Почему «особый статус Донбасса» не выгоден никому
Закон о статусе отдельных районов Донбасса и амнистии сепаратистов выписан очень нечетко, и каждая из сторон конфликта продолжит гнуть свою генеральную линию. По сути, это означает, что на территории Украины появится немалый сепаратистский анклав под сугубо формальным суверенитетом Украины, который будет поддерживаться из бюджета, но в котором де-факто не будут действовать украинские законы, граница с РФ останется без контроля Киева, а боевики будут легализованы.
Автор: Милан Лелич, ФОКУС
16 сентября должно было стать большим праздником для всех проевропейски настроенных украинцев. Верховная Рада синхронно с Европарламентом ратифицировала Соглашение об Ассоциации с ЕС, документ, из-за которого, собственно, и завертелись все события последних десяти месяцев.
Но праздника не вышло. Незадолго до ратификации ВР приняла так называемые "законы о статусе Донбасса", если точнее, об "амнистии участников событий в Донецкой и Луганской областях" и "особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". В случае выполнения этих законов и имплементации Минских договоренностей от 5 сентября оккупированные территории Востока превратятся в нечто похожее на Ольстер, Приднестровье и Чечню после Хасавюрта.
По команде из Москвы
Фото: Getty Images
Главные нормы "законов о статусе", которые распространяются на оккупированные земли Донбасса:
-
участвовавшие в боях с силами АТО боевики и функционеры самопровозглашенных ЛНР и ДНР в случае капитуляции будут амнистированы, если они не совершили ранее ряда тяжких преступлений;
-
7 декабря этого года должны пройти местные выборы, полномочия избранных на них депутатов не могут быть досрочно прекращены;
-
по решению местных советов будут создаваться отряды "народной милиции" из числа местных жителей;
-
местные советы будут участвовать в назначении прокуроров и судей;
-
местные советы смогут заключать соглашения с соседними районами РФ о "трансграничном сотрудничестве"
-
центральная власть сможет заключать с местными советами соглашения об "экономическом, социальном, культурном развитии";
-
на восстановление и развитие оккупированных территорий из госбюджета будут выделяться дополнительные средства, соответствующие статьи будут защищены от секвестра.
По сути, это означает, что на территории Украины появится немалый сепаратистский анклав под сугубо формальным суверенитетом Украины, который будет поддерживаться из бюджета, но в котором де-факто не будут действовать украинские законы, граница с РФ останется без контроля Киева, а боевики будут легализованы. Картина печальна, но те, кто говорят о "сдаче национальных интересов" как о свершившемся факте, упускают важную деталь – любой закон чего-то стоит, только если он работает на практике.
"Закон о статусе" выписан так, что его реализация предусматривает двусторонние соглашения между официальным Киевом и сепаратистами, вернее, с Москвой. В случае с Минскими соглашениями были выполнены лишь те пункты, в которых были заинтересованы обе стороны: перемирие худо-бедно соблюдается, пленных с обоих сторон меняют небольшими партиями, и всё.
Без отказа от своей "государственности" днровцы и лнровцы не получат ни средств из центрального бюджета, ни амнистии, ни легальной "народной милиции". А этот вопрос для них принципиален, ведь иначе окажется, что "священная война за Новороссию" была лишена особого смысла. Так, именующий себя "первым вице-премьером ДНР" Андрей Пургин заявил, что "законы для ДНР издает наш собственный парламент".
Воспринимать подобные заявления всерьез не стоит – Кремль в любой момент может заменить пургиных на более сговорчивых пушилиных, которые в принципе не будут рассуждать о "гордости новороссов" и ставить свои условия, а лишь послушно выполнять требования Москвы. Один приказ – и о "собственном парламенте ДНР" никто и не вспомнит.
Но саму Москву реализация "закона о статусе" тоже не устроит. Да, Украине будет нанесена новая кровоточащая рана, а наша экономика будет пыхтеть под тяжестью "программ экономического развития Донбасса". Но это явно не та цель, которой добивался Путин, затевая новоросскую авантюру – оставить всю Украину в своем поле влияния.
О федерализации, праве отдельных регионов влиять на внешнюю и внутреннюю политику страну речи нет, и похоже, украинская власть идти на подобные уступки не намерена ни при каких обстоятельствах, ратификация Соглашения с ЕС тому доказательство. Потом власти России, чью экономику медленно, но уверенно, топят санкции Запада, на уступки не пойдут. Скорее, будет новый виток агрессии, что, в свою очередь, освободит Украину от всех взятых на себя обязательств.
Но и пока что у нас есть поле для маневра. Благо, "закон о статусе" выписан очень нечетко, даже суммы средств на восстановление Донбасса там не указываются.
Развод котят
Фото: Getty Images
Однако есть и один железный повод покритиковать власть за вчерашние решения. Это форма, в которой они были приняты. Спустя ровно восемь месяцев после принятия "диктаторских законов 16 января" уже постмайданная власть совершила аналогичное надругательство над демократией – которая, как известно, прежде всего процедура. Закрытый характер заседания, внезапно "сломавшееся" табло в сессионном зале – характерные для "развода котят" признаки. Только раньше в роли котят оказывалась оппозиция, теперь же – все патриотично настроенные украинцы.
"Нас обманули и сдали!" – кричат они в Фейсбуке, а критики "законов о статусе" из числа идущих на выборы, в первую очередь, Свобода и Батькивщина разгоняют страсти с телеэкранов.
Уже в третий раз за последнее время власть отказывается объяснять свои решения и готовить к ним общество (или хотя бы его загодя предупреждать): после Минских соглашений 5 сентября, после переноса даты создания зоны свободной торговли с ЕС, и сейчас, после "законов о статусе".
Со стороны президента их обычно постфактум комментируют спикеры второго-третьего ранга, не всегда достаточно компетентные в том, о чем рассуждают. Возможно, существует негласная договоренность между всеми сторонами – не вдаваться в объяснения происходящего. Но почему нельзя сообщить хотя бы это: дескать, переговоры сложные, нас просят помалкивать, это все для общего блага, вы же хотите мир и украинский Донбасс – так потерпите чуть-чуть. Многих бы и это успокоило.
На следующий день после принятия законов Петр Порошенко отбыл в Канаду. Несомненно, там пройдут новые важные консультации и разработка следующих шагов Украины и Запада, что требует обязательного присутствия первого лица. Да и в целом украинскому президенту позавидовать сложно. Надо все успеть: и обсудить с европейцами новые санкции против агрессора, и договориться с партнерами на счет совместного похода на парламентские выборы.
Но за 100 дней президентства хотя бы одну пресс-конференцию провести было можно. А записать телеобращение, в котором просто и понятно изложить, почему мы согласны на амнистию сепаратистов, переносим создание ЗСТ с Евросоюзом и готовы "кормить Донбасс", – еще проще.
Президент, поговорите со своим народом. У многих терпение уже заканчивается.