядком и правилами дисциплины. Порядок суров: перемещение по территории колонии разрешено только под контролем конвоиров. В случае проникновения на запретную полосу в дневное время охранник делает первый выстрел в воздух, а потом может стрелять на поражение. В ночное время охрана имеет право стрелять на поражение без предупредительного выстрела.

На территории колонии чистота и порядок, растут кусты роз, аккуратно подстрижена трава на газонах. Это – прогулочный дворик. Есть на территории режимного учреждения огород и теплица, имеется также подсобное хозяйство: куры, утки и коровы, так что зелень – петрушка, укроп, салаты, молоко, яйца – не покупные.

Алексей Иванович поясняет, что все здесь сделано руками самих заключенных, да и по Закону полагается, чтобы 2 часа в сутки заключенные занимались общественно-полезным трудом на благо учреждения.

Здесь же располагаются школа, производственные мастерские, ПТУ. Заключенные производят сетку-рабицу, тротуарную плитку, древесный уголь, в собственной кузне делают кованые изделия и товары народного потребления, которые пользуются большим спросом. В ПТУ получают специальности: столяр, плотник, повар, газоэлектросварщик, автоэлектрослесарь.

Административно-бытовой комбинат представляет собой обычное кирпичное здание и, если бы не толстые решетки на окнах, то внешне оно почти ничем не отличалось бы от обыкновенного многоэтажного жилого дома.

В общежитиях казарменного типа двухъярусные кровати стоят в несколько рядов, аккуратно убранные постели. На каждой кровати висит табличка с инициалами осужденного, статья и дата прибытия в колонию и порядковый номер. К заключенным обращаются не по имени-отчеству, а по номеру. У каждого есть своя тумбочка, где можно хранить личные вещи, письма, многие берегут небольшие сувениры, подаренные родными и любимыми, и фотографии в деревянных рамочках, сделанных своими руками.

Сейчас строится еще один корпус на 104 человека в отделении, по 5-6 человек в кубрике. Всего в свердловской колонии отбывают наказание 1260 заключенных. Кроме этого, есть еще поселенцы – 53 человека. Такая привилегия выдается решением суда за отличное поведение осужденного в колонии. Поселенцы живут в специальном доме, расположенном в поселке, за территорией колонии. Ежедневно они ходят на работу на предприятия, которые предоставляют заявки на выполнение каких-либо работ. Поселенцы имеют право передвигаться по поселку только в сопровождении конвоира, причем по специально определенному маршруту – дом – работа – магазин.

Питаются заключенные три раза в день в столовой. Меню стандартное – борщ или суп, каша, чаще всего перловая, салат и компот. Готовит бригада поваров из числа заключенных. Все повара каждый месяц проходят медкомиссию. Ежедневное меню должно включать: крупы – 70 г, мяса – 100 г, рыбы – 130 г. По словам поваров, любимое блюдо – красный украинский борщ, летом – борщ зеленый, благо, что щавель из собственного огорода.  Стараются сделать так, чтобы ежедневно, даже в зимнее время, на столах были какие-либо салаты, если нет свежих овощей, то подают тушеную капусту, пареную свеклу, соленые зеленые помидоры – ведь это важные витамины! Хлеб здесь выпекают сами по особому рецепту, на закваске, без ГМО, выпечка получается вкусная и мягкая.

В просторном помещении столовой уже приготовлен специальный зал – это спецучасток № 60, где 28 октября пройдут выборы в Верховную Раду Украины. Заключенные тоже будут голосовать. За ходом проведения выборов в колонии будут следить 22 наблюдателя от различных партий, а вот видеонаблюдение в колонии строго запрещено.

В санчасти колонии есть лаборатория, стоматологический кабинет, оснащенный современной техникой и флюорограф. Начальник медицинской части Вадим Николаевич Николаенков рассказывает, что каждый новоприбывший заключенный на 15 суток помещается в карантин. За это время он проходит тщательное медицинское обследование, после чего дается заключение о его состоянии здоровья. Если у осужденного выявляется туберкулез, то он немедленно переправляется в другую зону. Каждый год все заключенные в обязательном порядке проходят рентген-обследование. В лаборатории все желающие могут сдать кровь на ВИЧ. Кроме того, с каждым новоприбывшим индивидуально работает психолог. В ходе собеседования он составляет психологическую картину заключенного.

Есть палаты для больных – по два человека в каждой. В одной из палат мы познакомились с осужденным Александром. В настоящее время он болен, проходит лечение. Отбывает срок наказания по ст. 186 УК Украины, за грабеж. До освобождения остался один год, позади – три. Ему 27 лет. Семьи нет, отец умер, пока Александр сидел в тюрьме, осталась одна мама. Она очень ждет сына.

– Здесь неплохие условия содержания, но ничто не заменит человеку счастья дышать свободно, а в тюрьме свободы нет, это и есть главное наказание, – говорит Александр. В неволе он пересмотрел многие прежние жизненные принципы.

– Эх, если бы можно было что-то изменить. Надеюсь, что еще не поздно начать жизнь сначала, хочется иметь семью, детей и жить по-человечески. А романтика уголовного мира хороша только в блатных песнях, а в реальности – здесь, за колючей проволокой все обстоит иначе, – говорит осужденный.

Для занятий спортом в учреждении есть спортплощадка, а для спасения души на территории колонии стоит прекрасный Храм Святого Георгия Победоносца. Каждую субботу и воскресенье приезжает в колонию священник, проводит службы. Многие осужденные приходят на исповеди. Говорят, что после этого им становится гораздо легче – будто с души падает тяжелый камень.

По словам начальника колонии,  очень многие осужденные обращаются к Господу, бывают случаи, что после освобождения некоторые уходят навсегда от мира и живут в монастырях.

Кроме православного Храма, на территории колонии есть мусульманская мечеть и молитвенная комната для адвентистов-иеговистов. Все культовые сооружения построены самими заключенными.

– В колонии отбывают сроки наказания азербайджанцы, грузины, армяне, в настоящее время есть даже алжирец, так что колония у нас многонациональная, – рассказывает Алексей Иванович. – Эти граждане совершили преступление в нашей стране, поэтому осуждены по украинским законам. Сейчас в колонии пребывают, кроме украинцев, 87 граждан ближнего зарубежья и 12 лиц без гражданства. Нами ведется работа по оформлению документов лицам, находящимся в колонии. В нынешнем году мы получили 50 паспортов для осужденных, что по сравнению с прошлым годом на 30 паспортов больше. Для души есть «мини-зоопарк», в котором вольготно прогуливаются фазаны и красавцы павлины. В свободное от работы время заключенные могут читать книги, смотреть телевизор, писать письма родным.

По переписке в газетах и журналах многие заключенные знакомятся с женщинами. По словам начальника колонии, свадьбы за колючей проволокой – событие не столь редкое. С начала года было здесь даже одно венчание.

Встречи с родственниками проходят в отдельном здании. Краткосрочные свидания длятся до четырех часов, разрешаются они раз в месяц. Тех, кто не нарушает режим и хорошо трудится, могут поощрить долгосрочным свиданием – до трех суток, также один раз в месяц. Свидания проходят в отдельном помещении, где есть все необходимое: телевизор, холодильник, столовая, душ, уголок для детей.

В актовом зале ребятам устроили встречу с осужденными. Они пожелали ребятам никогда не попадать за решетку, так как, по их глубокому убеждению, нет ничего дороже у человека, чем свобода. Рассказали о правилах тюремной жизни:

– Переступив порог КПП, придется забыть свое имя и адрес. Отныне тюрьма – твой дом, а порядковый номер – имя, так что лучше дружить с Законом и находиться на воле, – пожелали они на прощание.

Экскурсанты покидают территорию колонии. Выходят точно так же – через узкий коридор между запретными полосами. На КПП возвращают обратно паспорта, и вот, наконец-то, за спиной закрывается последняя дверь. Посетители спешат к автобусу. Всем хочется быстрее уехать подальше от колонии. Примечательно, что после посещения колонии настроение у ребят изменилось в худшую сторону. Сюда ехали – весело шумели, о чем-то непринужденно разговаривали, смеялись. Видимо, воспринимали эту поездку, как развлекательную экскурсию, и не более. Как же отнеслись подростки к этой поездке?

Игорь, 17 лет. Угнали с другом машину. По словам паренька, просто хотелось покататься. За это получили по три года условно. Два из них уже прошли, год остался. Говорит, что жалеет о том, что сделал, из-за этого не поступил в институт, как мечтал. Пришлось пойти в училище. Колония произвела на Игоря сильное воздействие.

– Не приведи, Господь, сюда попасть, – говорит паренек и клянется, что больше не будет нарушать закон.

Виталий, 15 лет, и Андрей, 14 лет. Несмотря на юный возраст, имеют за плечами по году условного наказания. Они пробрались на дачу, разрушили небольшой домик, намусорили.

На вопрос: «Зачем?», тяжело вздыхая, отвечают, что, мол, скучно было, маялись от безделья, вот и решили похулиганить, только не думали, что милиция их отыщет и они понесут наказание. Интересуюсь, какое на них впечатление произвела экскурсия по колонии.

– Ничего особенного. Живут люди и здесь как-то, но лучше, конечно, на свободе, – невозмутимо отвечают молодые люди.

Пятнадцатилетний Артем говорит, что однажды нашел в лесопосадке детонаторы, после чего принес их домой, чтобы на рыбалку сходить с ними, рыбу глушить. Участковый нашел их в сарае. За это Артем был наказан годом условно.

– Больше не буду нарушать Закон, – твердо говорит паренек. – Мне в тюрьму попадать нельзя, потому что отца нет, мамка больная, а еще есть маленькая сестренка. Я один мужик в семье, мне за ними присматривать надо, и по хозяйству управляться.

Хочется верить, что для этих ребят пребывание в колонии навсегда останется экскурсией, что, однажды уже преступив Закон, они никогда больше не пойдут по преступному пути, а те, кто, отсидев свой срок, освободятся, найдут в себе силы, чтобы начать жизнь сначала и честно дышать свежим воздухом свободы!

Елена Власова,
Ровеньковский ГО ГУМВДУ в Луганской области

You may also like...