Российские бизнесмены стреляются из-за долгов
Врачи в кризис ждали массовых алкогольных психозов, но действительность оказалась страшнее. В Красноярске гендиректор строительной фирмы «Элитстрой» Алексей Ярошевич покончил жизнь самоубийством из-за больших долгов. Именно так было написано в предсмертной записке, которую обнаружили сотрудники правоохранительных органов. Он – далеко не единственный. Растут и очереди к психиатрам…
В Красноярске гендиректор строительной фирмы «Элитстрой» Алексей Ярошевич покончил жизнь самоубийством из-за больших долгов. Именно так было написано в предсмертной записке, которую обнаружили сотрудники правоохранительных органов. Тело 40-летнего бизнесмена было найдено 2 апреля в поселке «Удачный» Октябрьского района Красноярска в его собственном автомобиле. Установлено, что он скончался от огнестрельного ранения. Фирма Алексея Ярошевича вела крупные проекты, в частности, занималась строительством одного из корпусов Сибирского федерального университета.
Финансовый кризис стал причиной самоубийства многих бизнесменов (печальная статистика в конце текста). Хотя в связи с экономическими потрясениями российские психиатры ожидают все же в первую очередь рост числа алкогольных психозов, а не рост числа суицидов.
Пока «нельзя говорить о том, что у нас есть рост суицидов», считает директор Научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Татьяна Дмитриева. Однако, по ее словам, общая статистика по самоубийствам в России крайне тревожная: ежегодно в стране регистрируется 35 тысяч суицидов – больше, чем жертв при дорожно-транспортных происшествиях.
И все же с начала мирового финансового кризиса в России число обращений за помощью к психологам возросло на 20% , к психиатрам – на 10%. Звонить на «горячую линию» Центра имени Сербского стали в четыре раза чаще. В связи с этим, в различных региональных поликлиниках и больницах постоянно открываются новые кабинеты и палаты для людей с психическими проблемами. Ждать, когда проблема совсем возьмет за горло, не стоит, считает Татьяна Дмитриева, надо звонить и просить психологическую помощь. По ее мнению, здесь отрицательную роль играют средства массовой информации, которые наперегонки стараются оповестить людей о все новых и новых финансово-экономических потрясениях. При этом 90% людей даже не знают, что такое фонды и акции, но слова «рухнули фондовые рынки» все равно оказывают на них подавляющее воздействие.
«Каждый четвертый человек повышенно внушаем и остро реагирует на кризисные новости», – заявила Татьяна Дмитриева и призвала прессу не пугать людей тревожными сообщениями. И дала древний рецепт, который уже несколько тысячелетий помогает людям безболезненно переживать кризисные явления не только в экономике. «Нужно напоминать себе, что неприятности рано или поздно закончатся», – считает психиатр. Она привела в пример иудейского царя Соломона, который, по легенде, в минуты волнений смотрел на любимое кольцо с надписью: «Это пройдет». Когда однажды царь разозлился настолько, что сорвал кольцо с пальца, он обнаружил на его внутренней стороне другую надпись: «И это тоже пройдет».
Но то, с чем придется столкнуться людям, когда закончится период спада, тоже не внушает особого оптимизма. По мнению петербуржского психотерапевта Валерия Ромацкого, рост обращений россиян к психиатрам увеличится через полгода или год после нижней точки финансового кризиса.
«Сейчас психологическая помощь никому не нужна, так как народ занят другими проблемами. Думаю, что она понадобится через полгода-год после того, как будет пройдено дно кризиса», – считает Валерий Ромацкий, который сделал такой вывод, основываясь на опыте пережитого россиянами дефолта 1998 года. В тот период к психологам и психиатрам обращались редко, зато резко возросло количество пациентов у врачей общей практики.
В соответствии с классификацией Валерий Ромацкого, людей, в зависимости от их отношения к финансовому кризису, можно разделить на три группы: «К первой относятся те, кто переживает невзгоды с трезвой головой, а то и пытается извлечь из них какие-то выгоды. Вторая группа – лабильный тип. Это те, кто впадает в панику. И в последнюю группу я бы включил тех, кто относится к кризису максимально спокойно, даже безразлично. Они не пытаются от него уберечься до последнего момента, надеются на «помощь свыше», а, когда она не приходит, впадают в депрессию».
Первому типу помощь не нужна в принципе, считает психотерапевт. Лабильной группе могут помочь семья и психиатры, а третьей группе психологическая поддержка сейчас не нужна, но может понадобиться в дальнейшем.
Петербургский психотерапевт предложил свой рецепт выживания. Надо в своем представлении «разбить всех людей на две группы: победители, живущие здесь и сейчас, и неудачники, живущие надеждами на будущее или воспоминаниями об упущенных шансах». Если вы оказались во второй категории, стоит постараться перейти в первую. Для этого, рекомендовал Валерий Ромацкий, нужно начать жить сегодняшним днем, ставить перед собой реальные цели – на месяц, три месяца, максимум полгода – и добиваться их всеми силами.
При этом Ромацкий отметил, что, по данным американских специалистов, женщины более предрасположены к психическим расстройствам вследствие финансового кризиса, чем мужчины (86% против 75%). Аналогичные исследования на российской почве пока не публикуются. Но в социальном плане создается видимость того, что самой неустойчивой в условиях кризиса оказалась психика бизнесменов – хотя, вполне возможно, это стало следствием более пристального внимания прессы к самоубийствам деловых людей. За ними следуют «обычные» люди – из числа тех, кто просто залез в долги и не мог расплатиться. Потом те, кто лишился работы и не смог достаточно быстро найти новую. В этот трагический перечень попали даже те, кто не смог пойти на сделку с совестью и решиться на массовые увольнения своих сотрудников.
20 сентября в Екатеринбурге родственники обнаружили мертвым ресторатора Александра Доронина. Бизнесмен отравился, когда один за другим начали закрываться его рестораны. В предсмертной записке причины своих неудач он связал с финансовым кризисом.
29 октября житель города Кстово Нижегородской области Игорь Смотраков бросился под колеса автомобиля. На самоубийство он решился после того, как не смог расплатиться по кредиту за машину.
10 ноября застрелился из охотничьего ружья 45-летний Алексей Клинов. Трагедия произошла в поселке Пильна Нижегородской области. Алексей работал водителем в местном филиале газовой компании и очень боялся сокращения на работе.
24 декабря в Нижнем Новгороде покончил с собой и.о. директора по персоналу Горьковского автозавода Анатолий Емелин – повесился в заводском туалете. Как главе предприятия, ему предстояло утвердить список кандидатов на сокращение штата. Сделать свой выбор он так и не смог.
Вскоре в этом же городе в застрелился предприниматель, купивший в кредит автобус. Мужчина не смог расплатиться с банком по кредиту и выстрелил себе в сердце из охотничьего карабина. У погибшего остались жена и двое детей. Автобус у семьи погибшего банк изъял.
И здесь же повесился совладелец сети бутиков «Интермода» и итальянского ресторана «Феллини» 56-летний Сергей Поляков. Перед смертью бизнесмен написал письмо, в котором попросил прощения у близких – двоих сыновей, мамы и жены. В записке говорилось: «Простите меня, близкие. В настоящий момент отдать кредиты нет возможности. Прощайте».
Всех потряс чудовищный случай в Магнитогорске: не выдержав стрессовой ситуации на заводе, возникшей в связи с кризисом, один из рабочих бросился в ковш с расплавленным металлом.
Незадолго до Нового года свел счеты с жизнью глава крупного агрокомплекса в Волгоградской области, поскольку не смог расплатиться по кредиту после продажи урожая. Добровольно ушел из жизни 34-летний директор мехового ателье в Новосибирске. А в Санкт-Петербурге застрелился владелец фармацевтической компании «Генезис» и сети аптек «Первая помощь» Алексей Хромов – тоже из-за невозможности рассчитаться по кредитам. Его партнер, совладелец «Генезиса» Владимир Григориади сбросился с 16-го этажа еще в сентябре.
13 января в Москве у подъезда собственного дома застрелился Владимир Зубковя, владелец «СОБИ» – одного из крупнейших российских концернов по продаже авиа- и железнодорожных билетов. Причиной самоубийства стало крайне трудное положение его компании из-за кризиса. На месте оперативники обнаружили предсмертную записку, в которой он объяснил, что не смог погасить 100-миллионный кредит, и попрощался с близкими.
Валерий Цыганков, Свободная пресса
Tweet