Кошмарь кошмарящих! В России – «революция элит»?
Серия страшных катастроф подтолкнула власть к простой мысли: кошмарить нужно чиновника, а не бизнес. Станет ли это началом «революции элит»?
Волна административного цунами, которая после пожара в Перми накрыла владельцев клубов и кафе, докатились до властных структур. Причем эта волна может накрыть с головой не только стрелочников регионального значения (в Перми после отставки правительства это уже случилось), но и начальников в Москве, в том числе и высокопоставленных госчиновников. Пожалуй, впервые за последние восемь лет Россия реально приблизилась к порогу кадровой революции.
Удар по штабам
«То, что хозяева и устроители этого шоу – безответственные мерзавцы, это понятно. Но надо посмотреть и на роль госструктур, в том числе федеральных. Раз они дают предписания, а на эти предписания плюют, значит… они просто не справляются со своими обязанностями», – заявил президент Дмитрий Медведев. Примерно в том же духе высказался и премьер-министр.
Сказано – выполнено. Тут-то и вскрылась картина, для нашей действительности весьма нетипичная. Вслед за первой потянутой ниточкой стал раскручиваться целый клубок бюрократического раздолбайства – вплоть до федерального уровня. И судя по всему, список привлеченных, уволенных и отстраненных будет только расти. При этом, что не менее примечательно, многие провинившиеся до трагедии в Перми были на хорошем счету и даже ходили в «лучших по профессии».
Кампания борьбы за противопожарную безопасность совпала с другой – за гуманизацию порядков, царящих в местах лишения свободы. После гибели в СИЗО юриста Сергея Магнитского прошли громкие увольнения в рядах руководства Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). А в прошлую пятницу пост главы следственного управления СКП РФ по Москве покинул Анатолий Багмет – «в связи с нарушением присяги прокурорского работника».
Огонь по штабам ведется не на шутку. Расправа над посетителями супермаркета, которую учинил майор Евсюков, привела к смене руководства московской милиции. Из-за взрывов в 31-м арсенале в Ульяновске с должностями расстались четыре генерала центрального аппарата Минобороны. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС после того, как будет обнародован итоговый доклад по расследованию ее причин, возможно, также приведет к громким отставкам.
Подобной суровости в отношении самой себя федеральная власть давно не демонстрировала. Так что это, точечные решения или нечто большее? Эксперты, опрошенные «Итогами», считают, что налицо системный сбой в самой вертикали, и это понимают на самом ее верху. Вопрос в том, как далеко может зайти «модернизация элит».
Горизонталь по вертикали
Отстроенная Владимиром Путиным властная вертикаль возникла как ответ на угрозу распада страны и ряд громких терактов. При этом с каждой новой вылазкой террористов или техногенной катастрофой ее конструкция не менялась. Власть отвечала на все вызовы тем, что расширяла «права и свободы» всей чиновной корпорации. После трагедии в Беслане в 2004 году Владимир Путин объявил о масштабной госреформе – выборы губернаторов были отменены, а Дума стала формироваться только по партийному принципу.
Дмитрий Медведев в начале своего президентского срока пошел дальше по пути укрепления вертикали. Около года назад была изменена Конституция, увеличен президентский срок до шести лет, а срок действия депутатских мандатов – до пяти лет. Глава государства объяснил эти нововведения тем, что президенту и Госдуме необходимо время на реализацию сложных задач, которые стоят перед государством. Казалось, что вертикаль заработает с утроенной энергией. Но теракты не прекратились, а уровень раздолбайства в стране становился только масштабнее.
Впрочем, к самой идее властной вертикали претензий нет и быть не может. В том смысле, что стратегический замысел исполнен на все сто: у руководителей государства сосредоточены все рычаги управления страной, экономика смогла противостоять кризису, а само понятие «сепаратизм» ушло из политического лексикона. Нет и системной, угрожающей стабильности оппозиции. Не существует никаких препятствий и для решения кадровой проблемы вплоть до полной смены элит – достаточно лишь административного сигнала сверху.
Словом, механизм сбоев давать вроде бы не должен. Так, собственно, и происходит, когда самые сложные проблемы лидеры страны решают в «ручном режиме». И страна с надеждой и благодарностью воспринимает их личное участие в разруливании проблем на местах. Но принцип, воспетый в популярном интернет-шлягере «Путин едет в Пикалево, Путин сделает нам клево», по определению не может быть универсальным. Страна слишком велика, и на всех пикалевцев, магнитских и «хромых лошадей» рук у лидеров не хватит. Да и не должно хватать: у них совсем другие задачи – стратегические. Между тем вертикаль, лишенная ручного управления, как выясняется, начинает жить своей собственной жизнью.
По всей ее высоте образовались горизонтальные, замкнутые элиты – эдакие разъединенные российские олигархаты, живущие по своим понятиям и правилам. При этом армия чиновников по сравнению с советским периодом возросла в разы, а с ней выросли и ее коррупционные аппетиты. И кошмарит эта монолитная конструкция кого угодно, только не саму себя. А ее саму до сей поры кошмарить было просто некому.
Задуманный как «око государево» институт президентских полпредов в федеральных округах так в полную силу и не заработал. Не принесла успехов и административная реформа, подчинившая надзорные органы исполнительным. Буксует судебная система. Томится в ожидании созданный больше года назад президентский кадровый резерв. Скамейка запасных пуста. А раз так – бюрократии не о чем и беспокоиться. В итоге пауза в процессе обновления элит затянулась.
Возможно, для модели ручного управления кадры действительно подобраны оптимальные. Некоторое время назад в своей авторской колонке в журнале «Русский пионер» Владимир Путин предостерег коллег от необдуманных кадровых решений. Глава правительства по существу дал понять, что наиболее оптимальные фигуры им уже отобраны и привлечены к госслужбе. Новые бюрократы могут оказаться куда менее эффективными. Зачем же менять шило на мыло?
Сермяжная правда в этом есть. Но это если считать, что структура вертикали власти за время ее существования не претерпела скрытых изменений. В реальности же этот могучий остов оброс таким плотным слоем бюрократических ракушек, что определить, в каком состоянии он сам находится в данный момент, очень непросто. А знать это необходимо.
Есть у этой проблемы и другая сторона. Тот же пожарный надзор, служба исполнения наказаний и много еще чего у нас не слишком эффективны. К примеру, закрыть тот или иной проштрафившийся клуб можно только через суд – и это правильно. Но у госпожнадзора нет достаточного количества юристов, чтобы поддерживать исковые требования. Короче, одна недоработка системы (к примеру, законодателей) цепляет за собой другую. И такая ситуация характерна практически для любой сферы государственного управления и контроля.
Собственно, кадровые решения, предпринятые руководством страны в последние дни, как раз и свидетельствуют о намерении встряхнуть вертикаль – ведь это не что иное, как попытка поскрести обросший водорослями и ракушками отяжелевший борт корабля власти. И скрести придется основательно. А значит, пришло время кошмарить чиновников.
Александр Чудодеев
*****
Кадровый лифтинг
Директор Центра политической конъюнктуры России Алексей Чеснаков считает, что повода к масштабной смене бюрократической элиты пока нет.
– Алексей Александрович, станут ли пермская трагедия, «дело Магнитского» и так далее поводом к началу «модернизации элит»?
– После подобных трагедий неизбежно наказание виновных и в случае необходимости назначение новых людей. В предыдущие годы власть не всегда реагировала быстро – зачастую не было кадров и ресурсов. Сейчас ситуация иная – появился кадровый резерв, вполне профессиональные люди, которыми можно заменить тех, кто не справляется со своими обязанностями. В конце концов, и Путин, и Медведев неоднократно говорили, что им нужны эффективные чиновники, а не просто «креслодержатели». Называть этот процесс нормальной кадровой ротации «модернизация элит» я бы не стал.
– Как далеко может зайти ротация?
– Насколько нужно. Не надо разовые эпизоды преподносить как политические кампании. Если понадобится поменять неэффективных чиновников, то все будет происходить прагматично, «по делу». Я уверен, что в данном случае речь не идет о какой-то кампанейщине.
– Способна ли нынешняя власть сама себя обновить?
– Власть не только способна, но и будет себя обновлять. Она всегда так действует. Другое дело, что многие не согласны с масштабами этих обновлений. Но тут нельзя решать за власть. Если считаете, что менять нужно большее количество чиновников, – идите во власть и меняйте. Если вспомнить кошмар в Перми и «дело Магнитского», то это вопиющие случаи неэффективной работы чиновников и их несоответствия занимаемым должностям. Но менять из-за этого всех людей в системе пожарного надзора или исполнения наказаний – очевидная глупость. Менять нужно тех, кто не справляется.
– «Единая Россия» предлагает власти использовать свои кадры. Способна ли эта партия взять на себя ответственность за положение дел в стране?
– А разве она не является такой ответственной силой в отличие от других партий? Кстати, она никогда от этой ответственности не отказывалась. Думаю, «ЕР» будет и дальше предлагать свой кадровый резерв для власти. В этом одна из задач работы партии как «кадрового лифта». Судить же об эффективности работы любых кадров следует не по партийной принадлежности, а по профессиональной компетентности.
*****
Кадровая эволюция
Глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский полагает, что модернизация страны должна сопровождаться кадровым обновлением.
– Глеб Олегович, станут ли последние катастрофы импульсом для «модернизации элит»?
– Надеюсь, что катастрофы этого года изменили всю кадровую стилистику и политику президента России. Пока, правда, непонятен темп изменений и их конечный результат.
– Станет ли власть кошмарить чиновников?
– С одной стороны, вы касаетесь вопроса о кадрах, а с другой – затрагиваете проблему, связанную с политикой. Так вот, политика может далеко зайти, почти не трогая кадров. К примеру, Владимир Путин совершенно изменил политическую атмосферу и даже режим в стране, почти не затрагивая старые элиты. Сегодня трудно сказать, какую роль будет играть кадровое обновление в политике Дмитрия Медведева. Например, сейчас во всей системе исполнения наказаний фактически утвердилась новая концепция. Во ФСИН происходят достаточно радикальные изменения. Причем принципиально важные в отношении прежней, еще гулаговской системы тюрем и лагерей. Это была настолько скандальная и архаичная система, что последние меры президента в отношении нее можно только приветствовать. Другое дело – получится ли у президента изменить эту систему? Это сделать можно, хотя потребуются немалые усилия и средства. Я думаю, что если политика по модернизации страны окажется успешной, то она будет сопровождаться и серьезным обновлением кадров. Но пока Дмитрий Медведев не форсирует это направление.
– Способна ли власть сама себя обновить?
– Это тема для разговоров под водочку с огурчиком и селедочкой. Власть, и особенно в России, только и делает, что себя обновляет. Мы живем в стране, которая 20 лет назад еще таковой не была. И при этом мы все время спрашиваем себя: а изменится ли у нас что-нибудь? Не забывайте, что мы живем в России. Наша власть не реже одного раза в поколение полностью меняет свою концепцию. Весь вопрос – к лучшему ли? Ответ на него зависит уже от общества и от его способности сформулировать свою, главную идею.
Я думаю, что популярный сейчас тезис о модернизации сверху имеет очень ограниченное применение. Общество должно само решить, желает ли оно справиться со своей отсталостью. Если нет, то тут президент Медведев ничего не сможет сделать.
Tweet