Поднаготная аферы мэра Киева Черновецкого: какие «богатые» заплатят за бедных
Киевские власти убеждают киевлян, что их жизнь улучшат за счет зажиточных сограждан. Однако на практике за все поблажки и льготы платят сами же малоимущие горожане.
Идея о том, что богатые должны платить за бедных, не нова — к ней обращались во все времена и практически во всех государствах. Но история знает единичные случаи, когда эта теория срабатывала. И миллионы примеров, когда бедные платили сами за себя, свято веря, что за них платят другие.
Куда дели 400 тысяч льготников?
Идея с увеличением количества льготников до 700 тысяч так понравилась депутатам разных фракций Киевсовета, что они уже почти дерутся за звание «инициатора» этого новшества. Представитель Блока Леонида Черновецкого Денис Комарницкий сразу же после принятия решения о дополнительных льготниках радостно отрапортовал, что именно «по инициативе нашего Блока… право бесплатного проезда в коммунальном транспорте дополнительно получат в общей сложности 150 тыс. киевлян… таким образом, 700 тыс. киевлян смогут пользоваться коммунальным транспортом бесплатно или на льготных условиях».
Правда, тут вышла небольшая неувязка. Двумя неделями раньше на официальном сайте Киевской городской власти было указано, что до повышения цен льготами на проезд в городском пассажирском транспорте пользовались около 1,1 млн. киевлян. Так что 700 тыс. льготников — заслуга сомнительная. Но на лавры ее инициатора претендует еще и Партия регионов.
Глава соответствующей фракции в Киевсовете Алексей Омельяненко утверждает, что это — идея именно его депутатов. При этом оказывается, что это фактически спасло «от ценового удара на проезд в городском транспорте еще 200 тысяч киевлян». Думается, что в ближайшее время появятся и другие претенденты на лавры благодетелей, ведь за соответствующий проект решения голосовали еще по несколько депутатов от ГАКа.
Киевская власть в лице ее мэра сделала эту идею своим лозунгом. И методично пытается внедрить ее в жизнь. Только за последний месяц в этом направлении принято два решения — о повышении тарифов на коммунальные услуги для юридических лиц и об увеличении цен на проезд в общественном транспорте с последующим ростом количества льготников.
Первое решение сейчас оспаривается и АМКУ, и правительством, и Президентом, и рядом общественных организаций. Но предприятиям уже приходят квитанции с новыми расценками. Что интересно, первоначальная идея о том, что много должны платить собственники казино и баров, трансформировалась в рост платежей и для бюджетных организаций, и для социальной сферы. Только первые должны платить в десять раз больше, а для остальных рост составил 60–500% в зависимости от группы. Конечно, юрлицам придется заплатить по новым тарифам, у них нет выбора, только вряд ли они сделают это за счет собственной прибыли. Уже сейчас понятно, что вся эта нагрузка будет переложена на плечи рядового киевлянина.
Рассмотрим ситуацию, когда продавцы товаров и услуг не будут спекулировать фактом повышения тарифов (что в принципе маловероятно) и повысят цены пропорционально росту своих расходов. Что необходимо семье в течение месяца? Первое — это покушать. Семья из трех человек оставляет в продовольственных магазинах минимум 400 грн. в неделю или около 1700 грн. в месяц.
Торговая наценка на продукты питания (несмотря на все установленные властью ограничения) составляет не менее 25%, и в этой сумме 7–15% занимают коммунальные услуги. Получается, что цена товара вырастет на 3,75%. Для среднестатистической киевской семьи означает дополнительные 64 грн. в месяц. Это при покупке продуктов, произведенных не в Киеве. Еще дополнительно гривен 15–20 потянут киевские продукты, ведь только производители хлеба обещают повысить цены на 15% в связи с ростом тарифов на коммунальные услуги.
Второе — даже самому бедному киевлянину нужно одеться. Из семейного бюджета это потянет не менее 1000 грн., при условии, что в доме нет маленьких детей и к вещам хозяева относятся очень бережливо. Понятно, что о бутиках или модных магазинах и речи быть не может. Так что одеваться небогатым приходится на рынках, в лучшем случае, состоящих из отапливаемых магазинчиков. Здесь наценки повыше, чем в продовольственном секторе, — минимум 50%, а то и 100%, зато и доля коммунальных услуг не превышает 5%.
Таким образом, товары этой группы вырастут приблизительно на 4%, что в месяц для семьи означает дополнительных 40 грн. Кроме того, киевлянин, как минимум, должен оставаться чистым и хоть как-то накормленным. Покупка моющих средств, постельного белья, посуды и других мелочей обходится около 100 грн. в месяц, и при росте цен на коммунальные услуги сумма вырастет на 12–15 грн. А ведь еще как минимум раз в месяц надо постричься, и тут вообще все печально. В этой сфере коммунальные платежи составляют до 22% в общей стоимости услуги. Получается, что если постричь надо троих членов семьи, то дополнительно придется выложить порядка 35 грн.
И совсем все плохо, если все-таки в течение рабочего дня приходится обедать вне дома. Самый скромный «перекус» в столичном кафе или фастфуде стоит около 25 грн., что в месяц дает порядка 550 грн. Стоимость меню, по мнению экспертов, может вырасти на 15–20%, так как они столкнутся одновременно и с ростом коммунальных тарифов, и с уже вышеупомянутым повышением цен на продукты. Вылиться это может в дополнительные 110 грн. семейного бюджета. Говорить о том, что еще может вырасти плата за детский сад или вуз для ребенка, цены на лекарства в аптеках и т.д., не будем — у бедного киевлянина здоровье должно быть отличным, а детей вообще не должно быть.
Не будем также упоминать посещение ресторана, театра или кинотеатра, на слово поверим Леониду Михайловичу, что это только для богатых. По той же причине не стоит считать удорожание новой мебели, ремонта, бытовой техники, и тем более авто. Но даже без этой «лишней роскоши», по самым скромным подсчетам, инициатива киевского мэра обойдется киевлянину с уровнем доходов ниже среднего в 300 грн. в месяц. Для сравнения — коммунальные услуги за двухкомнатную квартиру сейчас обходятся в 200–250 грн.
Что самое интересное, цены для киевлян на услуги ЖКХ все равно придется поднять. По словам начальника управления Киевгорадминистрации Василия Яструбинского, из-за роста цены на газ со следующего года тарифы на отопление могут вырасти в 1,9 раза, на горячую воду — в 2,5 раза, на холодную воду — в 2,7 раза, квартплата — в 3,1 раза. Так что с красивым лозунгом киевляне дважды заплатят за «коммуналку» — один раз свою, второй раз — юрлиц.
Не менее интересна и другая инициатива мэра — правда, тут идет как о лозунге «богатые заплатят за бедных», так и о другой фишке Черновецкого — «Киев — киевлянам». Речь идет о повышении цены на проезд в общественном транспорте с соответствующим увеличением числа льготников. Кто бы ни был автором этой придумки, обойдется она в копеечку.
Уже сейчас чиновники заявляют, что только в декабре за дополнительных льготников придется заплатить 20 млн. грн. Получается, что все 700 тыс. обойдутся в 93 млн. в месяц или в 1,1 млрд. в год. Взять эти деньги снова придется у киевлян, и, видимо, опять через повышение определенных сборов. Как вариант можно вспомнить, что через две недели после повышения цен на проезд депутатам предложили рассмотреть вопрос о повышении арендной платы за землю. На заседание, правда, этот вопрос пока не выносился, но зато комитет уже прошел.
Согласно документу арендную плату предлагается увеличить в 2,5–4 раза для предприятий различных отраслей. Эффект будет такой же, как от повышения коммунальных услуг, только в несколько раз сильнее. К примеру, повышение платы для рынков в 3 раза означает рост цен товаров на прилавках на 15–20%. То есть тот же льготник, оставлявший ранее за месяц на рынках 1000–1200 грн., теперь за тот же набор будет вынужден оставить на 150–200 грн. больше. За эту сумму можно полтора месяца ездить на метро по два раза на день. А ведь еще в 3,3 раза предлагается повысить арендную плату для жилого фонда (ЖЭК это непременно учтет в квитанциях), про рестораны, кафе, заправки и мобильную связь умолчим — это точно не для бедных.
В Киеве процесс реализации лозунга «богатые заплатят за бедных» показал, что в нашей стране никто и не надеется, что более состоятельные люди пожертвуют своей прибылью в пользу более бедных. Просто у бедных изысканно отберут деньги, а затем убедят их, что это им же во благо. Впрочем, на фоне «развитого популизма» — главной идеологии нынешней государственной власти, идеи Леонида Черновецкого выглядят не так уж и дико.
Сейчас в парламенте можно найти не менее десятка законопроектов, которыми тоже продвигается лозунг «богатые заплатят за бедных». Депутаты на каждом углу кричат о том, как налог на недвижимость восстановит справедливость, или о том, что налог с зарплат нужно дифференцировать (хотя прошло всего несколько лет, как мы от этого отказались). Эффекта от этого будет ноль — зато как красиво звучит!
Виктория Пода, Комментарии
Tweet