Финал Лиги чемпионов: кто выиграл больше в финансовом плане?

То, что в финале Лиги европейских чемпионов померялись силами два немецких клуба, обещало коммерческий успех не только для «Боруссии» и «Баварии», но и для всей Бундеслиги.

В не зависимости от результата  финальной игры Лиги чемпионов на лондонском стадионе «Уэмбли» 25 мая 2013, и «Боруссия» и «Бавария» уже заранее остались в выигрыше – в плане коммерческих дивидендов.

Сотрудник Гамбургского института мировой экономики (HWWI) Хеннинг Фепель исследует финансовую сторону профессионального футбола. В беседе с Deutsche Welle он сообщил, сколько зарабатывают финалисты: «Стартовая премия в прошлом сезоне составила 8,6 миллиона евро. К этому приплюсовываем премии за дальнейшие успехи. Победитель Лиги чемпионов может заработать до 60 миллионов евро.»

Впрочем, и клуб, который проигрывает, получает ненамного меньше. Независимо от того, получила бы «Боруссия» победу на поле или уступила бы сопернику, в этом сезоне она заработает «примерно столько же, сколько» Бавария», говорит Фепель. Но это не означает, что после этого западногерманский футбольный клуб приблизится к состоятельной «Баварии» . Саша Шмидт из Европейской бизнес-школы (EBS) считает: «В экономическом плане дортмундци не выйдут на один уровень с мюнхенцами».

Хеннинг Фепель разделяет эту оценку и обращает внимание на то, сколько тратят на игроков одна и другая команды: «Бюджет» Баварии «на игроков составляет 125 миллионов евро, и в этом она на голову обходит» Боруссию «с ее 50 миллионами евро». Еще одно сравнение. Рыночная стоимость всех игроков мюнхенского клуба достигает 430 миллионов евро, тогда как в Дортмунде кадровый состав «весит» 254 миллионов. Членов клуба «Бавария» – вдвое больше, чем людей, которые связали свое будущее с «Боруссией». Вестфальцы продают клубную телепрограмму в 12 странах, тогда как баварцы нашли покупателей в 90 странах.

Чисто немецкий финал европейского топ-соревнования принес определенную выгоду и другим 16 клубам Бундеслиги, а не только двум лидерам. В этом убеждены эксперты Фепель и Шмидт. «Немецкая лига вышла на глобальную витрину, – объясняет Саша Шмидт в интервью DW, – а это дает ей чрезвычайный рекламный эффект, поскольку расширяются возможности продажи телевизионных прав». Причем эти права продаются в Бундеслиге централизованно, чтобы каждый из клубов получил долю общего пирога, хотя, конечно, большим клубам достается львиная доля.

Все большую роль в бюджетах клубов играет – рядом с продажей медиаправ, спонсорскими деньгами и премиальными – мерчандайзинг, т.е. продажа товаров с клубной символикой в ​​различных вариациях. А болеть за финал Лиги чемпионов будут не только закоренелые «борусы» из Дортмунда или баварские фаны из Мюнхена. Футболки, поло и флажки, шарфы и постельное белье цветов любимого клуба уже давно продают не только в фан-шопах рядом со стадионами.

Саша Шмидт, исследуя современную фан-культуру в футболе, встретился с таким явлением, как «глобализированый болельщик»: «Мы называем их» фаны без границ». Поскольку уже стало привычным болеть не только за любимый отечественный клуб, а иметь фаворита и за рубежом» . По словам Шмидта, только в странах Евросоюза 41000000 «фанов без границ». Они расходуются на свое хобби больше других – в среднем по 860 евро на болельщика за сезон.

Весомым экономический эффект от Лиги чемпионов будет для немецких клубов не в Германии и Европе, но и в остальных частях мира. «Особый интерес к европейскому футболу наблюдается в Азии», – говорит специалист. Однако именно в этом регионе немецким клубам придется еще долго догонять англичан. Такие клубы, как «Манчестер Юнайтед», «Арсенал» и «Ливерпуль» уже двадцать лет работают на этом перспективном рынке и имеют большие доходы.

Так, лондонский финал, который транслировался в 209 странах, дает Бундеслиге наилучшую возможность завоевать «фанов без границ» в Японии, Корее или Китае. Маловероятно, чтобы в ближайшее время произошел еще один немецкий финал. Но у Саши Шмидта не вызывает сомнений, что немецкие клубы играть весомую роль в среднесрочной перспективе.

You may also like...