Украина: ударим узаконенным рабством по экономическому кризису?
Чем глубже украинская экономика погружается в выгребную яму «покращення», тем больше в этом обвиняют то пресловутый «мировой кризис», то собственный народ. Мол, украинцы слишком мало работают и слишком много отдыхают – потому всё так плохо! Так ли это?
Разговоры о том, что украинцев нужно вернуть в шестидневную рабочую неделю, начались ещё несколько лет назад, когда разрабатывался проект нового Трудового Кодекса. Тогда же украинские парламентарии проголосовали за него в первом чтении, одобрив и сокращение выходных, и увеличение рабочего дня до 12 часов, и лишение работников многих прав. Кстати, спикером Рады тогда был Арсений Яценюк, а свои голоса за проект отдали представители почти всех крупных фракций (ПР, БЮТ, НУНС), кроме коммунистов.
Проект Кодекса вызвал очень много замечаний и критики и по сей день остается предметом ожесточенных дискуссий. Кстати, за пять лет его так и не приняли – возможно, к нашему счастью. Противники называют его «кодексом рабства» и считают, что он являет собой полнуюпротивоположность европейским стандартам.
Дискуссии о том, сколько же часов и дней нужно работать украинцам, поднимаются практически по несколько раз в год. Был бы повод! Нынче такой повод дали два июньских праздничных дня: 24 числа мы отпраздновали Троицу, а 28-го благополучно отметили День украинской Конституции.
И вот экономист Виктор Лисицкий заявил, что в Украине слишком много праздничных дней и что это отрицательно сказывается на состоянии украинкой экономики, поэтому число праздников необходимо урезать, а рабочую неделю сделать шестидневной. «Чем больше будем работать, тем больше будем производить, тем быстрее будем развиваться», – считает он. Вместе с экспертом агентства «МПП Консалтинг» Павлом Мельником они назвали в качестве оптимального примера Южную Корею, в которой, по их словам, всего два праздничных дня в году. Потому, мол, Корея и развивается!
Что ж, давайте сразу поправим уважаемых экспертов: в Южной Корее не два, а шесть праздников, являющихся общенациональными выходными. Это: Новый Год (1 января), День движения за независимость Кореи (1 марта), День детей (5 мая), День Будды (17 мая), Чхусок (сентябрь) и День основания государства (3 октября). Причем, Чхусок празднуют три дня, так что выходных праздничных дней в Корее целых 8! Их могло быть и 9, как в Украине, однако в 2008 году корейский День Конституции стал рабочим днем.
Вообще, Украина отнюдь не рекордсмен по количеству праздничных дней календаря. Где-то их больше, где-то меньше, и это никак не влияет на экономическое положение государств.
Количество «красных» праздничных дней в году
Похоже, попытка убедить украинцев «наглядным примером», что «развитые страны много работают», оказалась несколько неудачной. Хотя бы потому, что большой связи между числом рабочих дней в году и производительностью труда нет. Всё зависит от того, как работать, а не сколько.
Можно целый день лишь числиться на работе, бить баклуши и попивать кофе, играя в «танчики» или смотря записи футбольных матчей, а можно за 2-3 часа выполнить дневную норму! Можно долго и безрезультатно ковырять дедовским ломом в прадедовской домне, а можно производить огромное количество высококачественной продукции на современном оборудовании.
Однако украинские олигархи, не желающие вкладывать в модернизацию своих прихватизированных по дешевке заводов, предпочитают винить во всем «ленивых» рабочих, недостаточно усердно молотящих кувалдами по ржавому оборудованию. Украинские рабочие получают уже меньше, чем китайские (меньше наших – только голодранцы индусы), но олигархам всё кажется, что они платят им слишком много. Как бы тут еще сэкономить на оплате труда? Правильно, сократить персонал, заставить оставшихся работать дольше и больше, а платить им столько же!
Но на примере развитых стран мира можно убедиться, что там экономика держится вовсе не на количестве рабочих часов. Времена, когда западные капиталисты эксплуатировали своих работников по 12-16 часов в сутки, давно прошли.
Официальная рабочая неделя в разных странах мира:
В Соединенных Штатах восьмичасовой рабочий день ввел на своих предприятиях еще Генри Форд, который пришел к выводу, что перетрудившийся работник менее эффективен. Затем итогом компромисса между профсоюзами и правительством стала 40-часовая рабочая неделя. Закон не запрещает американцам работать больше, но он обязывает работодателя оплачивать сверхурочные (в Украине о таком и не слыхивали).
Впрочем, немногие американцы желают подзаработать еще, да и сами работодатели стараются разгонять их по домам сразу после «гудка». Фактически, с учетом перерывов, ленча и сокращенной пятницы, американцы в среднем отрабатывают только 33-34 часа в неделю.
Работа на дому – старое «изобретение» американцев. Когда ни о каком интернете еще и не слыхивали, американцы уже разбирали дома ворохи документов и руководили бизнесом по домашнему телефону, они даже устраивали у себя дома деловые встречи (у нас их поводят в ресторанах и банях). Рабочий день таких людей вообще не нормирован – он может продолжаться с утра до вечера, а может длиться пару часов.
Другое дело – малый бизнес, а также полулегальная и нелегальная работа. Повар и официантка в семейной закусочной вкалывают по 10-12 часов в день, бывает, что и без выходных, если не могут позволить себе нанять работника. Люди, работающие по «устному договору», не имеют ни страховки, ни гарантированного отпуска, они работают столько, сколько от них требуют – или проваливай!
Самый большой разрыв между официальной и фактической продолжительностью рабочей недели в Германии и Франции. «На бумаге» рабочая пятидневка в Германии составляет 40 часов, а во Франции законом установлены два варианта рабочей недели, на выбор: 35- и 39-часовые. В реальности же в эти часы включены длительные перерывы и перекуры, а также отгулы. Французы вообще расслабляются не в пятницу, как все мы, а уже в вечер четверга, так что в пятницу многие просто лишь «заглядывают» на работу на пару часов.
В итоге немцы и французы реально работают всего 25-26 часов в неделю. При этом немцы весьма негативно восприняли идею увеличить рабочую неделю до 43-45 часов и, напротив, выступают за введение официальной 30-часовой рабочей недели.
Великобритания считается самой работящей страной Европы: официальная пятидневная рабочая неделя там длится 42,5 часа. Как правило, большинство наемных работников, тем более состоящих в профсоюзах, не задерживаются на работе дольше положенного: в среднем британец «пашет» целых 35 часов в неделю. Однако «белые воротнички» частных компаний, гостиничный персонал и мелкие предприниматели вкалывают по 50 и более часов – на свой страх и риск. К хорошему это не приводит: 71% британских трудоголиков находятся в состоянии постоянного стресса.
Что же касается Японии, то слухи о тамошних самоотверженных работниках, сидящих в офисах от зари до зари, несколько преувеличены. Во-первых, не вся Япония работает в офисах. Во-вторых, «иноземные белые дьяволы», то есть европейцы, так и не научились понимать японских обычаев.
Мы не понимаем, что, согласно этим обычаям, японец не просто сидит на своем рабочем месте. Нет, он находится на своем месте! И у японцев веками складывалась четкая иерархия: младший по званию, приходя на свое место и покидая его, должен лицезреть вышестоящего, который словно всегда там находится. При этом начальству необязательно что-то делать, оно может просто медитировать или целый день пить чай. Главное: чем выше твое положение – тем раньше ты должен приходить на работу и позже уходить с неё.
Однако подобные традиции древности считаются уже отживающими – их придерживаются лишь в некоторых «семейных» корпорациях. Причем в них не всегда выплачивают сверхурочные (от 25 до 60 процентов основной ставки), ради которых согласились бы поработать подольше немало молодых специалистов. А зачастую вообще за трудоголиков принимают тех японцев, которые задерживаются на работе только потому, что не хотят ехать домой в основной массе в час пик (с 18 до 20). А именно тогда все электрички и автобусы забиты, словно банки с килькой, сонными работниками, отпахавших свой законный японский рабочий день: 8 часов плюс 1 час, отведенный для обеда.
Кстати, рабочая неделя в Японии длится 6 дней при 7-часовом рабочем дне, и 5 дней при 8-часовом (всего 44 и 40 часов). А ещё там, как и в Украине, тоже есть майские «длинные праздники». С 29 апреля (День рождения императора) по 5 мая (День детей) там длится т.н. «Золотая неделя», во время которой вся страна уходит в загул и её деловая жизнь замирает.
Таким образом, говорить о том, что в Украине слишком много выходных и что именно это мешает нам плодотворно трудиться, просто глупо. Проблема лежит исключительно в производительности украинского труда, а она очень низкая, спору нет! Вот только её повышение заключается не в удлинении рабочего дня, а в снижении трудозатрат и применении новых методов и технологий, а также в финансовой стимуляции желания работать больше и лучше. Но говорить об этом в условиях современной украинской Системы ещё более глупо. Украиной правят те, кто хочет по-быстрому срубить бабла – какие уж тут новые технологии…
Думается, что подобные эксперименты лишь усугубили бы положение в стране. Кстати, наши предки не так давно уже испытали на себе многократные «реформы календаря». Так, в 1917 году декрет Совнаркома установил 8-часовую шестидневную рабочую неделю (на три года позже, чем это сделал на своих заводах Форд), а с 1919 до 1929 году в советском календаре было целых 16 праздничных дат, причем как новых революционных, так и старых церковных.
С 1929 до 1931 год в СССР действовал уникальный график динамичной «пятидневки»: четыре рабочих (по 7 часов) и один выходной день, «плавающих» по календарю. Он был хорош тем, что каждый день, круглый год, 80% рабочих и служащих работали, а значит, каждый день работали предприятия и учреждения. Затем, решив, что работать нужно больше, «пятидневку» сменили «шестидневкой» (5 рабочих и 1 выходной). С 1940 года жить стало еще «веселее»: вернули традиционную семидневную неделю, и теперь на один выходной (воскресенье) приходилось шесть полных рабочих дней, продолжительность которых вновь увеличили с 7 до 8 часов. И лишь в марте 1967 года было принято постановление о переводе страны на рабочую неделю с пятью рабочими и двумя выходными днями.
Как показал опыт, увеличение рабочей недели и рабочего дня в эпоху индустриализации и восстановления был целесообразен лишь в случаях использования неквалифицированного и ручного труда. Да, бригада землекопов за увеличенную смену могла вырыть более длинную канаву, однако куда более впечатляющий результат давал всего один экскаватор.
Вот только нельзя не заметить не только разницу в труде, но и разницу в отдыхе. Советский рабочий 30-х годов, а затем 50-х и даже 70-х, большую часть своего свободного времени проводил в клубе, на спортивной площадке, на рыбалке, он участвовал в каких-то мероприятиях. Да что там, многие из нас еще помнят дворы нашего детства, в которых мужики за столиком «забивали козла». В своё свободное время люди действительно отдыхали.
Точно так же отдыхают в свои выходные дни европейцы и американцы, а также японцы и корейцы. Занимаются любимым делом, посвящают время семье, навещают родителей, ходят в гости к друзьям, отправляются в путешествие или просто в развлекательный центр. Ну, или если делать совсем уж нечего, просто смотрят телевизор.
Мы живем не так. Для украинцев выходные дни давно уже стали не днями отдыха, а второй частью рабочей недели. По сути, украинцы теперь отдыхают только в пятницу вечером. В субботу, с трудом продрав глаза, большинство из нас приступает к работе: нужно ехать на дачу или в деревню, нужно заготавливать варенья и маринады, нужно идти на рынок и по магазинам, нужно делать ремонт, что-то чинить, латать, менять. И так до вечера воскресенья!
Причина проста: доходы украинцев настолько скромны, что не позволяют решать бытовые вопросы цивилизованным путем, то есть купить всё готовое в магазине, а все ремонтные работы сделать руками наемных мастеров. А в советское время, к примеру, можно было весьма недурно питаться в столовых и не думать о выращивании картошки. А у нас?
За тарелку пюре с подозрительным бифштексом с вас сдерут в закусочной половину дневного заработка. А в маркете просто не купить хороших овощей, такой вот у нас парадокс: импортных бананов завались, а нормальной картошки нет! Да и самой культуры сферы услуг пока что нет: если вызываешь слесаря сменить кран, то над ним нужно весь день стоять и надзирать, дабы он что-то не сломал или не украл.
Вы понимаете, что произойдет, если у нас забрать один из выходных? Это значит, что на решение бытовых вопросов у украинцев останется вдвое меньше времени. В оставшийся выходной нам придется вкалывать по-стахановски, вдвое быстрее пропалывая грядки, вдвое быстрее штукатуря стенку. А затем, уставшим после такого «выходного», в понедельник заявиться на работу, чтобы просидеть там совершенно бесполезной деталью интерьера.
Очень странно, что «эксперты в области экономики» не понимают, что в результате этого непродуманного эксперимента, полетит к чертям собачьим всё: наш быт, наша работа, их бизнес, а в конечном итоге и экономика государства…
Автор: Виктор Дяченко, From-UA
Tweet