«Двушечка» по-французски. Как российские хулиганы получили реальный срок в день задержания

Марсельская судья Анук Бонфис приговорила трех российских болельщиков к реальным срокам за стычки с англичанами во время матча Россия – Англия, которые произошли 11 июня.

 Алексей Лелик Ерунов получил два года тюрьмы, Сергей Кирпич Горбачев – полтора, Николай Глаз Морозов – год, пишет Slon Magazine.

Приговор был оглашен 16 июня, меньше чем через неделю после самого преступления и всего через два дня после задержания. Процесс над тремя россиянами продлился в общей сложности 2 часа 20 минут. Последние 20 минут судья Бонфис потратила на решение о сроках заключения. Как работает эта система практически мгновенного уголовного процесса?

Суд над россиянами ни в коем случае нельзя считать исключением. Английских фанатов, которых задержали за те же потасовки, осудили еще 13 июня – двоим болельщикам дали два и три месяца тюрьмы.

Оба процесса проходили по процедуре «немедленной явки» (comparution immédiate), которая в современном виде работает уже тридцать лет, но вообще имеет более чем вековую историю во французском уголовном праве. Регулируется такой процесс отдельной главой французского УПК, которая позволяет при соблюдении всех условий осудить человека прямо в день задержания.

Минимальные условия для этого процесса таковы:

  • прокурор решил, что все материалы обвинения готовы к суду

  • максимальное наказание по предъявленным статьям не менее двух лет (при задержании на месте преступления – не менее шести месяцев)

  • подозреваемый старше 18 лет

Дело должно быть рассмотрено в течение трех дней после задержания, в противном случае процесс пойдет по обычной процедуре. Сторона защиты может ходатайствовать, чтобы отложить процесс, если, по их мнению, материалов недостаточно. Судья также имеет право вернуть материалы в прокуратуру, если сочтет, что дело слишком сложное для ускоренного рассмотрения.

По данным Минюста Франции за 2014 год, на такую процедуру пришлось 13% уголовных процессов (за исключением дел, рассмотренных в особом порядке, и сделок со следствием). Какое количество этих решений затем отменяют на апелляции, не сообщается, но критики обращают внимание прежде всего на качество процесса:

«На ночных заседаниях подсудимых без шнурков вводят в зал, скованных цепью. А там их ждет уже разозленный и усталый судья. Среднее время на одно дело – 29 минут».

Несмотря на это, в парламенте пока приходят к выводу, что эта процедура имеет много преимуществ: процесс быстрый, но состязательный, а нарекания имеют ситуативный характер.

 

You may also like...