Новый закон для слуг государства

В Украине «бюрократия» – не термин, а устоявшийся порядок, доставшийся нам в наследство после распада СССР, который, однако, достаточно точно передает негативное отношение общества к нынешнему состоянию государственного аппарата. Наибольшее недовольство вызывает тот факт, что бюрократия в Украине имеет собственные корпоративные интересы.

Занятая экономическими реформами и идеологическими сражениями, борясь за симпатии электората и передел полномочий, центральная власть до сих пор не находила то ли сил, то ли мотивов для модернизации собственной бюрократии. Последняя же развивалась спонтанно, адаптируясь к меняющимся условиям самостоятельно, что в итоге породило многочисленные коррупционные схемы и окончательно подорвало доверие украинцев в чиновничьему аппарату.

«Мертвый» закон

О реформе государственной службы говорят постоянно, но воз и ныне там. Новая редакция Закона «О государственной службе» под р. №4050-VI, принятая Верховной Радой 17 ноября 2011 г., должна была вступить в силу с 1 января 2013 г. Но в 2012–2013 гг. в данный Закон вносились изменения в части перенесения даты вступления его в силу в связи с тем, что его реализация требовала увеличения расходов из госбюджета на оплату труда государственных служащих (около 30 млрд грн).

Впоследствии парламент перенес срок введения новой редакции в действие до 1 января 2014 г., объяснив это необходимостью принятия новой редакции Закона «О службе в органах местного самоуправления» и скоординированного введения в действие двух законов. Но соответствующий проект, который должно было подготовить правительство, так и не был внесен в парламент, а посему вступление в силу Закона отсрочилось еще на год.

В нынешнем году судьба Закона №4050-VI вообще стала неясной, так как программой правительства на I квартал 2015 г. предусмотрено принятие нового Закона о госслужбе. А Нацгосслужба в сообщении от 10.12.2014 на своем веб-сайте проинформировала, что «полгода назад мы поставили перед собой цель разработать новую редакцию Закона Украины «О государственной службе», который будет строиться на понятных, прозрачных принципах и началах, учитывать лучшие европейские практики. Сегодня мы уже имеем такой законопроект».

Новые наработки

23 февраля 2015 г. Комитет ВР по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления совместно с Национальным агентством Украины по вопросам государственной службы провел круглый стол на тему: «Профессионализация государственной службы и обеспечение прав граждан на качественные государственные услуги в рамках обсуждения проекта новой редакции Закона Украины «О государственной службе» (данный законопроект был представлен журналистам и общественности, однако в ВР он пока не зарегистрирован – прим. ред.).

Во время мероприятия, в котором приняли участие народные депутаты, представители госорганов, отечественных и международных неправительственных организаций, учебных и научных заведений, широко обсуждался комплекс вопросов, связанных с определением сферы действия законодательства о государственной службе. Участники подняли вопросы, касающиеся создания целостной системы управления госслужбой и модернизации системы оплаты труда и пенсионного обеспечения чиновников.

Надо отметить, что именно разделы об оплате труда и пенсионном обеспечении претерпели наиболее существенные изменения в рамках нового законопроекта, и они же вызывают наибольшее беспокойство у представителей госслужбы. Дело в том, что ст. 87 нового проекта весьма лаконична и предлагает насчитывать госслужащим пенсии на общих основаниях согласно Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», тогда как Закон №4050-VI более лоялен и предполагает некоторую индивидуальность в этом вопросе.

Что касается оплаты труда, то новый проект предлагает такую сложную и запутанную схему ее начисления, что специалисты опасаются, как бы на ее основе не образовалось множество коррупционных схем в пользу высоких чинов в то время, как мелкие служащие по-прежнему будут получать гроши.

В ходе мероприятия представители госслужбы предлагали внести некоторые изменения в спорные нормы. Например, предлагалось распространить новые условия выхода на пенсию только на тех сотрудников, которые поступят на службу после принятия нового законодательства, а ныне работающим дать возможность доработать и получить пенсионное обеспечение по старым нормам.

Дескать, многие шли на службу, рассчитывая на некоторые льготы, предложенные государством, проработали много лет и лишать их обещанного теперь несправедливо. Члены Комитета в целом признали справедливость таких требований, но отметили, что должен быть некоторый баланс: государство должно обеспечить госслужащих достойными пенсиями и зарплатами и рядом льгот, но с учетом качества предоставляемых услуг.

По итогам работы круглого стола на заседании Комитета 4 марта с. г. планируется принять ряд рекомендаций в адрес высших органов государственной власти. Верховной Раде, в частности, будет предложено рассмотреть и принять новую редакцию Закона «О государственной службе», которая базируется на европейских принципах государственного управления. Какой именно законопроект будет взят за основу, пока неизвестно, так как, невзирая на новые разработки, Верховная Рада приняла Закон об отсрочке вступления в силу Закона №4050-VI на 2016 г, поэтому сбрасывать его со счетов не стоит.


КОММЕНТАРИИ 

Иван Хилобок, советник Администрации Президента

– Новый закон о госслужбе действительно очень необходим, но может оказаться так, что его будет недостаточно для создания эффективной системы госуправления. Поэтому нужно рассматривать этот закон параллельно с изменениями процессов и механизмов в госорганах. Возможно, доныне неудачные попытки реформировать систему объясняются именно тем, что не было комплексного похода. Уже принято решение начать работу над реформированием органов исполнительной власти, что правильно, исходя из концепции реформы системы госуправления.

Борис Беспалый, народный депутат Украины III–IV созыва

– Предоставление публичных услуг – одна из основных функций, по которой люди формируют свое отношение к госслужбе. Сегодня, когда человек приходит оформлять пенсию, ему говорят: все хорошо, только принесите такую-то бумажку, и еще вот такую, и еще документ, что вы не предприниматель. Для нас важно запретить при предоставлении публичных услуг требовать от клиентов информацию, которую государство и орган местного самоуправления и так уже имеют. Такую информацию они должны получать от своих коллег, а не от клиента. Клиент – не курьер.

Это логика «единого окна», она отличается тем, что есть одна точка входа, электронного или физического в ту или иную организацию. Клиент оставляет заявку на услугу, и дальше двигается информация, а не клиент. И начинать надо не с формирования реестров, а именно с запрета получать информацию от клиента, потому что если госслужащему придется собирать информацию самому, очень быстро выяснится, что половина справок вообще не нужна – нужна электронная база, а «почтовые голуби» – уже устаревший способ коммуникации.

Автор: Анна Шульгина, «Судебно-юридическая газета»

 

Читайте также: