Битва за Донбасс. Кто первый не выдержит экономический прессинг — Украина или Россия?
Сворачивание активных боевых действий на Донбассе позволило экспертам говорить о переходе противостояния в новую фазу. Она продлится как минимум до весны. Речь идет о выжидательной тактике конфликтующих сторон: Киев и Москва надеются увидеть, как к этому времени враг свалится сам под грузом экономических проблем.
В принципе данную тактику можно считать вполне эффективной – в свое время она помогла Западу одержать полную и безоговорочную победу в «холодной войне» с СССР. Зачем в таком случае изобретать велосипед? Но самое интересное, что оба противника больны одними и теми же болезнями. Поэтому, по идее, обоих ждет один финал. Вопрос лишь в том, кто упадет первым.
Медведя загнали в берлогу
Решение ОПЕК сохранить существующую квоту нефтедобычи, принятое 27 ноября на саммите в Вене, предопределило дальнейшее падение цен на нефть – хотя на тот момент они стабилизировались на уровне $79/бар. для эталонного сорта Brent. И вот уже во второй половине декабря она торгуется по $59/бар. Соответственно и российская валюта за эти 3 недели потеряла в весе: торги на Московской валютной бирже в это время шли с курсом 73 руб./$
Снижение цен на нефть заставляет российские власти девальвировать национальную валюту – чтобы компенсировать сокращение поступлений в бюджет от экспорта нефти и газа, главной статьи дохода. Но тогда при падении мировых цен на нефть на 25,24% рубль обесценился на 34,28%. Теперь же удешевление нефти на 21,5% дало девальвацию сразу в 55,32%.
Это показывает, что рубль стал более уязвимым, чем был ранее, поскольку российская экономика уже потеряла значительный запас прочности. Отсюда и весь тот негатив, который девальвация приносит в потребительский сектор. Во-первых, лавинообразный рост цен сначала на импортные товары, а потом на все остальные.
При этом уровень доходов не увеличивается. Т.е. происходит обнищание населения, для которого большинство зарубежных товаров если и не стали роскошью, то, по крайней мере, уже не так доступны, как ранее. Плюс произошло более чем двукратное обесценивание рублевых сбережений населения в банках. А это, прямо скажем, не добавляет популярности Владимиру Путину.
С другой стороны, снижение уровня доходов населения в целом (не олигархов) бьет по его платежеспособности. А значит, и по внутреннему спросу. Уменьшение внутреннего спроса замедляет российскую экономику. Кроме того, массовый отток денег депозитов расшатывает финансовую систему. И не сегодня-завтра российские банки «посыплются» точно также, как это уже происходит в Украине. Отсюда и изменение воинственной антиукраинской риторики Кремля на гораздо более миролюбивую.
Уже и на федерализации Украины никто не настаивает, и условия перемирия на Донбассе вдруг начинают более строго соблюдаться со стороны ДНР и ЛНР – чего от них никак нельзя было добиться в течение всей осени. Понятно, что Вашингтон как глобальный игрок затеял эту валютно-нефтяную войну совсем не для того, чтобы заставить В.Путина отказаться от поддержки донецких сепаратистов и вернуть Крым.
Просто США как крупнейший импортер нефти заинтересованы в том, чтобы она была дешевой. Международный конфликт с В.Путиным – лишь предлог для соответствующих действий, аргумент для партнеров из Саудовской Аравии, Кувейта и Катара.
Кроме того, усиление влияния России в международных делах, которое еще раньше проявилось вокруг Сирии, тоже ни к чему Штатам. Поэтому В.Путина желательно вернуть в рамки.
Побочный эффект
Ухудшение экономической ситуации в России не только делает Кремль более сговорчивым, но и бумерангом бьет по Украине. Рубль и гривна с августа по ноябрь падали «ноздря в ноздрю».
Официальный курс гривны с тех пор почти не изменился, однако сейчас он ни о чем не говорит и, по сути, превратился в фантом, по выражению главы Украинского аналитического центра Александра Охрименко. А вот курс на «черном» рынке, отражающий реальное положение вещей, за прошедший месяц упал с 17 до 25 грн./$. Или на 47%.
Т.е. обвал получился несколько меньше, чем у рубля, но все равно примерно показатели находятся на одном уровне: девальвация в 1,5 раза. Предновогоднее же укрепление до 19 грн./$ следует рассматривать как сезонный фактор: людям понадобилась гривна для оплаты подарков, праздничных туров, вечеринок и т.д.
Кроме того, резкое ухудшение финансовой «погоды» ощутили и другие соседи РФ, экономически завязанные на тесную кооперацию с ней: Беларусь, Армения, Казахстан и т.д. Таким образом, понижение стоимости нефти оказалось хорошим лекарством от имперских амбиций в Кремле, но побочный эффект от него угрожает превысить терапевтический.
По крайней мере, для Украины. Яркий пример – ситуация на мариупольском объединении «Азовмаш», основной специализацией которого был выпуск железнодорожного транспорта: вагонов, полувагонов, платформ и цистерн. Причем именно «был». Потому как 90% выпускаемой продукции шло в Россию и этих заказов предприятие лишилось. А тут как раз, почувствовав неладное, активизировались кредиторы, требуя возврата долгов.
Но как это сделать, если продажи почти остановились, выручка упала до минимума? И вот уже СМИ сообщают, что на промплощадке объединения приступили к порезке простаивающего оборудования на металлолом. Какое предприятие окажется следующим в списке?
Глиняные ноги колосса
На первый взгляд, ответ на вопрос, кто первый не выдержит экономического прессинга, лежит на поверхности. Достаточно сравнить номинальный ВВП РФ и Украины, соотношение этого ВВП к внешнему валовому долгу, размер золотовалютных резервов – и дальше не продолжать. Эффект масштаба на стороне Кремля. К тому же экономика Украины уже давно хромает на обе ноги и постепенно дошла до предынфарктного состояния. РФ же ощутила настоящие трудности только сейчас.
Тем не менее, Киев на определенных условиях может рассчитывать на помощь извне: от Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка. Наконец, есть еще и прямая финансовая поддержка от стран Запада – например, в виде предоставления гарантий под внешние займы правительства Украины, которые привлекаются путем выпуска государственных облигаций.
Кроме того, речь идет о предоставлении торговых преференций – например, отмене пошлин на ввоз украинских товаров в ЕС, как это было сделано летом по решению Еврокомиссии. Правда, остаются вопросы сертификации продукции по евростандартам, но их уже бизнес должен как-то решать собственными силами. В конце концов, едва ли стоит ожидать, что абсолютно все будет преподнесено на блюдце с голубой каемкой.
А льготы на экспорт в ЕС тем не менее помогают хотя бы частично снять негатив от его закрытия в РФ, Беларусь и Казахстан. Впрочем, с финансовой помощью тоже не все однозначно. Первые деньги от Запада нынешняя новая старая власть в Киеве получила от Запада, можно сказать, авансом – под обещание реформ.
Это 2 транша на общую сумму $4,6 млрд от МВФ, $1 млрд – займ под гарантии США, €1 млрд – т.н. «макрофинансовая помощь» от Еврокомисии, $750 млн – от Всемирнго банка. Не так уж и мало с учетом фактического банкротства системы государственных финансов Украины, которое наступило задолго до того, как о нем 10 декабря публично объявил новый министр экономики Айварас Абромавичус.
И на Западе об этом прекрасно знали – что дефолт уже, по сути, наступил и в обозримом будущем получить с Украины долги не удастся. Но, тем не менее, денег дали. В расчете на то, что декларирующая приверженность западным ценностям новая старая власть в Киеве наконец прекратит разграбление страны олигархическими кланами.
И вот прошло 10 мес. А.Яценюк и П.Порошенко в начале декабря снова едут в ЕС просить денег: предыдущие закончились. Куда они делись – непонятно. При этом в западных СМИ все громче звучат предположения, что западная финансовая помощь, попадая в Украину, «оседает в коррупционном болоте», по выражению немецкого издания Die Welt.
А.Яценюк на переговорах в Брюсселе пытается оправдать отсутствие реформ войной на Донбассе. Из-за нее, дескать, не приходят в экономику инвестиции. Однако на самом деле инвестиции не нужны для изменений в украинской системе госзакупок, чтобы закрыть лазейки для воровства бюджетных миллиардов.
Война не мешает украинской власти изменить эту процедуру. Не мешает прекратить воровство путем возмещения фиктивного НДС и дотаций НАК «Нефтегаз Украины», исчисляемое десятками миллиардов гривен – и это прекрасно понимают на Западе. Отсюда и демонстративный отказ принимать П.Порошенко в Брюсселе на саммите ЕС 18 декабря. Как тут не вспомнить В.Ющенко, которого последние 2 года президентства Запад откровенно игнорировал – хотя изначально аплодировал ему, надеясь на реформы.
Таким образом, сейчас происходит то же самое, только все гораздо быстрее. Между тем ЕС подтвердил свою предыдущую позицию: нет реформ – нет денег. Собственно, об этом четко было сказано еще в марте через А.Меркель, тогдашнего главу Еврокомиссии Ж.М.Баррозу, посла ЕС в Украине Я.Томбинского и, наверное, через многих других еврочиновников.
Но очевидно, что нынешнее старое-новое руководство Украины до последнего момента надеялось, что в итоге все же удастся раскрутить наивных европейцев на новые займы.
Теперь ситуация критическая: от золотовалютных резервов Нацбанка практически ничего не осталось, обвал гривны и новые валютные займы правительства привели к тому, что денег в бюджете практически нет – то, что не успели украсть, уходит на выплату процентов, а для финансирования расходов приходится печатать все новые и новые порции денег, не обеспеченных товарными ценностями.
Это ведет к дальнейшему обесцениванию гривны и ускорению роста цен до уровня 1990-х гг., превращающего деньги в цветные бумажные фантики. Вот почему международное агентство Standard&Poor’s 19 декабря понизило долговой рейтинг Украины в иностранной валюте с «CCC» до «CCC-», что означает почти неминуемый дефолт в самое ближайшее время.
Что же касается России, то по оценкам украинского Национального института стратегических исследований, требуется по крайней мере еще полгода, чтобы негативный эффект от экономических санкций привел к такому уровню общественного недовольства, которое в итоге сметет В.Путина.
И таким образом решит вопрос о возвращении полного контроля над Донбассом и Крымом со стороны Киева. Как полагают аналитики Standard&Poor’s и еще одного авторитетного рейтингового агентства Moody’s, у Украины нет столько времени.
Для сравнения: долговые рейтинги России Standard&Poor’s 22 декабря поместило на пересмотр с возможностью понижения в течение следующих 3 мес. Вероятность такого пересмотра агентство оценивает в 50% из-за быстрого снижения гибкости в кредитно-денежной политике РФ и влияния от ослабления экономики страны на ее финансовую систему.
Между тем сейчас рейтинги РФ в инвалюте – «ВВВ-/A-3» и в рублях «ВВВ/A-2». Т.е. оба они являются инвестиционными, хотя и несут определенные риски для желающих приобрести российские государственные облигации. Но что тогда говорить про рейтинг «С», который у инвестиционных банкиров называется «мусорным»? А у Украины он теперь, напомним, «ССС-». И это тоже наглядно отражает расстановку сил.
Заграница нам поможет?
Между тем проект госбюджета на 2015 г., внесенный правительством А.Яценюка, наглядно доказал, что даже стоя на краю пропасти, украинские олигархи и коррумпированные чиновники не способны перестроиться. Так, предлагая ввести для простых граждан новые налоги и повысить тарифы ЖКХ, Кабинет министров Украины одновременно оставил в силе дотации для «Нафтогаза», один из основных источников хищения бюджетных денег, по оценкам украинских экспертов.
Кроме того, практически полностью срезав социальные расходы, вплоть до отмены бесплатных школьных завтраков для учеников младших классов, КМУ не решился ввести в действие положения закона о трансфертном ценообразовании, позволяющие облагать налогом бизнес олигархов. Как известно, они формируют фиктивные убытки за счет продажи продукции украинских предприятий своим же зарубежным компаниям-оффшорам. А те уже потом перепродают товар реальным покупателям по рыночной цене. Прибыль, таким образом, оседает в оффшоре.
Кстати, закон о трансфертном ценообразовании был принят еще при В.Януковиче по инициативе тогдашнего первого вице-премьера Сергея Арбузова и министра доходов и сборов Александра Клименко, но олигархи в итоге добились перенесения вступления в силу его положений на 2018 г.
Практически такой подход к госбюджету-2015 означал неминуемый социальный взрыв в стране. И только после приезда миссии МВФ правительством были внесены в него кое-какие коррективы. Во-первых, дотации «Нафтогазу» пришлось значительно уменьшить, с 96,61 млрд грн. в нынешнем году до 31,5 млрд грн. Во-вторых, были обещаны некие другие налоговые новации, в том числе о денонсация соглашения с Кипром об избежании двойного налогообложения.
Напомним, именно Кипр до последнего времени оставался основной налоговой «гаванью», в которой оседали миллиарды долларов, выведенные из Украины олигархами.
Т.е. появилась слабая надежда, что необходимые реформы под сильным давлением извне в Украине все же будут проведены. Но для этого, как оказалось, стране реально пришлось дойти до ручки, когда под вопрос поставлен сам факт ее дальнейшего существования.
Автор: Виталий Крымов, «ОстроВ»
Tweet