Муамракобесие. 25 лет назад Ливия устояла перед силами, втрое превосходящими нынешние
Нынешняя попытка Запада заменить ливийского лидера Муамара Каддафи более сговорчивым правителем практически повторяет аналогичный демарш четвертьвековой давности. Как и 25 лет назад, у Каддафи сохраняются неплохие шансы не только выстоять в противостоянии с Западом, но и упрочить свои позиции в традиционно фрондирующих регионах страны. Не говоря уже о том, какие политические дивиденды он соберёт в арабском мире, если ему удастся сохранить власть.
Между тем причины, побудившие американских и европейских военных начать операцию «Одиссея. Рассвет», остались практически теми же, что в середине 80-х вызвали «Огонь в прерии».
Несмотря на то что в последние годы Муамар Каддафи всячески наводил мосты с Западом и в особенности с Соединёнными Штатами, последние никогда не простят ливийскому лидеру ликвидации американских военных баз 40 лет назад. Не забыли в Вашингтоне и «добровольно-принудительный» уход пяти нефтедобывающих компаний (Amеrada Hess, Conoco, Grace Petroleum, Marathon и Occidental) после событий 1986 года, и недавнюю попытку ввести золотой динар (Каддафи фактически повторил попытку генерала де Голля отказаться от бумажных денег и перейти в расчётах на золото, что не могло не обрушить американский доллар).
По Триполи и окрестностям выпущено более 160 «Томагавков», каждый из которых стоит порядка 600 тыс. долларов. Для сравнения: во время начальной фазы операции 1986 года на ливийскую столицу было сброшено 60 тонн бомб, включая 900-килограмовые бомбы «Пейвуэй-2» и 230-килограмовые свободнопадающие бомбы, которые стоили на несколько порядков дешевле «Томагавков», а разрушений причинили гораздо больше.
У европейцев – в особенности у французов – свои счёты с Каддафи: во-первых, полумиллиардная компенсация, которую он вынудил заплатить французскую нефтяную компанию Total за нарушение концессионного соглашения, после чего преимущества в добыче нефти получили германские компании.
Во-вторых, 4-миллиардный контракт на поставку оружия ливийской армии, который был отдан России, а не Франции. И, в-третьих, французы намеревались поучаствовать в приватизации Национальной нефтяной корпорации – государственной компании, занимающейся добычей нефти, но Каддафи вдруг передумал эту приватизацию устраивать.
Итальянцы же крайне недовольны тем, что их обязали выплачивать Ливии 200 млн долларов ежегодно в течение 25 лет в счёт компенсаций за тот период, когда Ливия являлась итальянской колонией. В общем, у всех нашлись свои резоны, чтобы начать войну. А четверть века назад американцам хватило и одного повода для развязывания агрессии – до середины 80-х годов крупнейшим импортёром ливийской нефти были США. Но в 1986 году Джамахирия вышла из сферы их экономического и политического влияния. И янки немедленно попытались ливийцев в эту сферу вернуть.
Интересно сравнить, какими средствами пытались «демократизировать» ливийский режим четверть века назад и сейчас.
Тогда американцы сосредоточили у берегов Ливии группировку в составе трёх авианосцев – America, Saratoga и Coral Sea, – на бортах которых размещались 294 палубных самолёта и вертолёта. Помимо них в группировку входили ещё 36 боевых кораблей, 4 атомные подводные лодки типа Los Angeles и порядка полусотни самолётов обеспечения.
В нынешней операции принимают участие всего 16 кораблей альянса, в том числе 10 фрегатов, 3 подводные лодки, 1 корабль управления и 2 вспомогательных корабля Канады, Испании, Великобритании, США, Греции, Италии и Турции. А вот посчитать, сколько самолётов участвует в операции, довольно непросто. В сводках «западники» оперируют малопонятным простому смертному термином «самолётовылеты» и всячески избегают называть конкретное число. По оценке отечественных военных экспертов, таких, как генерал-полковник Леонид Ивашов, речь может идти примерно о сотне боевых самолётов.
Можно уточнить: 42 американских истребителя F-16 поднимаются в воздух с базы Авиано в Италии. Оттуда же взлетают и самолёты-разведчики, оборудованные системой AWACS, и бомбардировщики B-2, но их количество эксперты не уточняют. Французы предоставили 20 истребителей Mirage и Rafale, которые размещались на корсиканской базе.
Великобритания предоставила истребители Tornado и Eurofighter Typhoon, известно лишь, что их тоже порядка 20. Также известно о шести истребителях F-16 Дании, трёх испанских истребителях F-18 и восьми F-16 Бельгии. Боевые самолёты также предоставили Италия, Катар и Саудовская Аравия.
Даже беглый взгляд на количество задействованной сегодня и четверть века назад техники свидетельствует о том, что в 86-м всё было значительно хуже для Каддафи – сегодня в операции участвуют втрое меньше самолётов и вдвое меньше кораблей. По Триполи и окрестностям выпущено более 160 «Томагавков», каждый из которых стоит порядка 600 тыс. долларов. Для сравнения: во время начальной фазы операции 1986 года на ливийскую столицу было сброшено 60 тонн бомб, включая 900-килограмовые бомбы «Пейвуэй-2» и 230-килограмовые свободнопадающие бомбы, которые стоили на несколько порядков дешевле «Томагавков», а разрушений причинили гораздо больше.
Тем не менее военные эксперты, такие как генерал-полковник Леонид Ивашов, находят массу общих мест в двух военных кампаниях. И в 86-м, и сегодня первые же удары вывели из строя практически всю ливийскую ПВО. Во всяком случае, и тогда американские военные поспешили уведомить об этом Вашингтон, и сейчас. Тем не менее и тогда, и сейчас ливийские зенитчики сбивают американские самолёты. Но и тогда, и сейчас американцы убеждали весь мир, что их самолёты падают вследствие «механических неполадок» – именно так на днях разбился тактический истребитель F-15 под Бенгази.
Четверть века назад у Каддафи было нечто такое, чего нет сейчас – поддержка Москвы. И политическая, и военная. Утром 15 апреля американцы начали свою операцию под кодовым названием «Каньон Эльдорадо», а менее суток спустя в Триполи зашёл советский ракетный крейсер «Вице-адмирал Дрозд». Крейсер обеспечивал прикрытие нескольким транспортным кораблям, которые доставили в Ливию зенитные самоходки «Шилка». Их завезли не менее полутора сотен – буквально в каждом квартале Триполи стояла замаскированная самоходка.
Сегодня российский ракетный крейсер уже не поспешит на помощь Каддафи и друзья из Москвы не передадут полковнику сотню-другую единиц техники без предоплаты. Нет и «Вице-адмирала Дрозда»: в 90-м году его списали и продали Индии на переплавку, но во время своего последнего плавания крейсер затонул. Нет даже политической поддержки – и Россия, и Китай могли заблокировать резолюцию ООН, наложив вето, однако этого не сделали. В общем, поддержки у Каддафи практически нет. Но станет ли положение ливийского лидера от этого более уязвимым?
В 86-м в Ливии американцы впервые применили своё «точечное» оружие – бомбы с лазерным наведением. Одна из двух таких бомб разрушила до основания ливийскую разведшколу, а другая угодила в шахту бункера Каддафи. И в этот раз «демократизаторы» решили поохотиться на полковника, разбомбив «Томагавками» его резиденцию «Баб аль-Азизия», на территории которой находится новейший бункер Каддафи.
Ни тогда, ни сейчас ливийский лидер не пострадал, но если к американцам по большому счёту вопросов не возникало – они не позиционировали свою агрессию как помощь мирному населению, страдающему от гнёта кровавого режима Каддафи, – то сейчас вопросы возникли. Дело в том, что мандат ООН странам – участникам коалиции выдавался не для того, чтобы они ликвидировали Каддафи. Пришлось врать о том, что в резиденции был оборудован некий командный центр.
В общем, у американских военных 25 лет назад руки были развязаны и они могли в открытую охотиться за Каддафи. Сегодня коалиционным войскам лицензию на убийство главы Джамахирии не выдали. С ООН, конечно, можно и не считаться, списав возможную гибель Каддафи на несчастный случай, но выглядеть «демократизаторы» в этом случае будут крайне неприглядно. А арабский мир получит очередного мученика.
И в прошлом, и сейчас свергнуть режим Каддафи с помощью авиаударов Западу не под силу. Правда, остаётся ещё один вариант – расколоть страну и дожать Каддафи с помощью затяжной гражданской войны. «Повстанцы» в Бенгази уже создали временное правительство во главе с Махмудом Джабрилом, и это, пожалуй, единственное кардинальное отличие той войны от этой. Тогда американцам попросту не пришло в голову воспользоваться услугами почитателей свергнутого короля Идриса I, осевших в Бенгази после прихода Каддафи к власти. Вот только надолго ли это «правительство»? И что будет с ним, как только коалиция прекратит бомбёжки Триполи?
Президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов считает, что операция против Каддафи обречена на провал: «Возможно физическое устранение самого Каддафи, возможна принудительная смена режима, который он выстраивал в Ливии 40 лет, – пояснил Ивашов корреспонденту «Нашей Версии». – Но даже в случае успешной ликвидации Каддафи последствия вмешательства Запада будут непредсказуемы.
Ливийцы в основном довольны своим нынешним положением – многочисленными социальными льготами, субсидиями молодым семьям на покупку квартир, бесплатными медициной и образованием. Там пособие безработного – 700 долларов, а даст ли такое пособие новое руководство? Каддафи пока не делает резких движений, видимо, надеясь на что-то, но, если его загонят в угол, он может пойти на решительные шаги.
Скажем, санкционировать диверсионные операции против баз НАТО в Италии, против американских и британских баз на территории арабских стран. Да и для стран Запада ситуация выглядит двусмысленно: блицкрига не получилось, Каддафи не испугался и не ушёл. Между тем военная акция против Ливии незаконна: резолюция Совета Безопасности ООН не предполагала нанесения военного удара. Совет Безопасности никого не уполномочивал начинать боевые действия, мандат не выдавался. Так что не исключено, что операцию придётся свернуть, как это сделали американцы четверть века назад».
Автор: Игорь Егоров, НАША ВЕРСИЯ
Tweet