Британский журналист на фабрика кремлевской пропаганды в Санкт-Петербурге
Репортёр британского издания The Guardian Алек Ланн побывал на «фабрике троллей» в Санкт-Петербурге — месте, где штампуют пропагандистские блоги и видеоматериалы. Когда журналисты начали писать о тех, кто заходит в офис, боссы велели сотрудникам не выходить на улицу, а если их о чём-то спросят, отвечать, что торгуют канцелярскими товарами.
Требуются «контент-менеджеры» и «редакторы» для офисной работы в невзрачном промышленном районе Санкт-Петербурга. Заработная плата выше среднего уровня. Успешным кандидатам обещают профессиональный рост, участие в процветающем бизнесе и широкое поле для творчества.
Здесь вы можете оттачивать писательские навыки и проявлять патриотические чувства, придумывая посты для блогов о красоте, гадании, рыбалке и фотоискусстве. Вы можете поносить Соединённые Штаты и Украину, размещать новости, мэмы и смешные картинки на местных форумах.
Если ваш английский и ваша политическая лояльность безупречны, вы получаете возможность оставлять гневные комментарии на крупных западных новостных сайтах. Если вы действительно один из лучших, можете делать вирусное видео о супергероях, иногда вставляя оскорбления в адрес Барака Обамы.
Экономическая рецессия делает это предложение привлекательным для сотен молодых людей — до 600 фунтов стерлингов в месяц, не считая бонусов, и график, в котором после двух рабочих дней следуют два выходных. Подноготная печально известной санкт-петербургской фабрики троллей уже была выставлена на показ Людмилой Савчук — бывшей сотрудницей, которой российский суд после несправедливого увольнения присудил символическую компенсацию — один рубль.
Савчук — активистка, нанявшаяся сюда на два месяца для того, чтобы разоблачить троллей, подала в суд, чтобы взыскать невыплаченную заработную плату, стоимость проведённых для фабрики интернет-исследований и компенсацию за отказ от официального оформления работников в штат.
Фото: Людмила Савчук у здания суда. Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета в Санкт-Петербурге»
«Я очень рада этой победе, — сказала она после суда. — Цель — вывести троллей из тени — была достигнута, мы сумели доказать, что они существуют». Савчук опровергла утверждения о том, что фабрика уже закрыта: «Они пытаются сбить нас с толку, говоря, что уже не работают. Я была там несколько дней назад, видела те же автомобили и тех же людей».
Фото: тролль-агентство в Санкт-Петербурге/Шон Уокер для The Guardian
Центр интернет-троллинга находится в доме номер 55 по улице Савушкина. Ничем не примечательное офисное здание в жилом районе северной части Санкт-Петербурга. В понедельник утром журналист The Guardian насчитал 294 сотрудника, входивших в здание в начале рабочего дня, между 7:30 и 10.45 утра. Они останавливались только для того, чтобы покурить, вытащить наушники из ушей, припарковать свои лонгборды и скутеры. Одним из этих парней оказался Олег Васильев, два бывших тролля опознали его как босса.
Сотрудники, к которым обращался корреспондент, либо вообще отказывались с ним разговаривать, либо не хотели сообщать, какую именно работу выполняют. «Мы устали отвечать на эти вопросы», — сказала одна женщина. Очень скоро пришли охранники и попросили репортёра убраться.
В откровениях Савчук говорится о строгой секретности и жёстком распорядке, отделах, редко взаимодействующих между собой, и сотрудниках, спешащих на свои рабочие места, чтобы выполнить норму постов и комментариев. Сама она отрабатывала 12-часовые смены в отделе ведения блога. Вела ЖЖ вымышленного украинского отставного солдата и гадалки по имени Кантадора. Все посты размещались через веб-прокси, чтобы нельзя было отследить местонахождение авторов.
Кантадора предсказывала погоду, писала о магии и знахарстве, лишь изредка обращаясь к политике. В одном посте она говорила о советах, данных её хрустальным шаром другу, желавшему переехать из Украины в Россию
Это не советская пропаганда, постоянно звучащая на одной ноте. Савчук и её товарищи иногда вставляли политическую риторику в поток банальностей, чтобы выглядели реалистично. Темы выбирали из списка, включавшего пять-семь политических новостей о США, Украине и России, который каждый день получали от начальства. Кантадора предсказывала погоду, писала о магии и знахарстве, лишь изредка обращаясь к политике. В одном посте она говорила о советах, данных её хрустальным шаром другу, желавшему переехать из Украины в Россию.
«Из Украины идёт поток сообщений о разрушенных судьбах людей и смертях с каждым новым залпом артиллерии и с каждой воздушной атакой», — пишет она. К счастью, «высшие силы» заверили её: «Украинские беженцы найдут новую родину, более счастливую и безопасную» в России. Сотрудники других департаментов в этом четырехэтажном здании комментировали сообщения в соцсетях — Facebook и «ВКонтакте».
Фото: из открытых источников / Тролль на зарплате
Блогеры должны были сделать скриншоты своих постов и подавать их в отдел программного обеспечения для мониторинга. В конце дня они заполняли отчёт о количестве новых друзей, своём текущем рейтинге, о том, сколько комментариев они собрали и сколько комментариев оставили. Неутешительные результаты, по словам Савчук, означали понижение во внутренней иерархии. «Блогеры считались самыми крутыми. Если они не выполняли нормы, переходили в комментаторы социальных медиа — в самую низкую категорию троллей», — говорит она.
Помимо кнутов были и пряники. Приложивших дополнительные усилия, например, написавших сообщение в выходные дни и повысивших посещаемость блога хвалило начальство, им аплодировали. Отделы регулярно вывешивали лучшие и худшие сообщения во внутренней сети. Савчук, добавила, что даже она была «поглощена этой игрой на поднятие рейтинга». «Там было много бонусов для работников, постивших качественные тексты в выходные и повышавших количество просмотров», — сказала она. На своей должности Савчук в первый месяц получила 8000 рублей (90 фунтов) бонусов в дополнение к своей зарплате (33000 рублей).
Когда журналисты начали писать о тех, кто заходит в офис, боссы велели сотрудникам не выходить на улицу, а если их о чём-то спросят, отвечать, что торгуют канцелярскими товарами. В будний день охранник из вестибюля здания на Савушкина, 55 не позволил нам подняться по лестнице. Мы видели только те офисы, которые находились на первом этаже. Это было Агентство федеральных новостей и «Невские Новости». Директор агентства Евгений Зубарев сообщил Guardian, что хотя его структура «консервативна» и политически мотивирована в освещении событий, происходящих в Украине, всё же это «нормальное агентство» и финансирует его частный инвестор, не находящийся в Кремле.
Не так давно появившийся сайт «Обама чмо» поддерживает прокремлёвская группа Алексея Мщова «Политкач». Корреспондент Guardian недавно заметил его болтающим с кем-то у здания на Савушкина, 55 перед началом рабочего дня. Мщов сообщил Федеральному информационному агентству, что «Политкач» — его личный рекламный проект, и отрицал, что работает на Савушкина, 55. Когда ему сказали, что видели его по этому адресу, он ответил: «В таком случае я видел тебя в офисе журнала «Боль в заднице» на площади Умников, 1».
Фото: fenomen.ws/Акция «Обама – ЧМО» от группы «Политкач»
«Обама чмо» — пример того, как тролли выходят за рамки комментариев и блогов, создавая новые виды прокремлёвского контента. Так считает санкт-петербургский журналист Андрей Сошников. Он одним из первых написал о фабрике троллей и продолжает её изучать.
«Они свернули глупое ведение Живого Журнала, потому что это наименее эффективно и дорого. Они занялись привлечением талантливых людей и стали делать творческие проекты, которые выглядят аполитично, но при необходимости в один момент могут повысить политическую температуру, — говорит Сошников. — У этих групп огромное количество подписчиков».
Среди этих творческих проектов много YouTube-аккаунтов с видеоиграми и супергероями, связанных с 23-летним Александром Ивановым. В его Instagram (megapain700) есть по крайней мере четыре фото с графическими тегами, принятыми на Савушкина, 55. На одном фото Иванов изображён вместе с видеоблогером Кристиной Финк на зелёном фоне с надписью #UnbelievableAdventuresOfMegapainAtWork.
Финк размещает в основном аниме, видеоигры, фантазии и кино про супергероев. Иногда её посты приобретают неожиданный политический смысл. Например, видео под названием «Путин VS Шао Кан» в котором президент побеждает главного злодея Mortal Kombat. «Отношение Запада к России изменилось после того, как Владимир Владимирович стал президентом, они начали уважать нас, и в этом его преимущество над Шао Канном, — говорит Финк в видео. — Его власть держится на уважение, а не на страхе». В видео о человеке-пауке — другая шалость: Финк снимает маску человека-паука и становится видна голова куклы, изображающей Обаму. «Это ты, плюшевый обама!» — говорит она и бьёт куклу.
В социальной сети Иванов сообщил, что он работал на Савушкина, 55 в фирме, занимавшийся ремонтом компьютеров, и ничего не слышал об интернет-исследованиях. Вскоре после этого он удалил пост в Instagram с зелёным экраном и другие посты, показывающие его на Савушкина, 55. Пост Финк про человека-паука тоже был удалён после того, как мы попытались с ней связаться, хотя копию этого видео всё ещё можно посмотреть по другому адресу. Тролли по-прежнему публикуют блоги, сообщения и комментарии к новостям, эта тактика уже заставила некоторых интернет-подкованных россиян задуматься о том, почему Кремль вынужден идти на такое ради защиты своего имиджа.
Проекты Иванова и Мщова представляют собой новый уровень троллинга, более тонкий способ подбросить сообщение целевой группе. Целевая аудитория — не только молодые люди, принимающие участие в спортивных и оборонных мероприятиях, финансируемых государством, молодёжные патриотические группы, но ещё и те, кто любит видеоигры и западных супергероев. Кремль явно не хочет проигрывать сражение за их умы.
«Сейчас эти блоги на вершине рейтинга», — говорит Сошников. — И точечно в них уже появляются политические моменты».
Источник: The Guardian? Перевод: Марии Бондарь, ФОКУС
Tweet