Колеса украинской власти

Руководители украинского государства в течение всей его недолгой истории передвигались на автомобилях. Их любовь к машинам той или иной марки зачастую объяснялась политическими мотивами.

Первый автомобиль в Российской империи появился в Одессе в 1891 году. Издатель и редактор «Одесского листка» Василий Навроцкий привез из Франции четырехколесный самодвижущийся экипаж с двигателем внутреннего сгорания. По одним данным — это был немецкий Benz, по другим — машина французской компании Panhard Levassor. Очень скоро в Одессе, Киеве и Харькове появились автосалоны зарубежных компаний, стали проходить автомобильные выставки.

Симон Петлюра ездил на демократичном «Форде Т»,  известном как «Жестянка Лиззи» ФОТО: WIKIPEDIA.ORG

Симон Петлюра ездил на демократичном «Форде Т»,  известном как «Жестянка Лиззи» ФОТО: WIKIPEDIA.ORG

Авто независимости

После революции и обретения независимости вождям украинского государства были доступны автомобили всех известных в то время марок. Их достаточно было экспроприировать именем украинского народа. По свидетельствам современников, гетман Павел Скоропадский предпочитал солидные и комфортные немецкие машины.

А поскольку с 1902 года женское имя Mercedes уже стало торговой маркой автомобилей, выпускавшихся немецкой компанией Daimler-Motoren-Gesellschaft, можно смело утверждать, что Скоропадский стал родоначальником моды на «мерседесы», продолжающейся и поныне.

Гетман пользовался поддержкой германского оккупационного командования, а свергнувший его Симон Петлюра ориентировался на государства Антанты, воевавшие против Германии. Поэтому и ездил глава Директории на авто попроще и подемократичней. Николай Островский в книге «Как закалялась сталь» писал: «Командир дивизии на тощем, облезлом «форде» отправился на вокзал за Петлюрой. Когда «форд» зачихал у церковного подъезда, оркестр заиграл «Ще не вмерла Украина»…

Гетман Павел Скоропадский предпочитал солидные и комфортные Mercedes компании Daimler-Motoren-Gesellschaft. ФОТО: WIKIPEDIA.ORG

Гетман Павел Скоропадский предпочитал солидные и комфортные Mercedes компании Daimler-Motoren-Gesellschaft. ФОТО: WIKIPEDIA.ORG

«Тощим и облезлым» пролетарский писатель называет самый массовый автомобиль своего времени «Форд Т», известный также как «Жестянка Лиззи». Эта машина выпускалась Ford Motor Company с 1908 по 1927 год, а по размерам соответствовала современному среднему классу.

Догоним и перегоним!

В наследство вождям УССР достался автопарк УНР. Со временем для обслуживания советских партийных деятелей автомобили стали закупать централизовано, преимущественно в США. Инициатором этой политики был Иосиф Сталин. Он заботился и о том, чтобы партийцы не катались в персональных авто слишком долго. Так, после расстрела первого секретаря ЦК КПУ Станислава Косиора в 1939 году его машины достались Никите Хрущеву. В парке Хрущева в разное время обслуживались американские Packard Super Eight и Lincoln Zephir.

Иосиф Сталин заботился о том, чтобы партийцы не катались в персональных авто слишком долго. ФОТО: WIKIPEDIA.ORG

Иосиф Сталин заботился о том, чтобы партийцы не катались в персональных авто слишком долго. ФОТО: WIKIPEDIA.ORG

В военные годы по полям сражений член военсоветов пяти фронтов обычно передвигался на американских автомобилях Willys, Dodge и Buick, переданных СССР союзниками по антигитлеровской коалиции.

После войны в личное пользование Никиты Сергеевича попал американский Cadillac 61. Похоже, изделия американского автопрома вдохновили Хрущева на его знаменитый лозунг «Догоним и перегоним Америку!». Лишь по долгу службы он ездил на различных версиях отечественного ЗИС-110, а позже ЗИЛ-111 и ЗИЛ-111Г.

В отличие от Сталина Никита Сергеевич не страдал манией преследования и очень любил кабриолеты, которые использовал для встреч коллег из-за рубежа, космонавтов и других почетных гостей. Стоит отметить, что на посту руководителя Советского Союза Хрущев уделял немало внимания развитию советского автопрома. В годы его правления появились легендарные «Чайка» ГАЗ-13, 21-я «Волга» и столь любимый народом «Запорожец».

Отечественные лимузины

После Хрущева руководители Советской Украины ездили исключительно на отечественном транспорте в строгом соответствии с табелью о рангах. В правительственном гараже первых лиц республики стояли «ЗИСы» и «ЗИЛы», остальным чиновникам полагалось довольствоваться «ЗИМами» и «Победами», а позже — «Чайками» и «Волгами». 

По долгу службы Никита Хрущев ездил на различных версиях отечественного ЗИС-110, а позже ЗИЛ-111 и ЗИЛ-111Г. ФОТО: WIKIPEDIA.ORG

По долгу службы Никита Хрущев ездил на различных версиях отечественного ЗИС-110, а позже ЗИЛ-111 и ЗИЛ-111Г. ФОТО: WIKIPEDIA.ORG

Первый секретарь ЦК Компартии Украины с 1963 по 1972 год Петр Шелест был противником больших кортежей и часто ездил на работу на единственном «ЗИС-110» без всякой охраны и милицейского сопровождения. Киевляне до сих пор помнят, как во время его проездов постовой милиционер лишь на пару минут останавливал движение на площади Калинина (ныне Майдан Незалежности).

Следующий первый секретарь ЦК КПУ Владимир Васильевич Щербицкий занимал этот пост с 1972 по 1989 год. Он частенько ругал милицейское руководство за то, что для правительственного кортежа перекрывались дороги. Поэтому движение останавливалось буквально за несколько минут до проезда его «ЗИЛа». Иногда автомобиль Щербицкого ехал впереди машины ГАИ.

Когда Щербицкий жил на даче в Петровцах, с восьми до десяти утра и с шести до восьми вечера заехать на улицы Большую Житомирскую, Фрунзе, Вышгородскую и автотрассу до Петровцев было невозможно — везде висели запрещающие знаки. И вот однажды на какой-то встрече с трудящимися Владимиру Васильевичу передали письмо, в котором сообщалось об этих неудобствах. По указанию Щербицкого знаки тут же убрали, но движение перекрывали по-прежнему.

«Мерседес» — сильный, державный

Чтобы в полной мере ощутить себя лидерами большой европейской страны, президенты независимой Украины стали пользоваться лимузинами Mercedes-Benz. Правительственные кортежи стали расти как на дрожжах, появился многочисленный штат охраны и прочие атрибуты власти. Первые лица Украины не оригинальны в своем выборе: на «мерседесах» ездят и их «старшие братья» из Кремля.

Виктор Ющенко в годы своего президентства частенько сам садился за руль Mercedes-Benz. Известный своим интересом к украинской утвари и артефактам, Ющенко приезжал по выходным на собрание коллекционеров за рулем президентского лимузина.

В кортежах нынешнего президента Украины тоже преобладают Mercedes. А недавно Виктор Янукович принял участие в совместном автопробеге вместе с президентом России Дмитрием Медведевым. Проехались коллеги на автомобилях «Победа», выпускавшихся на Горьковском автомобильном заводе в 1946–1958 годах. Интересно, что вместо номера на машине Виктора Федоровича большими буквами было написано «Дружба». А Медведев свой номер Х315РЕ 177 снимать с машины не стал. Как говорится, дружба дружбой, а «Победа» на всех одна. И она российского производства.

Автор: Иван Сергеев,  Weekly.ua

Читайте также: