Аэрофобия, алкоголь, дебош… В России штраф за хулиганство в самолёте – 23 доллара, в США – 25 тыся
Дело саратовского бизнесмена Сергея Кабалова, устроившего пьяный дебош на борту летевшего в египетскую Хургаду самолёта, получило неожиданно мощный общественный резонанс. Репортажи о недавнем задержании злодея в Белоруссии стали чуть ли не главными в выпусках теленовостей, о проблеме неадекватного поведения пассажиров на воздушных рейсах заговорили политики и видные эксперты авиационной отрасли.
Будто бы история закончилась не сломанным носом бортпроводника, что, несомненно, печально, а как минимум разбитым иллюминатором с последующей аварийной посадкой и человеческими жертвами. Корреспондент «Нашей Версии» решил разобраться, насколько же серьёзно жизнь авиаперевозчиков и пассажиров омрачают сегодня авиационные хулиганы.
Напомним, что Сергей Кабалов «прославился» на всю страну в январе 2013 года: в Интернете появилось видео, где он избивал бортпроводника и угрожал пассажирам. Инцидент произошёл 11 января на рейсе Москва – Хургада авиакомпании «Когалымавиа», по факту ЧП правоохранительные органы возбудили в отношении Кабалова уголовное дело по ч. 3 ст. 30, п. «в», ч. 2 ст. 211 УК РФ (покушение на угон воздушного судна). Кабалова удалось задержать лишь 7 марта в Белоруссии (власти Египта, как это ни странно, не стали арестовывать дебошира после приземления самолёта), сегодня решается вопрос об экстрадиции подозреваемого в Россию. Между тем, как показывает статистика, такие инциденты в воздухе происходят не так уж и часто.
На 3 тысячи вменяемых пассажиров приходится один буйный
На прошлой неделе замначальника отдела досмотровых и массовых мероприятий Главного управления на транспорте МВД России Юрий Груздев обнародовал данные статистики по нетрезвым пассажирам в аэропортах и самолётах. За первые месяцы 2013 года к ответственности были привлечены более 3 тыс. пьяных пассажиров, за мелкое хулиганство – 305 человек. За весь 2012 год были оформлены протоколы на 22 тыс. любителей полетать навеселе и 2 тыс. пассажиров привлечены за мелкое хулиганство.
С одной стороны, цифры внушительные, но с другой – на фоне общих объёмов авиаперевозок эти цифры выглядят несущественными. Так, в 2012 году российские авиакомпании перевезли более 74 млн пассажиров. Получается, что на одного буйного приходится 3 тыс. адекватных пассажиров. Между тем очевидно, что опасность, которую представляют нетрезвые пассажиры, недооценивать нельзя.
«Нетрезвые пассажиры – это серьёзная проблема для безопасности, – рассказывает «Нашей Версии» президент агентства «Безопасность полётов» Валерий Шелковников, – пьяный может закурить, и из-за этого могут взорваться кислородные баллоны, дебошир может разбить иллюминатор – и это приведёт к разгерметизации, он может напасть на экипаж и вмешаться в управление воздушным судном. Не случайно на Западе к пассажирам-хулиганам применяются самые жёсткие санкции. Конгресс США давно провозгласил идею, что если нападают на гражданскую авиацию, то это воспринимается как угроза национальной безопасности государства. Поэтому с дебоширами там не церемонятся».
Российские же законы к воздушным хулиганам относятся предельно мягко: как правило, буйные пассажиры отделываются символическими штрафами. Например, боец смешанных единоборств Александр Емельяненко, который, по данным правоохранительных органов, в декабре 2012 года на рейсе Москва – Барнаул курил и провоцировал пассажиров вступить с ним в драку, в итоге за «мелкое хулиганство» был оштрафован на 700 рублей (23 доллара) – сумма по международным меркам смешная. Пассажир, устроивший 3 февраля дебош на рейсе Бангкок –Белгород, был после приземления доставлен в полицию, но вскоре отпущен.
Для того же, чтобы засадить хулигана за решётку, нужны более веские основания, чем стычки с бортпроводниками и непристойное поведение. Кстати, дело Сергея Кабалова здесь стало весьма показательным – его, повторимся, обвиняют в попытке угона воздушного судна, что предусматривает уголовную ответственность, хотя очевидно, что никакого плана угонять самолёт у него не было.
Впрочем, излишнюю лояльность к буйным проявляют и сами перевозчики.
«В истории с Кабаловым есть претензии и к авиакомпании, – считает Валерий Шелковников, – по идее, он должен был остаться в Египте надолго, после приземления его должны были арестовать и судить. В таких случаях командирам воздушных судов предписано сообщать об угрозе безопасности в полицию, для этого существует специальный бланк установленного формата, утверждённый Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATА). Но командир этого не сделал.
Кстати, пять лет назад подобное ЧП произошло на российском самолёте, совершавшем полёт в одну из европейских стран. Тогда командир сообщил об угрозе безопасности и принял решение следовать на запасной аэродром в Прагу. Этот пассажир сидит в чешской тюрьме до сих пор, так как по местным законам он совершил серьёзное преступление».
Незапланированная посадка стоит 1,5 миллиона рублей
Помимо угрозы безопасности полётов пьяные пассажиры зачастую оборачиваются и серьёзными убытками для авиакомпаний. Последний такой громкий инцидент с российским самолётом произошёл 3 февраля в небе над Узбекистаном. Airbus А-330 компании «Аэрофлот», выполнявший рейс Москва – Пхукет (Таиланд), совершил вынужденную посадку в Ташкенте из-за буйного пассажира, который угрожал экипажу. Незапланированная посадка обошлась «Аэрофлоту», как сообщили в авиакомпании, в 1,5 млн рублей, причём по российским законам взыскать эти средства с пассажира затруднительно.
Неудивительно, что предложения о том, как оградить небо от пьяных пассажиров, сегодня сыплются как из рога изобилия. Например, МВД предлагает ограничить продажу спиртного в кафе и барах зоны ожидания вылетов. В Госдуме рассматривается законопроект, по которому пассажирам запретят проносить с собой на борт напитки, купленные в магазинах беспошлинной торговли дьюти-фри. Правда, эксперты сомневаются в действенности этих мер.
«Не понимаю, зачем нужен этот запрет, – рассказал «Нашей Версии» президент российской корпорации «Авиация» Магомед Толбоев, – сейчас и без этого запрета многие авиакомпании запрещают своим пассажирам проносить на борт самолёта незапечатанные пакеты с алкоголем из дьюти-фри. То есть ты имеешь полное право покупать или не покупать чего-то в официально разрешённых магазинах в аэропортах, но пить спиртное в воздухе тебе запрещают правила авиаперевозчика. И, насколько я знаю, никто не отказывается от услуг этого авиаперевозчика из-за таких жёстких правил».
Более действенным методом против дебошей в воздухе эксперты считают введение так называемых чёрных списков неблагонадёжных пассажиров. Так, 4 февраля гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил, что у компании есть свой список дебоширов, в который включены 1821 человек, однако действующее законодательство не позволяет не пускать хулиганов на рейсы. С предложениями узаконить чёрные списки авиакомпании выступают уже много лет, однако законодатели считают эти предложения неконституционными.
«Чёрные списки пассажиров – это действенная мера против дебоширов. Наши авиакомпании входят в международные авиационные альянсы, и в них ведутся чёрные списки, почему бы и нам их не вести? – недоумевает Валерий Шелковников. – Кроме чёрных списков и введения жёсткой ответственности для дебоширов нужно предпринимать меры и по ограничению допуска нетрезвых граждан на борт воздушного судна в аэропортах. Здесь нам надо учиться у служб безопасности аэропортов Бен-Гурион в Тель-Авиве и Ататюрк в Стамбуле.
Там существует шесть-семь кордонов – такая многоуровневая система позволяет отсеивать не только террористов, но и неадекватных пассажиров. Они бы Кабалова на борт точно не допустили. А пока мы в воздухе оказываемся, по сути, заложниками дебоширов. Ведь не все могут оказать им сопротивление».
Парадокс ситуации заключается и в том, что сегодня сотрудники полиции имеют право не допустить пассажира на рейс только в том случае, если тот находится в розыске или во время предполётного досмотра у него были обнаружены запрещённые вещества или оружие. Снять пассажира с рейса в соответствии с Воздушным кодексом может только командир воздушного судна. Хотя понятно, что перед вылетом у экипажей есть дела поважнее, чем выявлять и снимать с рейса граждан подшофе.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Алкоголь не лучшее средство против аэрофобии
Одной из причин, заставляющих граждан употреблять спиртное перед полётом (зачастую неограниченно), является аэрофобия. Помогает ли алкоголь в больших дозах на самом деле пережить этот страх и есть ли альтернативные способы побороть его?
Ситуацию комментирует Ирина Калинина, психоаналитический психотерапевт:
– Приём алкоголя – это на первый взгляд простой и доступный способ борьбы со страхом полётов. Чаще этим способом пользуются мужчины. Однако далеко не всегда удаётся побороть аэрофобию с помощью алкоголя, либо для того, чтобы «лекарство» подействовало, нужна доза, которая значительно превышает обычную для человека дозу спиртного. Как известно, страх очень хорошо отрезвляет человека, так как адреналин, который вырабатывается во время приступа страха, нейтрализует действие алкоголя, и поэтому человек пьёт и не пьянеет, но в то же время и не чувствует того, что страх отступает.
Также попытка перебороть страх с помощью алкоголя может приводить к повышению у человека уровня агрессивности. Это связано с тем, что приём спиртного снижает возможность контролировать агрессию, также известно, что злость и страх – это два чувства, которые идут рука об руку, и способность побеждать страх, заменяя его злостью, хорошо известна.
Человек может стать агрессивным в связи с тем, что он испытывает чувство зависти к окружающим людям, которые кажутся ему куда более спокойными, не испытывающими никакого страха перед полётом. И все эти факторы в сумме не только мешают человеку успокоиться, но и значительно увеличивают уровень его агрессивности.
Таким образом, алкоголь, с одной стороны, отчасти помогает человеку снизить тревогу и справиться с аэрофобией, а с другой – является причиной возникновения других проблем, из которых головная боль и похмельный синдром далеко не самые серьёзные.
Конечно же, существуют альтернативные способы преодоления страха. И подходить к решению проблемы аэрофобии можно разными способами, в зависимости от того, хочет ли человек избавиться от своего страха навсегда, или ему достаточно того, чтобы иметь возможность приглушить страх на время полёта.
Если говорить о лечении аэрофобии, то существуют различные направления и методы психотерапии, которые помогают избавиться от проблемы или по крайней мере сильно снизить уровень тревоги. Но для того, чтобы вылечить аэрофобию, нужно потратить некоторое количество душевных сил, времени и денег. Поэтому далеко не все идут с этой проблемой к психологу или психотерапевту, особенно в том случае, если летают не очень часто.
Также существуют способы, которые помогут ситуативно преодолеть страх, без избавления от проблемы аэрофобии в целом. Существуют лекарственные средства, которые помогают снизить уровень тревожности. Эти лекарства может выписать врач – психиатр, психотерапевт или невролог. Человеку достаточно будет принять лекарство за некоторое время до начала полёта, и он сможет перенести его намного спокойнее и без нежелательных последствий, которых невозможно избежать, если в качестве противотревожного средства используется большая доза алкоголя.
И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о причинах аэрофобии, ведь понимание причин часто помогает преодолеть страх.
Начать стоит с того, чтобы понять, что такое фобия и почему фобический страх бывает настолько сильным.
Фобия – это иррациональный страх, необъяснимый с точки зрения логики. Если человек пытается понять причину аэрофобии, то он сталкивается со следующей логической нестыковкой. Человек боится летать, в то время как воздушный транспорт является одним из наиболее безопасных, и при этом не боится ездить на машине, несмотря на то что вероятность погибнуть в автомобильной аварии гораздо выше по сравнению с авиакатастрофой.
Происходит это потому, что причина аэрофобии кроется в том, что на самом деле человек боится не самого полёта, а того, что бессознательно связано с полётом ассоциативной связью. А значит, для того чтобы избавиться от аэрофобии, необходимо восстановить ассоциативную цепочку и понять истинную причину страха, и тогда страх отступит и уже не вернётся.
Справка
Как у них?
Проблема воздушных дебоширов актуальна не только для России. Подробная статистика по неадекватным пассажирам ведётся в США. По данным Федерального управления гражданской авиации США (FAA), в 2012 году на американских рейсах был зафиксирован 101 инцидент с недисциплинированными пассажирами. Федеральный закон США 91.11.121.580 гласит, что «никто не может нападать, угрожать, запугивать или вмешиваться в выполнение обязанностей экипажа». За такие нарушения предусмотрены либо крупный штраф – 25 тыс. долларов, либо тюремное заключение.
Последний громкий инцидент на борту американского самолёта произошёл на рейсе Рейкьявик – Нью-Йорк в январе 2013 года. Гражданин Исландии, перебрав алкоголя, купленного в магазине дьюти-фри, поднял на борту панику, что самолёт непременно разобьётся, и стал кричать и набрасываться на людей в салоне. Бортпроводникам и пассажирам пришлось привязать буйного пассажира скотчем к креслу. Видеозапись инцидента стала мировым хитом Интернета.
В Великобритании из-за участившихся дебошей на рейсах Комитет по безопасности полётов (UKFSC) подготовил несколько лет назад подробную инструкцию для авиакомпаний, как ставить на место хулиганов. Что характерно, большая часть документа посвящена именно пьяным пассажирам. В частности, авиакомпаниям в целях безопасности предписывается не пускать выпивших людей на борт. В случае если пассажир напивается во время рейса, бортпроводники не должны предлагать ему спиртное. Пьяные пассажиры разделены в инструкции на три основные категории. Первая: пассажир нарушает правила, но реагирует на требования экипажа. Вторая: пассажир реагирует на требования экипажа частично. И третья – пассажир проявляет агрессию к экипажу и ставит под угрозу безопасность полёта. В этих случаях экипажи могут применять к нему физическую силу, и «клиент» подлежит обязательной сдаче в полицию после приземления.
Автор: Анатолий Вдовиченков, ВЕРСИЯ (№ 11)
Tweet