Реформа МВД России: давят людей безжалостно…
По данным исследования фонда «Общественное мнение», проведённого в марте среди 1500 респондентов, 37% россиян испытывают беспокойство и тревогу, когда к ним обращаются сотрудники полиции. Проведённая реформа нисколько не улучшила ситуацию: в 2008 году этот показатель составлял только 22%. 105 случаев пыток в полиции подтверждены, ещё 221 дело находится в стадии проверки
Руководство правоохранительных органов заверяет теперь, что отношение к жалобам граждан будет пересмотрено кардинальным образом. Но граждане с трудом верят в очередные обещания полиции.
Громкая и дорогостоящая реформа МВД, с переименованием, переаттестацией полицейских, переподчинением федеральному уровню и др., не привела к снижению жалоб на полицию со стороны общества. И это при двукратном увеличении зарплаты переаттестованных полицейских везде, кроме Москвы, где зарплата полицейских из-за существовавших ранее высоких столичных надбавок выросла примерно на 20%.
По данным фонда «Общественное мнение», около 20% опрошенных считают, что случаи, подобные произошедшему в Казани, часто происходят и в отделениях полиции по их месту жительства. Ещё 24% говорят, что такое бывает редко, то есть в общей сложности почти половина россиян считает, что может столкнуться в отделениях полиции с издевательствами и пытками.
28 марта уполномоченный при президенте РФ по правам человека Владимир Лукин на встрече главы МВД Рашида Нургалиева с деятелями культуры, искусства и представителями религиозных конфессий сообщил, что его аппарат ежегодно получает порядка 5 тыс. жалоб россиян на действия сотрудников правоохранительных органов и поток этот год от года не уменьшается. Да и как может быть иначе, если эффективного инструмента реагирования на жалобы по-прежнему нет.
«Должна быть создана чёткая эффективная система контроля общества над правоохранительными органами. Эта система начала создаваться, потом начали проявляться декоративные и неэффективные службы при правоохранительных органах, которые становятся дружной необременительной системой, которая удобна для власти», – отметил Лукин.
Жалуются на систему и в общественном совете при МВД. «Факты издевательств не были обделены вниманием правозащитников, но тему не заметили ни на республиканском, ни на московском уровнях», – сообщила на заседании общественного совета МВД 27 марта главный редактор РИА Новости Светлана Миронюк.
Рашид Нургалиев, в свою очередь, заявил, что министерство пересмотрит порядок проведения служебных проверок по жалобам граждан. Теперь поводом для внеплановой инспекции станут сообщения общественных организаций и СМИ, а сама процедура проверки будет детально расписана, чтобы исключить формальные отписки. При этом решение о проведении проверки перестанет быть прерогативой руководства МВД. Её смогут назначать и руководители территориальных органов ведомства. «Проект детально описывает всю процедуру, от формирования комиссии до порядка обжалования результатов», – сказал Нургалиев.
О начале тотальной проверки всех заявлений граждан о противоправных действиях полиции заявили и в Следственном комитете России (СКР). «Каждый такой факт будет тщательно проверяться, и по результатам проверок будут приниматься объективные процессуальные решения», – заявил представитель СКР Владимир Маркин.
Вопрос лишь в том, почему новую систему реагирования на жалобы нельзя было ввести во время проведения реформы полиции и учитывать жалобы при переаттестации, чтобы не допустить попадания из милиции в полицию недобросовестных сотрудников.
Впрочем, как полагают эксперты, очередные нововведения также не помогут, поскольку обращения организаций и сейчас являются поводом для проверки, но на деле им часто отказывают или дают формальный ответ. Решение, по их мнению, заключается в повышении роли такого критерия, как оценка населения работы ОВД. Также необходимо перестать ставить полицейским заведомо невыполнимые задачи по повышению уровня раскрываемости.
Правозащитники предлагают создать в Следственном комитете РФ спецподразделение, которое будет заниматься только рассмотрением жалоб в отношении полицейских. «Мы посчитали необходимым, возможным уже сейчас предложить, а может, потребовать от руководства Следственного комитета в каждом субъекте РФ создать некую специальную отдельную структуру, группу, проще говоря, следователей, которые работали бы по заявлениям граждан о полицейских преступлениях», – заявил председатель Комитета против пыток Игорь Каляпин.
Это, по его мнению, позволило бы следователям рассматривать жалобы на полицейских, не думая о том, как они будут вместе раскрывать очередное дело. По словам директора фонда «Общественный вердикт» Натальи Таубиной, предложение правозащитников уже направлено в Следственный комитет.
Скандал в Казани помог выявить значительные нарушения и в других отделениях полиции по всей России. Так, полицейские одного из районных отделов в Белгородской области подозреваются в избиении задержанных. По данным Следственного комитета, в Воронежской области расследуется уголовное дело в отношении бывших сотрудников уголовного розыска регионального ГУВД.
Двое сотрудников в одном из служебных кабинетов ОВД по Бутурлиновскому муниципальному району причинили телесные повреждения различной степени тяжести трём гражданам с целью вынудить дать признательные показания о преступлениях, которых они не совершали. Потерпевшие обратились в органы СКР, после чего было возбуждено уголовное дело. Также следственными органами завершается расследование уголовного дела в отношении бывшего начальника межрайонного отдела оперативно-розыскной части № 6 ГУВД по Воронежской области Виктора Быкова, обвиняемого в совершении аналогичного преступления.
Башкирское представительство межрегиональной организации «Комитет против пыток» на минувшей неделе завершило проверку заявлений о применении пыток в правоохранительных органах Башкирии. В частности, 22 февраля текущего года в комитет обратился Александр Сидоренко, рассказавший, что 4 декабря 2011 года он был задержан сотрудниками полиции и доставлен в первый следственный отдел по расследованию особо важных дел следственного управления СК РФ по Башкирии, где к нему применили физическое насилие неизвестные ему сотрудники правоохранительных органов.
«А. Сидоренко завели на третий этаж в кабинет, похожий на спортзал (там помимо столов были штанги, гири и т.п.), где его стали пытать. Вначале один сотрудник, которого называли Михалычем, нанёс ему несколько ударов сверху по голове, а потом, дав команду другим сотрудникам начинать экзекуцию, вышел из кабинета. Он же добавил, что все возможные жалобы будут проходить через него, так как он «главный», а жалобами он «в туалете подтирается», – говорится в сообщении организации.
Также в правозащитную организацию 9 марта обратился Руслан Хаматханов. Он рассказал, что 1 февраля был вызван на допрос в качестве свидетеля по уголовному делу о похищении и пытках в тот же отдел (около года назад Руслан решил помочь и довёз избитого на улице мужчину до больницы). В этом случае «беседа с пристрастием» вновь проходила в помещении со спортивными снарядами и экзекуторы применили те же приёмы.
«Но, видимо, им и этого оказалось мало, потому что в довершение всего потерпевшему засунули металлическую трубу, надев на неё презерватив, в задний проход. Причём один из присутствовавших сказал, что будет снимать всё это на видеокамеру мобильника», – говорится в пресс-релизе. По данным Комитета против пыток, после издевательств Хаматханов провёл в больнице 32 дня. Медики диагностировали у него сотрясение головного мозга, ушибы лица, позвоночника и другие травмы.
В настоящее время юристы Комитета против пыток проводят общественное расследование этих случаев, в Следственный комитет поданы обращения о проведении процессуальной проверки. Являются ли данные сообщения о нарушениях соответствующими действительности, решит суд.
Вообще же за время своей работы межрегиональная организация «Комитет против пыток» установила 105 фактов пыток, ещё 221 дело находится в настоящее время в производстве.
Автор: Андрей Бойков, Наша Версия
Tweet