Как спасти ситуацию
Эксперты сходятся во мнении, что искоренить коррупцию возможно только при условии, если большинство украинцев откажется давать взятки. В то же время почти 40% опрошенных уверены, что коррупция в Украине непобедима. Более того, 26% украинцев уверены, что коррупция — часть человеческой природы. Но самая популярная среди украинцев «причина» высокой коррупции — «те, кто должны с ней бороться, сами коррумпированы». Так ответили 56,7% респондентов. И только 20% украинцев видят проблему в низком контроле за действиями власти и неорганизованности общества.
Бытовая коррупция — вопрос психологического барьера, уверен региональный координатор Реанимационного Пакета Реформ (РПР) Иван Омелян. И в ситуации, когда украинцы видят чиновников на дорогих иномарках и с квартирами площадью 500 кв. м, преодолеть этот барьер очень легко. Коррупция становится общепринятым явлением. «У нас на местном уровне нельзя посадить руководителя управления, который создает геноцидные условия в школах… Местные суды, прокуратуры — коррумпированы. НАБУ не могут добраться, потому что это не их подсудность», — подчеркивает эксперт.
Украинцы уверены, что бороться с коррупцией должна власть, при этом самостоятельно чиновники с этой ситуацией, согласно мнению опрошенных, справиться не могут. Приобщаться к борьбе со взяточничеством с помощью общественных организаций респонденты не готовы. Лучшие методы, уверены украинцы — репрессивные, в то время как повышение зарплат участники опроса не поддерживают. «Но одних посадили, другие пришли и продолжили это позорное действие», — резюмирует Бекешкина.
Иногда коррупция становится финансовым инструментом, уверен замминистра здравоохранения Роман Илык. Такая ситуация, поясняет чиновник, сложилась с украинской медициной. По закону медицинские услуги должны быть бесплатными, но из-за того, что сфера недофинансирована, в среднем половина доходов больницы — взятки. «Коррупция — один из основных механизмов сбора дополнительных средств. Это в первую очередь проблема моральная и этическая. Официальная зарплата медика — 3−4 тыс. грн. Куда идти работать врачу, если он очень долго учился? Когда говорят, что для того, чтобы не было коррупции, нужно наказывать врачей — это наивное представление. Коррупция стала экономическим двигателем здравоохранения», — рассказывает заместитель министра.
Ни одной стране не удалось полностью искоренить коррупцию, отмечает Ярослав Юрчишин. Украине для того, чтобы сократить уровень коррумпированности, придется потратить ни один и ни два года. И решать эту проблему, уверены эксперты, нужно комплексно: менять отношение к взяткам в обществе, повышать прозрачность работы власти, создавать независимые антикоррупционные органы, менять судебную систему.