Водитель для Юры: как Луценко шофера в рыцари произвел
Земляк – это святое. Не помочь земляку – позор. Не бросай земляка – и он тебя не бросит. Таковы неписаные законы землячества. А законы надо чтить – хотя бы неписаные, раз уж на государственные плюешь. Мы не знаем, как Лёня Приступлюк познакомился с Юрием Луценко. Но можем представить…
Жил да был простой ровенский работяга Леонид Приступлюк. Как и все нормальные советские люди, отслужил он в армии, после чего двадцать лет работал на ровенском радиозаводе водителем. Так продолжалось до самого 1 декабря 2003 г.
Мы не знаем, как Лёня Приступлюк познакомился с Юрием Луценко. Но можем представить. Если ошибемся, пусть Юрий Витальевич или сам Приступлюк нас поправят.
Вероятно, Приступлюк как раз вез на своей аккуратной «ГАЗели» продукцию Ровенского радиотехнического завода – громкоговорители рупорные и шкафы сушильные. А Юрий Луценко, молодой депутат-социалист, герой акции «Украина без Кучмы», как раз заглянул в родной город и был поражен водительским мастерством земляка. Тогда-то, наверное, и предложил Луценко заводскому шоферу стать помощником-консультантом народного депутата.
– Дык я того… Не умею! – развел, видимо, руками Приступлюк, который страсть как не любил занимать не свое место.
– А что там уметь! – ободряюще улыбнулся ему Луценко. – Крути баранку да помалкивай. Не все ли равно, как твоя должность в трудовой книжке прописана?
Нелегко, наверное, было Леониду расставаться с родным заводом. Но чем-то увлек его молодой оппозиционер. И стал Приступлюк возить не рупоры и магнитолы, а целого народного депутата.
Повторяем: возможно, все происходило иначе. Но истинную картину тех событий могут нарисовать только сами участники – Луценко и Приступлюк. Если их как следует допросить.
Менялись должности Юрия Луценко, менялись машины, на которых он ездил – неизменным оставался только верный Лёня за рулем. А как говаривал Людовик Тринадцатый, лучшая награда за верность – пистоли. В смысле, дензнаки, а не стрелковое оружие – хотя с пистолетами у Луценко тоже мутная история была. Но не о ней сейчас речь.
Конечно, это личное дело народного депутата, как именно использовать помощь и консультации своего помощника-консультанта. Весьма вероятно, что в деле автомобилевождения и смежных отраслях Приступлюку и впрямь не было равных.
А дальше пойдут уже не вольные допущения, а сухие факты.
В феврале 2005 г., как все помнят, Луценко становится главой МВД. А Приступлюк – нет, не помощником-консультантом министра и не шофером в министерском гараже. Он принят на службу в органы «на должность старшего оперуполномоченного 4-го сектора 2-го отдела 2-го управления Департамента разведывательно-поисковой деятельности МВД Украины с присвоением специального звания капитан милиции». Принят 47 лет от роду, что прямо противоречит «Положению о прохождении службы рядовым и начальствующим составом ОВД», согласно которому милицейские чины ниже полковника служат до 45 лет. Чем мог быть полезен на оперативно-разведывательной работе мужик с двадцатилетним стажем перевозки радиоаппаратуры (или заводского начальства)?
В декабре 2006 г. Луценко в первый раз снимают с поста министра. Через три месяца из «органов» увольняют и «оперуполномоченного» капитана Приступлюка. Заметим, звания не лишают, пинка под зад не дают – тихо «уходят» по возрасту.
Но в декабре 2007 г. Терминатор возвращается. А на следующий день возвращается и его любимый водитель – на должность старшего оперуполномоченного 4-го сектора 1-го отдела 2-го управления Департамента оперативной службы МВД Украины во все том же звании капитана милиции. Возвращается без кадровой комиссии, оформляется за день. Через два месяца он уже старший опер по особым поручениям.
Карьера «водителя для Юры» рванула вверх. Уже в декабре 2008 г. он становится помощником Министра отдела текущей деятельности. А еще через год Приступлюка увольняют по возрасту… чтобы на следующий день вернуть на прежнюю должность, но уже в качестве госслужащего 9 ранга.
И лишь когда сменилась власть, Приступлюк написал заявление «по собственному».
К этому времени Леонид успел стать подполковником милиции. В звании капитана он пробыл чуть более двух лет, а майором – год и девять месяцев. При том что срок выслуги для капитана – 3 года, а для майора – 4. Хотя в случае особых достижений по службе срок выслуги может быть урезан вполовину.
Однако Луценко словно боялся опоздать – и если досрочную майорскую звездочку еще можно оправдать мифическими «заслугами», то звание подполковника Приступлюк получил в нарушение как Положения о прохождении службы, так и Порядка представления к наградам и званиям.
Кстати, о наградах. Как вам списочек?
1. «За международное сотрудничество в правоохранительной деятельности» 06.12.2005.
2. «Крест Славы» 15.02.2006.
3. «Рыцарь Закона» 04.05.2006
4. «Почетный знак МВД Украины» 05.05.2008
5. «За преданность службе» II степени 26.06.2008
6. Медаль «За безупречную службу» III степени 18.12.2008.
7. «Закон и честь» 11.02.2009.
Это все награды Леонид Приступлюк получил за героические перевозки тела министра. Более двух раз за год (см. 2008 г.) могут быть награждены только те милиционеры, которые принимали непосредственное участие в раскрытии преступлений, проявили мужество и смелость при задержании опасных преступников, рисковали жизнью.
Хорошо бы поинтересоваться у Приступлюка, какие у него заслуги в деле борьбы с международной преступностью (награда За международное сотрудничество).
«Крест Славы» дают за исключительные заслуги в борьбе с преступностью, организации эффективной работы подчиненных по обеспечению правопорядка, защиты прав и свобод граждан, интересов государства.
«Рыцарем Закона» можно стать за умелую организацию деятельности подчиненных органов или подразделений, выдающийся личный вклад в дело достижения высоких результатов в работе по укреплению законности и правопорядка.
Ну, а «Почетный знак МВД» и вовсе вручается тем, кто отслужил 10 лет в милиции. Приступлюк же «отслужил» – нумерологический казус! – 6 лет, 6 месяцев и 6 дней. Или у министерского лейб-шофера год за два идет? Но у министра свое видение произведения: в представлении к награде Приступлюку приписывается участие в оперативно-розыскных мероприятиях и задержании преступников. Однако настоящие оперативники, которые занимались указанным делом, в упор не помнят никакого Приступлюка.
На случай, если кто-то питает какие-то иллюзии – все это время старший оперуполномоченный, капитан, майор, подполковник, помощник министра внутренних дел, госслужащий 9 ранга, Рыцарь Закона Приступлюк был банальным водителем Луценко. В своем Департаменте он появлялся раз в месяц, чтобы получить зарплату – об этом свидетельствуют сослуживцы, которые признают, что никакого участия в работе своего подразделения Приступлюк не принимал. Впрочем, это и не предполагалось.
Надо сказать, что Юрий Витальевич помог своему земляку не только с трудоустройством в столице и с продвижением по карьерной лестнице, но и с пенсионным обеспечением. Причем решал этот вопрос на самом высоком уровне.
В октябре 2008 г. Луценко обратился с письмом к премьер-министру Юлии Тимошенко с просьбой о зачислении в выслугу лет срока пребывания Приступлюка на должностях водителя. В считанные дни вице-премьер Турчинов наложил одобрительную резолюцию.
В результате МВД насчитало министерскому земляку не шесть с половиной, а 22 года выслуги лет. Общий же пенсионный стаж у Приступлюка составил 29 лет. Соответственно пенсию ему начислили без малого 6 тыс. грн в месяц, плюс 27,7 тыс. грн единоразовой помощи. Всего же, по данным Службы внутренней безопасности МВД, общая сумма выплат Рыцарю Закона в Центральном аппарате министерства составила 165,5 тыс. грн. Всем бы водителям так зарабатывать, скажу я вам.
Напоминаю, земляки друг друга не бросают.
Крепко попользовавшись министерством внутренних дел, Юра и Лёня продолжают свое сотрудничество уже на гражданке. Надо ли говорить, что нашумевшая история с задержанным на Печерске внедорожником Луценко не обошлась без фамилии Приступлюка, на которого была оформлена липовая доверенность?
Интересно, что на это скажет Юрий Луценко? Хотелось бы, чтобы хоть что-нибудь сказал. Если не нам, то хотя бы следователю. Сколько можно отшучиваться, в самом деле!
Автор: Евгений Лешан, «Обозреватель»
Tweet