Известный актер об алкоголе и алкоголизме

Замок с записи снят, но интервью обезличено. Разговор происходил в театре Вахтангова в октябре 2006-го года. Актера назовем NN. 

NN: АЛКОГОЛИЗМ МОЖНО ПОБЕДИТЬ, ПЕРЕИГРАВ ЕГО

Алкоголизация страны – проблема, которая, к сожалению всё никак не утратит свою актуальность. Сколько в России людей, злоупотребляющих спиртным, – не знает никто, серьезных социологических исследований на эту тему не проводилось. По очень приблизительным прикидкам, пьющих в стране 2,5 миллиона. Медики считают, что на самом деле эта цифра раз в 20-30 больше.

Но если с первым традиционным российским вопросом – «Кто виноват?» – всё ясно (виноват алкоголь), что второй вопрос – «Что делать?» пока что остается без ответа. Своими мыслями по этому поводу поделился актёр театра и кино NN.

– Откуда, по-вашему, у людей такая трепетная любовь к алкоголю? Что это – дань традициям, недостаток образования или что-то другое?

– Мне всегда казалось, что именно в нашей стране это связано с тем, что слишком у нас сильна рабская психология. Столетия крепостного права, десятилетия тоталитарного режима и нынешний переходный период, который, я думаю, будет длиться еще лет 150 – всё это связано с подавлением воли человека. В результате у большинства людей формируется инфантильное сознание, когда не они решают, а за них решают.

Этот развитый инфантилизм развивается и постепенно мутирует в ещё более причудливые формы, вплоть до крайностей. Крайности эти могут быть разными – криминал, наркотики, алкоголь. Инфантильная составляющая человека решает не анализировать все то, что происходит, не идти по пути выучивания урока или решения проблемы, а, наоборот, стремится сглаживать острые углы действительности и видеть всё в несопротивляемом свете. Это удобный выход из любой ситуации, легкий путь решения проблем независимо от их масштаба.

Кроме того, вся страна живет в режиме выживания. Даже те, кто вроде бы уже выжил, по инерции продолжают выживать, потому что не уверены ни в чем, в том числе и в завтрашнем дне. Инфантильное сознание не в силах работать в таком жестком режиме, отсюда постоянный мощный стресс.

Алкоголь как один из очевидных простых выходов заменяет волевой момент абстрагирования от суперстресса, который, строго говоря, можно включать и без всякого стимулятора, внутренним своим ресурсом. А ты его не знаешь, ты его не изучил, в школе психология не преподается, детей выбрасывают в коммуникацию со взрослым миром из школы просто так, к этому не готовят.

Именно поэтому внутренние рычаги абстрагирования заменяются внешним стимулятором, например, спиртным. И, как я понимаю, это помогает. Если бы это не помогало, этим бы не пользовались.

– Зависит ли это от личностных качеств и характеристик конкретного человека?

– Безусловно, и от личностных качеств, и от уровня образования.

– А профессия накладывает отпечаток?

– Не думаю. Если, конечно, мы не берем вариант, связанный с какими-либо крайностями. Например, работает человек патологоанатомом, а ему не надо было этим заниматься, скажем так, по звездам. Вот тут и могут начинаться те самые «ножницы».

– Вот как раз патологоанатомы по статистике – самые долгоживущие медики.

– Ну это я для примера, можно просто говорить о профессии, связанной с какими-то пограничными состояниями. Рано или поздно психика не выдерживает. Я думаю, что на таких работах следует заниматься интровертными исследованиями себя или вводить какие-то программы, помогающие преодолеть негатив. Кстати, тут и психолог может не помочь, а иногда и оказаться просто мертвым собеседником – не все лежит в области знаний, многое – в области чувств и подключений к пациенту. Индивидуальных подключений. И найти к каждому свой ключик может только очень талантливый доктор.

– Информационные потоки тоже вносят свою лепту в устремляющийся на нас негатив?

– Конечно. И, как мне кажется, потоки информации, в нашу голову попадающие, сейчас во много крат больше даже по сравнению с недавним прошлым. И здесь человек тоже должен уметь ставить фильтры для того, что ему нужно смотреть и что не нужно. Вплоть до того – с кем ему нужно общаться, а с кем нежелательно, в какой круг не нужно ходить, потому что это разрушительно действует на его психику. Те же новости по телевизору несут в большинстве своем негативный заряд, в основном они из разряда «где-то что-то случилось», а не «где-то что-то празднуют».

Такие новости тоже появляются, но их обычно оставляют в информационных выпусках «на сладкое». А в основном – самолеты, аварии, катастрофы, взрывы… Все это постепенно налипает на нервную систему, накапливается. Кто-то может не обращать на это внимания, но тем, кто на подобную информацию реагирует болезненно – лучше научиться ее избегать.

– Раз уж мы начали говорить о профессиях, не могу не задать этот вопрос. Почему-то традиционно считается, что люди творческих профессий – актеры, художники, писатели – более склонны к алкоголизации. Это так?

– Я сам не пью и не могу сказать, что среди моих знакомых актеров много пьющих. Ну да, я что-то слышу по этому поводу, но нельзя сказать, чтобы поголовно люди злоупотребляли. Впрочем, я могу понять причины, по которым актеры пьют. Дело в том, что наша профессия связана, прежде всего, с инфантильным сознанием. Если его не будет – человек не сможет ничего сотворить.

Другое дело, что, выйдя из театра или со съемочной площадки, где актер творил, он должен переключаться, не смешивать две территории – театр и обычную жизнь. Творчество – это совершенно отдельная территория, сравнимая, на мой взгляд, с храмом. Здесь ты соединяешься с чем-то, что помогает тебе не просто творить, но и целительно воздействовать на аудиторию. Ведь в любом случае всё искусство позитивно заряжено.

Если ты созидаешь, значит и исцеляешь тех зрителей, которые приходят на спектакль. За этой территорией нужно особенно ухаживать, там не должно быть сквозняков. И тот шлейф, который создается там, не должен тянуться за тобой во все другие сферы жизни. Выйдя на улицу, ты должен включить нормальное обычное взрослое сознание. С инфантильным сознанием в 30, 40, 50 лет нечего делать на улице, это несовпадение одной реальности с другой. Эти «качели» обязательно нужно иметь в виду.

Но это не всем понятно, может быть, даже многим не понятно. И поэтому происходит смешивание – поначалу незаметное, постепенное, причем возникает оно самого начала – как только люди приходят в театральное училище. Они об этом не задумываются, в вузе им этого, как и в школе, не преподают. И поэтому мы можем иметь в дальнейшем несчастные судьбы, поломанные алкоголем. Такую цепочку раскрутить назад очень сложно, это как два пластилина – черный и белый, смешанные вместе, попробуй-ка теперь разделить – где из них какой.

– Самый первый вопрос, который задают себе люди, когда узнают об алкоголизме своих друзей и близких – «Что делать?». Как Вы считаете, чем можно помочь в такой ситуации?

– Тут, конечно же, нужно смотреть на конкретного человека и пытаться найти какой-то уникальный подход. Не может быть общепринятой рецептуры, как мне кажется. В таких состояниях, когда сознание самого человека сопротивляется очевидному, а все вокруг видят, что подошел предел, не исключена стратегия какой-то хитрости, сродни женской. Мозг больного человека начинает выкручиваться, находить пути самообмана. Этому нужно помешать, причем, если один способ не подходит, значит пробовать другой, перестраиваться на ходу. В любом случае нельзя бездействовать, нужно что-то делать.

– Стоит ли привлекать к выработке стратегии и тактики врача? И на каком этапе?

– Зависит от стадии, на которой находится пьющий. Если он уже ничего не воспринимает, если речь уже идет просто о спасении человека, врача просто необходимо привлекать. На начальном этапе к выработке стратегии и тактики также можно привлекать психотерапевтов, но при условии, что это очень хороший специалист.

Вокруг подобной ситуации должна быть устроена своеобразная игра, обращенная к пациенту. Не приказы, не законы, не договоры, а именно игра. В игре вот тот самый инфантилизм можно вывести из одного состояния и ввести в другое. И за счет игры можно поменять отношение пациента к существующему положению дел. Я имею в виду игру в хорошем смысле слова, не что-то с наигрышем и тем более перегибом. Нет, это нормальная игра, в которую мы все можем играть, когда приходим в новую компанию, налаживаем коммуникацию с другим человеком и т.д. Вообще состояние игры, на мой взгляд, это правильное состояние для жизни, особенно для избегания стресса.

– Вы говорили о воздействии информации. Один из самых воздействующих ее видов – это реклама, особенно телевизионная. Нынешние ролики, рекламирующие слабоалкогольные напитки, имеют четкую молодежную направленность. Не получим ли мы в результате «поколение пива» вслед за «поколением пепси»?

– Может быть. Очень даже может быть.

– Реально ли этому противодействовать?

– Сложно. Конечно, нужно вводить обязательное преподавание психологии в школе, обучать школьников коммуникации со взрослым миром, потому что они даже не представляют, что это такое. Неоперившиеся птенцы, привыкшие ко всему готовому, сталкиваются с ситуациями, когда уже от них постоянно что-то требуется. Естественно, появляется желание убежать от взрослой жизни. Кто-то убегает в Интернет, кто-то в алкоголь, но смысл один и тот же.

Просто огульно запрещать нет смысла. Если существует что-то только на уровне запретов, оно обычно не действует. В одиночку с этой проблемой не справиться – даже если человек находится в самом верхнем эшелоне власти. Он, несомненно, обладает сильной волей, и из-за этого может элементарно не понимать, как другие люди не могут справиться, например, со своей привязанностью к алкоголю.

Тут нужен конгломерат, соединяющий между собой людей власти, производителей алкоголя и специалистов-медиков. И они все вместе должны искать какой-то подход к оздоровлению существующей проблемы.

– Один из аргументов сторонников потребления алкоголя среди молодежи – спиртное помогает им быстрее находить контакты со сверстниками, становиться раскованнее, веселее.

– Это опять же психологический пробел школьного образования. Психология – это как раз то направление, на котором может возникнуть интерес к себе. Не поиск ответов в учебниках на те или иные вопросы, не поиск людей, которые подскажут – делать тебе этот поступок или не делать, а поиск всего этого в самом себе. Это, конечно, сложнее. Но это и интереснее. Любые отношения, происходящие по касательной, не будут полноценными. Глубокие отношения для человека предпочтительнее, но для их построения необходимо напрячься, потратить некое количество усилий.

А со всем, что касается усилий, в нашей стране сложно. Это очень заметно и в театре – когда зрители не хотят подключаться к тому, что происходит на сцене. Потому что начальная установка у них другая, они пришли развлечься. А развлечение, оно может быть разным, это не только «Аншлаг» или другой юмористический концерт по телевизору, не только концерт рок-группы, но и драматический театр, и опера. А вот этому их никто не научил.

Между тем искусство вызывает эмоции не меньшие, а может и большие. Но к этому людей нужно готовить. Невозможно взять аборигена и посадить его в театральный зрительный зал, он ничего не поймет. Вот и у наших людей очень многие устремления находятся на уровне аборигена – как бы побыстрее чего хапнуть, получить удовольствие быстро, затратив минимум усилий. Люди не занимаются глубиной, вместо этого они рыщут по поверхности, основное внимание уделяют сюжету, а не психологии взаимоотношений.

– Если говорить об обучении, имеет ли смысл прививать людям культуру потребления спиртного?

– Хорошо бы, но как это сделать? Мы не Франция и не Италия с устоявшимися традициями винопития, превратившимися в настоящее искусство. Российский национальный напиток гораздо крепче, и искусство потребления водки я, честно говоря, слабо себе представляю. А если пытаться повторить опыт «винных» стран, то, думаю, эту будут впустую потраченные деньги. Наша культура потребления, к сожалению, находится на уровне «Между первой и второй промежуток небольшой» и «Ты меня уважаешь».

– Какова должна быть итоговая цель антиалкогольного воспитания?

– Нужно сделать все, чтобы это занятие стало для человека последним вариантом поведения в той или иной ситуации. Не в том смысле, что он просто не успевал бы это сделать, а просто потому, что интерес к алкоголю у него был бы минимален. Потому, что есть гораздо более предпочтительные варианты. Именно ординарность алкоголя и есть цель всей этой игры, которую начинать нужно еще со школы. Необходимо сделать так, чтобы употребление больших доз спиртного было бы неудобным, неловким по целому ряду причин.

– Какое место в этом воспитании могут занять кино и театр?

– Искусство воздействует не впрямую, а иносказательно, метафорически. Оно, скорее, работает как 25-ый кадр. Позитивный заряд, которое несет искусство, действует оздоравливающие на психику и душу, а через них – и на физику человека. Должны создаваться действительно талантливые работы, чтобы люди, вернувшись со спектакля, тоже хотели творить. И делать что-то, что принесет тебе такое же удовольствие, какое доставляет актерам игра на сцене. И что бы это «что-то» не было употреблением спиртного.

СМОТРОВАЯ ВОЕНВРАЧА

You may also like...