На дорогах Крыма — как на войне: число трагедий зашкаливает

Последней каплей, переполнившей чашу терпения стражей правопорядка на дорогах, стала авария на въезде в Симферополь, случившаяся на минувшей неделе. В 5 часов утра не смогли разминуться микроавтобус «Мерседес-спринтер» из Полтавской области и бортовая «Газель», движущиеся в одном направлении. В результате 17 человек отправились вместо пляжа на больничные койки. Сколь ни цинично это звучит, но без подобных аварий не обходится ни один курортный сезон. Но в этом году количество трагедий на дорогах просто ужасает.

Автор: ОЛЬГА ФАЛЕЙ, Первая Крымская 

Превзошли 2011 год

Последние события на крымских дорогах напоминают сводку из районов боевых действий или природных катастроф. Взять хотя бы последние несколько дней (кроме уже упомянутой аварии, в которой пострадали 17 человек). 11 августа В Симферополе, на перекрестке ул. Киевской — ул. Толстого, маршрутка врезалась в троллейбус, четверо пострадавших. 12 августа на трассе Судак — Грушевка микроавтобус «Мерседес-Вито» в лоб столкнулся с автобусом «Меоплан», где находились 45 чел., один погибший и двое раненых. 13 августа рядом с Грушевкой произошло столкновение трех автомобилей, пятеро пострадавших. В тот же день на дороге Керчь — Курортное ВАЗ-2108, в котором ехали три пассажира, на высокой скорости на повороте вылетел с дороги и несколько раз перевернулся. В это же время по дороге в Симферополь семья автотуристов из Белоруссии врезалась в дерево. Пострадали все, в том числе двое детей.

Причины таких ДТП, как правило, банальны: иногородний водитель, уставший после долгого пути, не справился с управлением. По словам начальника управления ГАИ ГУ МВД Украины в АРК Владимира Загинайло, в последнем случае тоже однозначно виновен водитель микроавтобуса. «Причиной стало игнорирование им требований и правил, и не только дорожного движения, — объясняет он. — На такое расстояние (напомним, микроавтобус ехал из Полтавы) должны быть два водителя и при этом длительные остановки для отдыха, но водитель был один. В результате люди не доехали до места отдыха».

Кстати, не доехали до места назначения в нынешнем году значительно больше людей, чем в прошлом. С начала года в республике произошли 800 ДТП, в которых погибли 134 человека. «По сравнению с прошлым годом количество их увеличилось на 7 — 8%, погибших — на 2 — 3%, рост числа травмированных — 10 — 12%», — говорит Загинайло. Основные причины аварий неоригинальны и повторяются из месяца в месяц, из года в год. Это превышение скорости движения (274 случая, или 37% от общего количества ДТП), нарушение правил маневрирования (144, или 19%), нарушение правил пешеходами (123 случая, или 16%), неправильный обгон и выезд на полосу встречного движения (80, или 11%), нарушение правил проезда перекрестков (61, или 8%).

Потенциальные убийцы

Особенно тревожит ГАИ большой рост аварийности на пассажирском транспорте, причем в основном благодаря иногородним автобусам, которые едут с материка. «На всех въездах в Крым мы теперь фиксируем количество транспорта и можем сказать, что по сравнению с прошлым годом автомобилей прибыло намного больше, — говорит главный гаишник Крыма. — А состояние наших дорог и условия местности не позволяют игнорировать правила дорожного движения.

В результате имеем 19 погибших только на пассажирских перевозках — это 120% по сравнению с прошлым годом. Нас беспокоит дисциплина водителей автобусов: транспортные средства без необходимой документации, порой технически неисправны. Но самое страшное, что сюда приезжают водители, которые перевозят пассажиров в нетрезвом состоянии или под воздействием наркотических препаратов».

С начала года в автономии зафиксированы 55 ДТП с участием нетрезвых водителей, что на 7% больше прошлогоднего. Сотрудники ГАИ задержали 46 водителей, управлявших автобусом в нетрезвом состоянии, из них 6 — в наркотическом. «Это страшные цифры, которые заставляют задуматься, ведь водитель автобуса отвечает не только за себя, но и за людей, которых везет, а в пассажирском транспорте от 15 до 40 человек». Всего же в автономии за нынешний год оформлены протоколы на 4,5 тыс. нетрезвых водителей, из них 420 были под воздействием наркотиков.

Поэтому ГАИ решила ударить по аварийности месячником безопасности дорожного движения. Глава инспекции говорит, что особое внимание уделяется безопасности пассажирских перевозок, но не стоит расслабляться и всем остальным. «При подозрении, что водитель в нетрезвом состоянии, он тут же отстраняется от управления, а транспортное средство ставится на штраф-площадку, — объясняет механизм Владимир Загинайло.

— Водитель проходит освидетельствование либо на месте задержания (у нас есть сертифицированные алкотестеры), либо в наркодиспансере. Если тест на алкоголь положительный, составляется административный протокол с временным задержанием водительского удостоверения. В течение недели материал попадает в суд, который выносит решение. На сегодняшний день суды особенно строго подходят к перевозчикам, лишая их права управления транспортным средством на год и более».

Но если водителей автобусов хоть как-то удается контролировать силами ГАИ и Госинспекции на автомобильном транспорте, хотя и не всегда успешно, то рынок такси остается почти неуправляемым. Владимир Загинайло признается, что государство только собирается привести его к общему знаменателю. «Сейчас Минтранспорта разрабатывает стратегию (причем уже который год подряд — ред.), чтобы такси имели однообразный вид, номерные знаки, были оборудованы таксометрами, вот-вот ждем изменений.

Но пока как только таксист видит машину ГАИ, сразу снимает «шашечки» и «ждет жену с работы», а если сотрудник ГАИ остановил его, так он не пассажиров везет, а родственников», — говорит он. Между тем сами таксисты признаются, что за рулем порой проводят по нескольку суток, с короткими перерывами на сон, потому что нужно не только хозяину установленную сумму отдать, но и себе на жизнь заработать. И в отличие от водителей маршруток и автобусов, состояние их здоровья перед выездом никто не проверяет. Разве что, случись трагедия, количество жертв будет небольшим, значит, в разряд резонансных ДТП не попадет.

Мода на мопеды

Увеличилось в нынешнем году в Крыму и количество угонов. Владимир Загинайло считает, что статистику ухудшили мопеды. «С прошлого года мопед — это полноценное транспортное средство, которое имеет техпаспорт и номерной знак. Хотя проблема с их угоном была всегда, но до этого угоны квалифицировались как кража имущества, а сегодня, так как мопеды зарегистрированы в МРЭО, угон стал незаконным завладением транспортным средством». Больше всего угнанных мопедов в нынешнем году оказалось в Ялте, оно и понятно — на тесных улочках курортной столицы не на каждом авто проедешь.

Кстати, престижные автомобили в Крыму стали угонять реже. «По сравнению с прошлым и позапрошлым годом престижных автомобилей угнано меньше, — продолжает он.

— Тогда работали специализированные группы по маркам авто, например, по Toyota Land Cruiser Prado. Угоняли автомобиль, грузили его на эвакуатор, брали с такого же автомобиля номерной знак и техпаспорт и вывозили его как сломанный. Теперь сотрудники ГАИ стали бдительнее и проверяют все узлы и агрегаты машины, и сразу видно, совпадают номера или нет. В нынешнем году задержали два автомобиля на эвакуаторах на посту Чангар», — говорит он.

А вот бизнес на номерных знаках, которые снимают, чтобы затем продать владельцу автомобиля, в Крыму, к счастью, пока не прижился. «В Алуште мы задержали одну такую группу, которая занималась снятием номерных знаков, больше жалоб не поступало, — продолжает глава ГАИ Крыма.

— Но если водитель обнаружил пропажу, он должен сразу обратиться в районный отдел милиции, даже если номерной знак не украден, а потерян, потому что автомобиль без него тут же помещается на штраф-площадку. В местном органе милиции водитель напишет заявление о потере или краже номерного знака, после чего ему выдадут справку, что у него действительно было принято заявление о пропаже, с которой он может ехать к месту постоянного жительства, где ему выдадут дубликат».

Впрочем, не только гаишники должны быть бдительными, но и владельцы автотранспорта, не забывая, что не все летом в Крым едут отдыхать, есть и те, кто приезжает «работать».

Читайте также: