Вагонные воры – последнее дело или кто гуляет по нашим поездам
С началом курортного сезона количество преступлений, совершаемых в поездах дальнего следования и на железнодорожных вокзалах, заметно увеличивается. И понятно, почему: спешащие или, наоборот, расслабленные в предвкушении отдыха пассажиры — приманка для преступников и проходимцев всех мастей.Автор: Дмитрий Федоров, Первая Крымская
«Ломщики-обломщики»
Едущих в Крым туристов криминальные неприятности поджидают еще на дальних подступах к морю. На железных дорогах Южной Украины активнее всего работают менялы-«ломщики». Их излюбленный железнодорожный участок — от Харькова до Мелитополя. Менялы подсаживаются по пути в поезда и, курсируя по вагонам, предлагают пассажирам обменять наличность по выгодному курсу. При этом туристов пугают невыгодным для них обменным курсом в самом Крыму. Тех, кто соглашается, «кидают» артистичным движением пальцев. То есть взяв у туриста, скажем, сотенную долларовую купюру, ему, честно пересчитав, отдают эквивалентную сумму в гривнях, но в момент передачи меняла несколько купюр аккуратно «подламывает» пальцами. Так что в лучшем случае турист получает половину гривенного эквивалента, в худшем и того меньше.
«Ломщики» работают и на небольших железнодорожных станциях. Причем они не только «ломают» деньги, но и могут продемонстрировать спринтерские способности. Это когда на каком-нибудь полустанке меняла берет у пассажира доллары прямо на перроне и вместо обмена делает ноги. Пассажир, естественно, не может бросить поезд и свои вещи и бежать за преступником, разве что выкрикнет проклятие вслед.
Поэтому ни в коем случае не стоит обменивать валюту у частных лиц. Если курс в обменных пунктах на вокзалах не устраивает, то по приезде всегда можно пройти в центр города и обменять деньги по более выгодному курсу.
Криминальные масти и вагонные напасти
Любят обстряпывать в поездах свои темные делишки и всевозможные «клофелинщики» и «клофелинщицы», учитывающие, что многие пассажиры совсем не прочь выпить в дороге, а пассажиры, едущие к морю, часто этим спиртным еще и злоупотребляют. В итоге выпивание с незнакомыми людьми нередко заканчивается тем, что курортникам в спиртное подсыпают клофелин или снотворное, а затем обирают спящих до нитки. Однако на клофелин могут нарваться и трезвенники, и язвенники. Поэтому чтобы избежать неприятностей, не стоит пить чай из термосов незнакомых людей и открытых не при вас бутылок с газировкой и прохладительными напитками. Нет никакой гарантии, что туда не подмешано снотворное.
Промышляют в поездах дальнего следования и обычные воры. Этим особенно нравится работать в плацкартных вагонах, нередко напоминающих проходной двор.
Спящие пассажиры обычно кладут свои сумки с документами и деньгами под подушку. Но это большая ошибка. Преступники научились под стук колес ловким движением вытаскивать сумки из-под подушек. Так что ценности нужно прятать более тщательно и лучше уж сунуть их под матрас, чем под подушку.
Порой встречаются в поездах и грабители-отморозки. Правда, гораздо реже, чем преступники других мастей, — как-никак все поезда сейчас сопровождают сотрудники милиции. И на явный криминал правоохранители реагируют быстро.
Так, несколько дней назад милиция задержала двух очень дерзких преступников. Одному из задержанных 45 лет, при этом 27 из них он провел за решеткой, второй, 25 лет, видимо, в силу своей молодости еще не успел побывать в местах не столь отдаленных. Эти двое сели в поезд, идущий в Крым, и почти сразу же познакомились с одним из пассажиров. За знакомство прилично выпили. А затем, когда подъезжали к Джанкою, преступная парочка вывела пьяного пассажира в тамбур, избила до полусмерти и отобрала все деньги и документы. Сопровождавшие поезд сотрудники милиции задержали отморозков практически на месте преступления.
Куда сложнее поймать воров и мошенников. Пострадавшие от этой категории преступников, как правило, не сразу понимают, что их обобрали, и обращаются в милицию уже на вокзалах. В таких случаях найти злоумышленников довольно проблематично.
Вокзал — дело тонкое
Большинство курортников, стремящихся в Крым, прибывают сначала на железнодорожный вокзал Симферополя — своего рода ворота полуострова и главный перевалочный пункт. Естественно, что такое хлебное место, как симферопольский вокзал, также очень привлекает преступников всех мастей. В середине 90-х годов эта территория буквально кишела ворами, грабителями, карманниками, проститутками и бомжами. Да и сотрудники милиции в прежние времена, бывало, входили в долю со злоумышленниками и покрывали все их делишки. Нынче времена другие, многое изменилось. А после того как несколько месяцев назад были задержаны ряд коррумпированных правоохранителей, вокзал стал более спокойным местом. Сейчас в линейном отделе милиции на железнодорожном вокзале Симферополя работают сотрудники, прошедшие серьезную проверку на профпригодность и порядочность. Правда, преступники дорогу на вокзал все равно забудут нескоро — очень уж удобна для их промысла привокзальная суматоха.
Так, здесь неоднократно пытались закрепиться карманники. Но правоохранители подобную публику быстро вычисляют по специфическим повадкам и после профилактических бесед выпроваживают восвояси. Не менее сложно стало промышлять на этой территории и обычным ворам. Многочисленный обслуживающий персонал вокзала, который в основном работает здесь давно, быстро вычисляет нежелательных гостей и сообщает милиции.
Однако правоохранителей беспокоит так называемая спонтанная преступность. Скажем, некий пассажир не сдает свой багаж в камеру хранения из экономии. Он идет в платный зал ожидания, ставит вещи рядом с креслом и засыпает. Случается, что его сосед по залу ожидания не может удержаться и прихватывает чужие вещи. Вроде бы этот человек никогда не был вором, не собирался становиться на кривую дорожку, а соблазнился… К сожалению, подобных случаев, когда пассажиры забывают о своих вещах, а потом не могут их найти, на вокзале достаточно.
Однако большинство пострадавших на вокзале (около 70%) — это пассажиры, допившиеся до ручки. Придя в себя, такой гражданин даже не помнит, то ли его кто-то ограбил и избил, то ли он сам все потерял и по собственной инициативе все ступеньки головой посчитал. Подобные граждане, как правило, становятся жертвами тех пассажиров, которые не в силах удержаться, чтобы не прихватить вещи свалившегося под стол гражданина. Правда, бывают случаи, когда пьяная публика попадается и на крючок «клофелинщиков».
Как бы то ни было, а пить на вокзале вредно в любом случае, тем более пить много.
Как это сделал, например, 45-летний шахтер из Донецка. Несколько дней назад, уезжая домой, шахтер познакомился на вокзале с неким крымским селянином, ожидающим электричку. Выпили за знакомство, при этом донецкий гость опрокинул в себя спиртного в четыре раза больше и впал в беспамятство. Селянин не смог удержаться от соблазна, ударил невменяемого шахтера, забрал его вещи и ушел. Очевидцы быстро сообщили о произошедшем милиции. Преступника задержали, а вот потерпевшего в линейный отдел милиции принесли в невменяемом состоянии. Он сутки приходил в себя, а очнувшись, решил, что находится в Донецке. Когда шахтер узнал, что он даже еще не выехал из Симферополя, то, конечно, слегка расстроился и успокоился только когда увидел свои вещи в целости и сохранности. Правда, успокоился ненадолго. Попросившись в туалет, он перелез через забор, побежал на вокзал, напился и опять упал без сознания. Домой этого товарища отправляли чуть ли не под конвоем.
Под лукавым присмотром
Из матерых преступников, до недавнего времени промышлявших на железнодорожном вокзале Симферополя, стоит отметить 45-летнюю гражданку Гаранину (фамилия изменена). Официально она проживала с четырьмя малолетними детьми в одном из сел Белогорского района. Сообразительная и достаточно артистичная дама давно заметила, что пассажиры часто оставляют вещи под присмотром незнакомых женщин с маленькими ребятишками. Этим наша героиня и пользовалась на протяжении года, периодически появляясь на железнодорожном вокзале Симферополя.
Взяв несколько котомок, характерных для пассажиров дальнего следования, и набив их бумагой, чтобы создать видимость объема и тяжести, Гаранина надевала приличную одежду, брала маленького ребенка и приезжала на вокзал. Вычислив одинокого и состоятельного на вид пассажира или пассажирку, ожидающих отправления поезда дальнего следования, она садилась рядом и, отдышавшись, интересовалась у соседа, в каком направлении он едет. По «странному стечению обстоятельств» наша героиня якобы ехала туда же и на том же поезде. Естественно, завязывалась беседа. Но затем Гаранина неожиданно хваталась за «больные почки», умоляла соседа присмотреть за вещами и убегала с ребенком в туалет. За время общения таких забегов могло быть четыре-пять. А перед самым отходом поезда наша героиня настоятельно рекомендовала новому знакомому посетить туалет, мол, от Симферополя до Джанкоя (это направление у мошенницы было любимым) — санитарная зона и на этом участке дороги туалеты в вагонах закрыты. А до Джанкоя так трясет, так трясет, что просто не удержаться. Аргументы Гараниной казались вполне убедительными. Сосед или соседка просили мошенницу присмотреть за своим багажом и уходили в туалет. Но по возращении людей ждал сюрприз — их вещи вместе с мошенницей исчезали бесследно. За несколько минут до отправления пострадавшие в истерике бегали по перрону.
Кто-то так и уезжал ни с чем, а кто-то, проигнорировав отправление поезда, шел в милицию. Еще бы, ущерб нередко составлял десять, а то и двадцать тысяч гривен.
Гаранина работала так профессионально, что среди пострадавших оказалась даже почтенная бабушка — ветеран госбезопасности, отработавшая в органах десятки лет. Возмущенная до глубины души бабуля потом бомбардировала жалобами и президента, и премьера.
Но, конечно, не эти массированные бомбардировки позволили задержать преступницу. Сотрудники линейного отдела взяли Гаранину в результате проведения тщательно продуманных оперативных мероприятий.