Не влететь. Как ездить по плохим дорогам и когда их приведут в порядок
Про украинские автодороги водители часто шутят, что их строят из сахара: стоит весне вступить в свои законные права, как вместе со снегом сходит (как будто тает) и асфальтобетонное покрытие. В результате каждый год с марта по июнь езда по городу связана с опасностью повреждения ходовой части автомобиля и высоким риском попасть в ДТП.
И, казалось бы, в рамках подготовки к Евро-2012 столичные власти должны были привести дороги в порядок ускоренными темпами, однако, как и в прошлом году, асфальт усеян дырами, как после бомбардировки. Правда, справедливости ради стоит сказать, что их на этот раз меньше.
Журналисты газеты «Сегодня» проехали по основным столичным дорогам и выяснила, насколько печальна дорожная ситуация в Киеве. А также — как водителю пережить этот сложный для автомобилиста период бездорожья.
Проблема. Столичные дороги находятся в очень плохом состоянии. Фото: Г. Салай
КАК СОВЛАДАТЬ С ЯМОЙ
О том, что езда по дорожным неровностям чревата техническими неисправностями для автомобиля, знают все. Но некоторые водители, особенно те, кто ездит на служебных авто, на ямы внимания не обращают, руководствуются принципом «не мое — не жалко».
Однако наезд на яму (либо другую дорожную неровность) на скорости может привести к очень серьезной аварии. Поэтому до того момента, пока дороги не приведут в порядок, советуем соблюдать осторожность. Особенно если авто оборудовано антиблокировочной системой тормозов (АБС). Дело в том, что на ямах колеса блокируются в воздухе, срабатывает АБС, и тормозной путь увеличивается в 1,5—2 раза.
Именно поэтому рекомендуем снижать скорость и внимательно всматриваться в дорожную поверхность: чтобы при виде колдобины сбавить скорость до минимума и безопасно объехать препятствие. Если же объехать не выходит (яма слишком широкая), перед ней нужно резко нажать на педаль тормоза (для обеспечения максимального замедления автомобиля) — упругие элементы передней подвески сжимаются.
После этого, непосредственно перед «барьером», необходимо отпустить тормоз и проехать яму на минимальной скорости накатом — при выполнении такого приема пружины (либо подушки и рессоры) после прекращения торможения «подбрасывают» переднюю часть автомобиля вверх, и колесо проезжает по яме с минимальным давлением. Это позволяет избежать передачи на подвеску сильного удара и повреждения шины и диска об острые кромки глубокой ямы.
ДОРОГИ КИЕВА: ЯМЫ, ПРОШЛЕПИНЫ, КОЛЕЙНОСТЬ И ДЫРЫ У ОБОЧИН
НАПЛЫВЫ
Одна из наиболее «хитовых» дорожных проблем, которые встречаются в Киеве повсеместно, — резкие перепады уровня асфальта. Яркий пример — улица Картвелишвили в направлении бульвара Кольцова (Борщаговка). Здесь водитель, двигаясь на скорости свыше 40 км в час и проезжая мимо новостроек, рискует повредить передний бампер и «взлететь» дважды: вначале машина резко клюет и врезается в асфальт, а затем подпрыгивает, как на трамплине. Здесь ремонтировали дорогу уже 3 раза, но провал лишь углубился. Результат — в этом месте много мелких ДТП.
КАК ПО РЕЛЬСАМ
Езда по окраинам столицы — хороший способ для автомобилиста почувствовать себя машинистом поезда, правда, лишь в том случае, если его машина четко попадет между «рельсами», продавленными фурами. Дороги практически на всех основных въездах и выездах из города укатаны настолько сильно, что ездить в крайнем правом ряду опасно: узкий легковой автомобиль «водит» из стороны в сторону. Дорожники обычно винят в создании колейности водителей тяжелых грузовиков: мол, нечего им в город вообще въезжать! Но ведь и объехать Киев сегодня невозможно.
ПРОВАЛЫ У КРАЯ
Водительская ошибка — попадание даже одним колесом на край дороги — в Киеве может стоить очень дорого. И на Правом, и на Левом берегу места, где скапливается дождевая вода, после зимы щедро покрыты дорожными ямами глубиной более 15 сантиметров (в Академгородке мы нашли провал глубиной 25 см). Последствия такой «парковки» — как минимум, поврежденный рычаг подвески, выход из строя шаровой опоры и порванное колесо. Однако если попасть в настолько глубокую яму на скорости свыше 40 км в час, можно остаться без ходовой части — ее оторвет от кузова.
КАНАЛИЗАЦИОННЫЕ ЛЮКИ
Не знаем. по какой точно причине, но верхний слой асфальт на нескольких улицах Подола за несколько месяцев просто испарился, оставив обнаженными канализационные люки, которые теперь возвышаются на 10—12 сантиметров. Если у автомобиля хороший дорожный просвет (например, у внедорожников расстояние между землей и днищем составляет от 15 до 25 сантиметров), проблемы не возникнет. А вот если наехать на люк легковушкой, пострадают и днище, и глушитель, и бампера. Еще хуже, если люк еще и провалится: можно остаться без подвески.
ТРАМВАЙНЫЕ РЕЛЬСЫ
Движение по трамвайным рельсам попутного направления или проезд через них (не запрещено ПДД) в данный момент является самым настоящим испытанием для автомобилиста. Пути давно никто не ремонтировал, они очень скользкие, а поверхность между рельсами покрыта ямами. Попасть в ДТП в таком месте очень просто: авто может занести, а тормозной путь на рельсах увеличивается. В этом случае даже незначительная авария может оказаться очень дорогой: виновника ДТП трамвайное депо через суд заставит заплатить неустойку за простой.
КОЛДОБИНЫ
В ходе поездки журналисты «Сегодня» обнаружили дорожные ямы абсолютно во всех районах Киева. Радует то, что настолько глубоких колдобин, которые способны серьезно повредить автомобиль, мы в этом году не нашли — прошлой весной состояние дорог было в разы хуже. Однако постоянная езда даже по относительно неглубоким по ямам (до 5 см) приводит к ускоренному износу ходовой части автомобиля. Нагрузки, которые испытывает в этом случае ходовая часть, примерно такие же, как если бы по колесам автомобиля изо всей силы били огромной кувалдой.
ЯМЫ ЗАЛАТАЮТ К ИЮНЮ
Опыт. Отремонтированные весной дороги «живут» 3—4 месяца. Фото Киевавтодор
Глава КП «Киевавтодор» Георгий Глинский сообщил «Сегодня», что восстановление столичных дорог корпорация проводит с конца февраля: «Когда образовались ямы, мы начали их ремонтировать, чтобы не допускать их расползания, но не горячим асфальтобетоном, как в теплую погоду, а холодным», — говорит он. Закончат ремонт лишь в конце мая — в течение двух месяцев планируют привести в порядок около 500 тысяч квадратных метров дорог, на что уйдет около 92 миллиона гривен. При этом так называемый ямочный ремонт (залатывание неровностей) закончат до 9 мая, а затем, в течение месяца, переложат асфальт в наиболее «дырявых» местах.
Не менее оптимистичны и в Государственной службе автомобильных дорог «Укравтодор» (отвечает за состояние покрытия на трассах) — здесь рассчитывают на привлечение в 2011 году не менее 10 миллиардов гривен кредитных средств под госгарантии. Руководитель «Укравтодора» Владимир Демишкан говорит, что на эти деньги в рамках подготовки к проведению чемпионата Евро—2012 будет построено 1200 км автомобильных дорог.
Однако опрошенные нами украинские автомобилисты радужного настроения госслужащих не разделяют. «Как всегда, сделают дороги на «тяп-ляп». К осени асфальт снова поползет, и зимой мы вновь поедем по ямам”, — говорит киевлянин Вадим Коваленко, вспоминая опыт предыдущих лет.
КОМУ ЖАЛОВАТЬСЯ НА ДОРОЖНЫЕ ЯМЫ
По поводу дорог между районами, мостов, выездов, площадей, проспектов — в «Киевавтодор»: (+38044) 284-74-19
По поводу ям во дворах и на прилегающих территориях — в Cаll-центр Киевской администрации: (044) 1551 (со стационарного), 205-73-37 (с мобильного)
Источник данных: «Киевавтодор»
ПРИНУЖДЕНИЕ К РЕМОНТУ
Если на вашем пути постоянно встречается одна и та же яма и, по всей видимости, никто ее латать не собирается (многие дыры остались с прошлого года и за зиму выросли в размерах), на бездеятельность ответственных за состояние дорог организаций нужно жаловаться.
1. Определите виновника.
Для начала оцените место, где находится яма. Если она — в 25 метрах от дома (это расстояние называется санитарной зоной или придомовой), то отвечает за состояние этого участка дороги жэк или ОСМД (это прописано в строительных нормах). Дальше 25 метров от дома? Тогда отвечает КП «Киевавтодор». Для начала попробуйте решить вопрос «по-хорошему» — сообщите о яме по телефону. Не помогло? Значит пора готовиться к юридическому разбирательству.
2. Готовьте документы.
Необходимо сфотографировать яму перед домом, составить акт о неисправности дороги. Затем пишите коллективную жалобу (от имени жильцов дома или группы автомобилистов — с подписями заинтересованных лиц). Отметим, что акт нужно составить в присутствии понятых (3—4 человека), которые должны поставить на документе свои подписи. В акте нужно указать все размеры ямы, а также в деталях расписать, какие неудобства вам доставляет эта неровность. Если из-за прорехи пострадал автомобиль, желательно приложить счет с СТО.
3. Теперь отнесите эти документы в ЖЭК (если это все-таки его территория).
Пусть в канцелярии этот акт и коллективную жалобу (написанную на имя начальника ЖЭКа) зарегистрируют. В случае с ОСМД бумаги нужно отнести лично председателю. Если территория в компетенции «Киевавтодора», действуйте точно таким же образом: набор из фото, акта и жалобы необходимо отправить по адресу г. Киев, ул. Командарма Каменева, 6. В течение месяца вам должны дать ответ. Если же реакции не будет, тогда подавайте жалобу на управление жилищно-коммунальных услуг райгосадминистрации. Параллельно следует обратиться в call-центр мэрии.
4 Жалуйтесь в ГАИ и суд.
Согласно ст. 128-1, ст. 140 и ст. 188-28 Кодекса Украины об административных правонарушениях, должностные лица несут ответственность за состояние дорог. Сотрудники ГАИ обязаны после поступления заявление проверить факт и составить протокол. Если после этих действий ничего не изменилось (яма продолжает расти), подавайте в суд на все вышеперечисленные структуры, игнорирующие ваши жалобы.
Автор: Владислав Бовсуновский, «Сегодня»
Tweet