Сколько стоит прослушка королевы. Как создавалась и на чем погорела империя Мердока
Мировой медиарынок продолжает сотрясать крупнейший скандал последних десятилетий. На грани краха оказалась News Corporation Руперта Мердока — медиаимперия, за полвека выросшая из убыточного австралийского таблоида во вторую в мире медиакорпорацию. Удар настиг ее в тот момент, когда она готовилась стать первой, приобретя британский спутниковый канал BSkyB: это помогло бы ей обойти Walt Disney Corp.
Однако по иронии судьбы победное шествие Мердока остановило именно то, с чего оно когда-то началось — методы работы, когда ради скандала и жареных фактов идут на все. Прослушивание телефонов тысяч британцев, включая премьера Гордона Брауна, экс-премьера Тони Блэра и членов королевской семьи, поставили крест на истории старейшего в мире таблоида, жемчужины короны Мердока — газеты News of the World. Корпорация потеряла репутацию, покровительство сильных мира сего, активы, многомиллиардные контракты и продолжает терять руководящих сотрудников, которые один за другим оказываются за решеткой.
История империи Мердока
1953 Мердок унаследовал от отца газеты The Adelaide News и Sunday Mail, а также радиостанцию в австралийском городке Брокен-Хилл. После уплаты всех налогов в руках будущего медиамагната осталась только убыточная The Adelaide News. Но благодаря тому, что он сделал ставку на скандальные и сенсационные материалы, через несколько лет газета стала прибыльной.
1956 Экспансия Мердока на австралийский медиарынок началась с приобретения им газеты Perth Sunday Times.
1964 Он основал первую в Австралии общенациональную газету The Australian и стал первым австралийским медиаолигархом.
1968 Первое британское приобретение Мердока — самый продаваемый в стране еженедельник News of the World.
1969 Покупка находящейся в упадке лондонской The Sun. Под руководством Мердока она стала самой продаваемой ежедневной газетой в Великобритании.
1973 Начало экспансии на американский рынок — покупка газет San Antonio Express и San Antonio Evening News, впоследствии объединенных под брендом San Antonio Express-News.
1976 Покупка одной из крупнейших американских газет The New York Post.
1979 Все медиаактивы Руперта Мердока были консолидированы в мировую корпорацию News Corporation, в которой он занял пост генерального директора.
1981 Приобретение старейшей британской газеты TheTimesи ее воскресного приложения TheSundayTimes. Медиамагнат лично следил за тем, чтобы издания сохранили свою традиционную респектабельность.
1985 Мердок получил американское гражданство, которое было необходимо для приобретения более 25% акций местных телеканалов. Начав экспансию с региональных телекомпаний, он вскоре консолидировал их в Fox Broadcasting.
1989 Запуск телекомпании Sky Television в Великобритании. Компания начала распространение по всему миру высокотехнологичного, но дорогостоящего оборудования.
1990 Мердок стал совладельцем спутниковой телевещательной компании British Sky Broadcasting.
1993 Магнат в полтора раза снизил цену на The Times, благодаря чему продажи вскоре выросли на 40%. Это позволило обойти главного конкурента — газету Independent.
1995 Увлекавшийся прежде левыми идеями Мердок создал в США неоконсервативный журнал The Weekly Standart.
1996 Запуск нового информационного канала Fox News принес Мердоку репутацию закоренелого консерватора.
1998 На паритетных началах с Борисом Березовским медиамагнат учредил в России «Наше радио».
2001 После покупки рекламной компании News Outdoor Мердок вышел на российский рекламный рынок.
2005 Осваивать интернет он начал с приобретения за $580 млн популярной социальной сети MySpace.
2007 Бадри Патаркацишвили продал Мердоку грузинский оппозиционный телеканал «Имеди».
2009 С началом глобального экономического кризиса Мердок закрыл бесплатную газету The London Paper, решив сосредоточиться на своих главных активах.
2010 Магнат избавился от российских радиостанций «Наше радио», Best FM и «Ультра».
2011 Провал интернет-бизнеса Мердока: социальную сеть MySpace он продал за $35 млн — почти в 17 раз дешевле, чем купил в 2005 году.
Главные таблоиды в медиаистории
New York World
Мать всех современных таблоидов, газета The New York World была создана в 1860 году, но первые двадцать лет своего существования особой популярностью не пользовалась. Однако с приходом в нее в 1883 года Джозефа Пулитцера ситуация резко изменилась. Он рискнул дать добро на публикацию комикса с политическим подтекстом «Переулок Хогана» в желтом цвете, несмотря на то что цветная печать тогда считалась бесперспективным направлением. На следующий день с прилавков было сметено более миллиона экземпляров газеты, а вся бульварная пресса с тех пор стала называться «желтой». Пулитцер любил повторять журналистам рецепт медиауспеха: постоянно напоминать о неизменной цене, преподносить новости как можно ярче, а самое главное — не жалеть похвалы самим себе.
New York Daily News
Одна из популярнейших современных американских газет первые годы влачила жалкое существование. Однако, когда в середине 20-х годов прошлого века ее владельцы резко изменили редакционную политику, тираж за несколько лет подскочил со ста тысяч до миллиона экземпляров. Девиз газеты: «Глаза, уши и честный голос Нью-Йорка». Ставка была сделана на сочетание политических новостей со спортом и сплетнями о знаменитостях. Главная звезда газеты последних лет — журналист Ллойд Грув, который в своей колонке рассказывал об алкоголизме дочери Буша, антисемитизме некоторых американских бизнесменов и передавал многие другие сплетни из мира властей предержащих. Газета десять раз получала Пулитцеровскую премию, и сейчас ее тираж — пятый в США.
Daily Mirror
Основанная еще в 1903 году, она первой в Британии не постеснялась перенять методы американских коллег. Изначально газета была ориентирована на женскую аудиторию, но когда стало ясно, что спросом у нее она не пользуется, владельцы решили уволить всех журналисток, добавить иллюстраций и приписать к названию подзаголовок: «Газета для мужчин и женщин». В годы Второй мировой войны Mirror нещадно критиковала правительство, публиковала едкие карикатуры и шокирующие фотографии, ее грозился закрыть сам Уинстон Черчилль. От своих традиций Daily Mirror не отступила и в наше время. После переизбрания Джорджа Буша газета вышла с заголовком: «Как 59 054 087 могут быть такими тупыми?!»
Bild
Самая продаваемая газета в Европе была основана в 1952 году как «независимая, надпартийная». Девиз издания: «Сформируй свое мнение!» Основатель газеты Аксель Шпрингер не стеснялся копировать лучшие британские образцы, благодаря чему на передовицах Bild всегда громкие заголовки и фотографии обнаженных девушек. Одна из главных фишек Bild — особое внимание к знаменитостям, факты из жизни которых регулярно преувеличивают, а иногда и просто перевирают. В 2004 году особо возмущенные читатели даже создали в интернете так называемый BILDblog — ресурс для отслеживания фальсификации и ошибок сначала в Bild, а потом во всей немецкой и зарубежной прессе.
The Sun
Основанная в 1963 году ежедневная газета Sun стала второй британской покупкой Руперта Мердока. На пару с приобретенным ранее еженедельником News of the World газета Sun сделала австралийского медиамагната королем британских таблоидов. Вот уже сорок лет Sun остается в авангарде западной желтой прессы. Незадолго до парламентских выборов 1983 года она поместила на первой полосе малосимпатичную фотографию 70-летнего кандидата в премьеры от Лейбористской партии Майкла Фута под заголовком: «Вы действительно хотите, чтобы этот старый дурак управлял Британией?» В 2005 году на обложке в трусах красовался Саддам Хусейн, год спустя — «похожая на канцлера Меркель» женщина, натягивающая, задрав подол халата, трусики от купальника. Сегодня тираж газеты превышает 2,5 млн экземпляров.
Самые громкие таблоидные скандалы
12 апреля 2008 года газета «Московский корреспондент» вышла с передовицей «Путин и Кабаева сочетаются на Троицу?». По словам неназванного источника издания, Владимир Путин развелся с женой Людмилой и объявил закрытый тендер на организацию свадьбы с гимнасткой Алиной Кабаевой. Спустя неделю газета была закрыта — по официальной версии, в связи с убыточностью. Мнения сотрудников газеты разделились: бывший главный редактор Григорий Нехорошев заявил, что доверяет источнику «как самому себе», а редактор отдела культуры Лев Рыжков утверждал, что вся публикация была выдумана, чтобы занять пустующее место в газете. Сам Путин позже заявил: «Я всегда плохо относился к тем, кто с каким-то гриппозным носом и со своими эротическими фантазиями лезет в чужую жизнь».
В 2007 году немецкий таблоид Titanic опубликовал материал, посвященный пропавшей в Португалии британской девочке Маделейн Маккан. Вместо сочувствия журналисты осмеяли всеобщую истерию вокруг ее исчезновения. Разворот представлял собой несколько рекламных объявлений в супермаркете: этикетки на моющих средствах гласили, что они «удалят все следы и тест на ДНК уже не поможет», а куриные кубики Maggi были переименованы в Maddy. Несмотря на возмущение родителей Маделейн, никаких последствий для журнала скандал не имел. Девочка не найдена до сих пор.
В 2006 году итальянский еженедельник Chi опубликовал фотографию принцессы Дианы, сделанную сразу после злополучной аварии в Париже. На фото — умирающая Диана в окружении врачей, безуспешно пытающихся ей помочь. Сразу же после публикации сыновья леди Ди, принцы Уильям и Гарри, заявили, что «газета причиняет огромную боль» их семье. А Мухаммед аль-Файед, отец Доди аль-Файеда, также погибшего в аварии, сказал: «Меня одолевают грусть и злость. Автор снимка и редактор не подумали о чувствах тех людей, которые любили Диану». В ответ главный редактор журнала Умберто Бриндани заявил, что никакого нарушения закона в публикации не было и таблоид всего лишь удовлетворял потребность публики в информации. Никаких последствий для издания скандал не имел.
В 2004 году в газете Daily Mirror были опубликованы фальшивые снимки издевательств британских солдат над иракскими заключенными. Эксперты нашли 13 неточностей — в частности, оружие, которое британские солдаты в Ираке не использовали. Существовало несколько версий появления фальшивок на страницах издания: снимки подбросили конкуренты, фотографии сделали аферисты, кто-то даже заподозрил исламистов. Жертвой скандала стал главный редактор Пирс Морган, который был уволен.
Авторы: Кристина Манжула, Екатерина Нагибина, Руссий Репортер
Tweet