ИСЛАМСКИЙ ФАКТОР В УКРАИНЕ

Недавнее заявление лидера Меджлиса крымско-татарского народа Мустафы Джемилева о том, что на территории Крымской автономии действуют приверженцы еретических сект ислама, заставляет более серьезно отнестись к этим, казалось бы, сугубо религиозным проблемам. Особенно, учитывая то, что 21 век будущие историки наверняка назовут веком исламского терроризма.По словам Джемилева, на территории автономии насчитывается 500-700 приверженцев еретических исламских сект.

“С начала военной кампании в Ираке они стали распространять листовки экстремистского содержания с призывом начать джихад против стран-членов антииракской коалиции, – подчеркнул лидер крымских татар.

Мустафа Джемилев привел в качестве примера текст одной из таких листовок, распространяемых организацией “Хизб ут-Тахрир” (“Партия освобождения”, основанная в 1953 году в Палестине), в которой говорится, что “те, кто не участвует в джихаде – не мусульмане, таких надо убивать”.

Лидер Меджлиса отметил, “определенные представители нетрадиционных форм ислама пытаются расколоть мусульман Крыма путем создания отдельного духовного управления мусульман Крыма, альтернативного Муфтияту”.

По словам Мустафы Джемилева, на сегодняшний день на территории автономии зарегистрировано порядка 336 мусульманских организаций, 31 из них зарегистрированы как независимые от Муфтията. “Спонсорами независимых от Муфтията организаций являются зарубежные страны, преимущественно – арабские”, – подчеркнул он.

Напомним, что 30 августа Духовное управление мусульман Крыма распространило обращение к единоверцам, в котором отмечалось, что “организация “Хизб ут-Тахрир” во всем исламском мире признана преступной и запрещена”.

“Последние события показывают, как пользуясь именем Аллаха и Корана применяются методы разобщения нации. Используя религиозные чувства нашей молодежи, нас противопоставляют друг другу”, подчеркивается в документе.

Духовное управление мусульман Крыма заявило, что “не имеет ничего общего ни с Хизб ут-Тахрир, ни с ваххабитами, ни с другими радикальными течениями”.

Следует заметить, что это отнюдь не первый сигнал тревоги, свидетельствующий о нездоровой обстановке в более чем двухмиллионной общине украинских мусульман. Особенно тревожной является ситуация в Крыму. Бывший спикер крымского парламента Леонид Грач неоднократно заявлял, что полуостров не только становится «санаторием» для чеченских боевиков, но и базой для распространения радикальных исламских сект. По его словам «ваххабизм проник в Крым еще три года назад. Сначала это была ползучая интервенция, теперь – ярко выраженное течение, прочно закрепившееся на полуострове. Здесь долго считали, что ваххабизм – это чеченская, российская проблема. Теперь поняли: он уже у нас дома. Боевики спокойно попадают в Крым – иногда официально, иногда в обход пограничных постов. От Симферополя до Чечни – около 700 километров. Это ближе, чем от Киева до Москвы. Украинская граница полупрозрачная, преодолеть ее нетрудно. Боевики могут въезжать на Украину, назвавшись татарами.

Чеченские боевики залечивают огнестрельные раны, полученные в борьбе с российскими войсками в Сакских и Евпаторийских санаториях с их грязевыми ваннами. Для местных жителей это не секрет. Чеченское присутствие практически легализовано. Оно проходит под маркой помощи единоверцам. Те, кто еще вчера воевал против российских войск, сегодня спокойно ходят по Крыму, загорают, лечатся. Здесь не Панкисское ущелье, здесь им хорошо и спокойно.

Через подставных лиц люди из Чечни скупают жилье в Феодосии, их много и в Бахчисарае, где находится “штаб-квартира” преступной группировки, контролирующей Сакскую, Бахчисарайскую и Ялтинско-Алуштинскую зоны. На знаменитой горе Ай-Петри появился лагерь боевиков. После моего заявления об этом лагерь ликвидировала Служба безопасности Украины. По моей информации, там было 30-40 чеченских боевиков, назвавшихся представителями некоего незарегистрированного духовного центра “Айфаар”. Ваххабиты собираются и в Форосе, недалеко от бывшей дачи Михаила Горбачева. И в Симферополе. Недвижимость оформляют на подставных лиц. Правоохранители в Крыму не слишком активно препятствуют волне ваххабизма, хотя идет открытое наступление на славянские позиции, на украинские и российские интересы. Местные исламисты заявляют: полуостров – территория мусульман. Они убеждены, что в Крыму нужно создать суверенное государство. Уже организована параллельная система самоуправления, формируется налоговая система: с каждого из 262 тысяч мусульман полуострова собираются брать по одной гривне на содержание “этнических органов власти”. Это – экспансия, которой официальные власти не в силах противодействовать.

Кроме того, на полуостров идет поток нелегальной литературы, зовущей к джихаду. В доходчивой книжонке “Намаз”, например, говорится: “Если конституция государства – не Коран, вы не должны уважать приказы руководителей такого государства, они на вас не рассчитаны”. В Симферополь привозили партиями листовки из Грозного, где утверждалось: “Крым нужно “женить” на Чечне”. Проблема полуострова не только в близости к Чечне. Он попал на линию геополитического разлома – “огненную дугу”, идущую через Таджикистан, Северный Кавказ и Крым на Балканы. Везде на этой линии возникают “горячие точки”. Крым тоже начинает “тлеть”.

Если раньше проповедники-радикалы базировались в общежитиях, то теперь их статус повысился. Есть особняки, есть квартиры, есть школы, где они преподают и распространяют ваххабизм. Процесс пошел стремительно».

Справка «УК»:

«Ваххабизм – религиозно-политическое течение внутри ислама, выступающее за возвращение к нормам раннеисламской общины, созданной пророком Мухаммедом в VII веке нашей эры. Основано шейхом Мухаммедом ибн Абд аль-Ваххабом (1703 – 1787), признававшим авторитет одних только исламских первоисточников (Корана и Сунны). Проповедовавшиеся Ваххабом отказ от культа исламских святых и суровый аскетизм часто вызывали недоумение или даже сопротивление у его единоверцев. Женившись на дочери основателя королевского дома Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Сауда, Ваххаб принял активное участие в создании раннего саудовского эмирата, которому удалось овладеть главной мусульманской святыней – Меккой. В ХIХ веке саудовское государство потеснили войска турецких наместников, но в начале ХХ века саудовская династия вернула себе власть над большей частью Аравийского полуострова, провозгласив ваххабизм своей официальной религиозной доктриной.

В Советском Союзе о ваххабизме впервые заговорили в конце семидесятых годов, когда хомейнистская революция в Иране вызвала у КГБ опасения, что исламский фундаментализм распространится и на советскую территорию. В итоге этот термин стал применяться в отношении любых представителей радикальных исламских течений, центры которых располагались за границей».

Напомним, что ваххабизм – официальная религиозная доктрина Саудовской Аравии, а ислам исповедует четверть человечества. Кстати, упоминавшаяся Джемилевым секта Хизб ут-Тахрир ваххабитов на дух не переносит и подвергает ваххабитскую Саудовскую Аравию, а также другие страны Персидского залива (Йемен, Кувейт, Катар, ОАЭ и т.д.) намного более суровым проклятиям, чем Россию. Причина – неспособность этих стран объединить всех мусульман в одном государстве, якобы недостаточно жесткое соблюдение норм шариата (особое раздражение вызывают футбол и телевидение), а также преследования самих членов “интегристских” организаций. Режим Египта на этом основании объявляется “сатанинским”. И это не говоря уже о США и Израиле, которым “джихад” объявлен давно и бесповоротно. Правящую ваххабитскую династию Саудовской Аравии лидер сочувствующей Басаеву организации “Мухаджиры” Омар Бакри Мухаммед называет “пиратской”, а самого основателя ваххабизма Абд аль-Ваххаба величает не иначе, как “самозванцем”.

Однако, подобное соперничество ныне действующих на территории Украины исламских религиозных сект не должно успокаивать. В ходе этого соперничества в стране рано или поздно сформируется единая и весьма мощная организация.

Справка «УК»: Секта “Хизб ут-Тахрир”. Точное полное название “Хизб ат-Тахрир аль-Ислами” (араб. – Исламская партия освобождения), суннитская религиозно-политическая организация была создана в 1953 г. в Иерусалиме судьей шариатского апелляционного суда Такиуддином ан-Набхани. После его смерти в декабре 1977 г. амиром (лидером) партии стал палестинец Абдул Кадим Заллум, 1925 г. р., проживающий в Иордании. Основной целью организации является борьба с неверными и дальнейшая организация всемирного Халифата, объемлющего все мусульманские страны. Первоначально считается, что возможен переходный вариант – организация халифата в отдельно взятом государстве, и затем распространение его на мировой уровень.

Работа организации “направлена на то, чтобы поднять исламский образ жизни, изменить ситуацию в развращенном обществе так, чтобы оно трансформировалось в исламское общество. “Хизб ут-Тахрир” нацелена сделать это, во-первых, путем замены идей, существующих в обществе, на исламские идеи так, чтобы эти идеи стали общественным мнением, чтобы люди воплощали их в жизнь и жили по ним.

Официально партия запрещена практически во всех государствах Ближнего Востока (правда, скорее номинально), в Германии, России и странах Центральной Азии. Весьма активно действует в Казахстане, Узбекистане и других азиатских республиках бывшего СССР.

А где же Бин Ладен?

Пожалуй, именно загадочная фигура высокого бородача с автоматом Калашникова может стать объединяющим фактором для исламской экспансии. А у него, кстати, есть свои виды не только на Россию, но и на Украину. Процитируем статью Галины Моисеевой еще за 2002 год: «”Объединенное исламское государство”, по замыслу бин Ладена, должно было включить Азербайджан, Албанию, Армению, Боснию (и все Балканы), Израиль, Кавказ, Казахстан, Киргызстан, Таджикистан, Туркмению, Узбекистан и части России с Украиной. Вспомним ситуацию лета 2001 года. Возле Пянджа из последних сил отбивались сторонники погибшего Ахмад-шаха Масуда. Россияне поставляли им оружие, форму, еду. Они создавали буфер между талибами и российскими пограничниками. Но после гибели Масуда солдаты Северного Альянса (многие – выходцы из Таджикистана, Узбекистана и Туркмении) были готовы строевым порядком переходить границу с экс-СССР. Это и нужно было талибам: стреляя в спину Альянса, добивать его (Альянс) уже на бывшей советской земле. Как сказано выше, “своих” там уже ждут отряды исламистов. Азиатские республики – это газ, нефть, хлопок, богатая Ферганская долина. Это путь к месторождениям Каспия и колоссальный рынок сбыта афганских наркотиков. Затем Кавказ, Краснодарский край, Черное море, Украина, Россия, Восточная Европа.

Причем, благодаря своему военному (и главное разведывательному) таланту, Усама бин Ладен заранее подготовил реальную почву, чтобы исполнить заветное желание – встречать новый 2002 год… в Ташкенте. И говорить, что это желание было уж таким фантастичным и неосуществимым, я бы не стала.

До того, как американцы расположили свои базы (причем, не только аэродромы) в бывших советских среднеазиатских республиках, мусульманские боевики уже давно разгуливали по бывшей советской Азии. В Узбекистане действует исламское движение под командованием Джумы Намангани. В Таджикистане, в Каратегинской долине стоят лагеря саудовского шейха Абоса. А часть моджахедов, пополнившая в 1997 году (в результате перемирия с оппозицией) правительственные войска, только и ждет повода для мятежа. Особым расположением Усамы пользуется руководитель Исламского движения Восточного Туркестана Хасан Джундуллох.

“Пятая колонна” есть в Баку: именно из столицы Азербайджана был послан факс в Лондон, в котором Усама бин Ладен брал на себя ответственность за взрывы американских посольств в Найроби и Дар-эс-Саламе. По сведениям ЦРУ, албанцы тоже финансируются “будущим халифом мира”. Что же касается Чечни, то (внимание, скептики!) по сказанным несколько лет назад словам нынешнего посла России в Украине Виктора Черномырдина, Усама бин Ладен 4(!) раза лично посетил Чечню и даже планировал перебраться туда жить.»

Исламский всемирный халифат? Бредовое предположение? Но проанализируйте сводки новостей за последние два года. Речь идет уже не о спорадическом исламском терроризме, а о настоящей войне цивилизаций.

Но спустимся на грешную землю. Украинскую землю.

На сегодняшний день по весьма приблизительным данным Госкомитета по делам религий Украины в стране насчитывается более двух миллионов практикующих мусульман, объединенных в 467 общин. Общины обслуживает 433 зарегистрированных священнослужителя, кроме того, в Украине официально действует семь духовных мусульманских школ. Мусульманские общины Украины объединены в несколько духовных центров, которые традиционно недружественны друг к другу и различаются не только особенностями вероучения, но и этническим составом.

Возможно, до сих пор украиснкое правительство не имело проблем с мусульманами именно из-за того, что они достаточно раздроблены. В Украине действует три крупных религиозных центра, объединяющих мусульман страны. Первый находится в Киеве и называется Духовным управлением мусульман Украины. Был организован местными татарами во главе с Сулейманом Мухаметдзяновым в 1991 году с целью изучения ислама, татарского и арабского языков. Но вскоре руководство общиной было перехвачено шейхом Ахмедом Тамимом. Ахмед Тамим, 1956 года рождения, гражданин Ливана, прибыл в Украину в середине 70-х годов. Окончил Киевский политехнический институт и одновременно, мусульманский исламский университет в Ливане. В молодости промышлял не совсем законной коммерцией. Оттеснив от руководства киевской мусульманской общиной татар, Ахмед Тамим налаживает связи с кавказской, азербайджанской, казахской диаспорой и в 1994 году регистрирует Духовное управление мусульман Украины, главой которого является и по сей день. При ДУМУ зарегистрированы исламский университет, газета “Минарет”, ряд коммерческих предприятий. Вообще, деятельность ДУМУ тесно связана с коммерческой деятельностью мусульманских диаспор из стран бывшего СССР, прежде всего чеченской, и с общинами нелегальных мигрантов из Афганистана и Пакистана. С киевскими коренными татарами отношения до сих пор напряженные. До недавнего времени в оппозиции к ДУМУ находились два других мусульманских центра — Духовное управление мусульман Крыма, возглавляемое первоначально муфтием Нури-Эфенди Мустафаевым, сейчас Эмирали Аблаевым и Духовный центр независимых мусульманских общин Украины (ДЦНМОУ), возглавляемый Рашидом Брагиным. Сейчас отношения перешли в фазу молчаливого противостояния.

В 1997 году также была зарегистрирована мусульманская организация, руководимая этническими арабами, под названием «Арраид». Межобластная ассоциация общественных организаций (МАОО) «Арраид» (в переводе с арабского «передовой») объединила в один союз общественные организации в десяти областных центрах Украины на принципе равноправных взаимоотношений. Еще в 1992 году студенты-арабы, проживающие в Украине начали формировать собственные студенческие братства. Среди них был и Фарук Ашур. При его активном участии и инициативе в 1997 году был создан “Арраид”, который Фарук возглавляет до сих пор. Против «Арраида» активно действовал вышеупомянутый Ахмед Тамим, обвиняя в ваххабизме и Леонид Грач, считавший их агентами «Аль – Каиды». В прошлом году экс-глава крымского парламента направил в правоохранительные органы Украины запрос в связи с деятельностью в Симферополе филиала молодежной исламской организации “Ар-Раид”. В запросе Грач просил провести расследование и дать правовую оценку деятельности филиала “Арраида” в г. Симферополе, возглавляемого гражданами-выходцами из арабских стран. “Его финансовый директор – шейх Вайль Альбухайси, который, воспользовавшись связями в среде крымских татар, имеющих должностное положение, приобрел здание по ул. Мокроусова, д.7, где в настоящее время функционирует Крымский исламский центр молодежной исламской организации “Ар-Раид”, финансируемый Аль-Каидой через Кувейт, – утверждал Леонид Грач. – Финансы поступают наличными через эмиссаров, прибывающих с Ближнего Востока, или через банковскую сеть по Вестерн Юнион”.

Исламский фактор – это реалии современной международной жизни. Ислам – это почти миллиард верующих, 50 с лишним государств. Общины мусульман существуют еще в 120 государствах. В этот мир частично входит и Украина, где 2 миллиона граждан исповедуют ислам.

Исламизм как идеология, базирующаяся на использовании религии в политических целях, подпитывается сочетанием таких факторов, как усиление демографического потенциала мусульманского мира (если в начале XXвека ему с рождения пренадлежал лишь каждый десятый житель планеты, то в конце нынешнего столетия – уже каждый пятый), рост экономического богатства и военной силы государств Ближневосточного мусульманского пояса, ощущение особости миссии ислама, как религии наиболее универсальной, исторически самой молодой и менее всего подверженной внутренней эрозии.

Борьба с терроризмом в соседней России безусловно приведет к вытеснению в Украину членов наиболее радикальных исламских группировок. Уже сейчас происходит активное вытеснение в Украину кавказского криминалитета. И этот чудовищный сплав может оказаться не по силам украинским правоохранителям.

Сергей Федоров, «УК»

You may also like...