Братский троллинг: Белорусско-российские тёрки перешли в хроническую форму
Непонятки между руководством Беларуси и России становятся хроническими. Это уже не похоже на «милые бранятся, только тешатся». Смысл и содержание интеграции между странами выхолащивается. За громкими, ставшими дежурными фразами о братстве, стратегическом партнерстве, углублении интеграции кроется нескрываемая усталость, раздражение и обиды
Не таким должно было быть Союзное государство (СГ), по мысли белорусского президента. Совсем не так представлял себе место Беларуси в своих планах Кремль. Российское руководство держит паузу, тянет резину и коптит небо белорусско-российских интеграционных проектов. Белорусские власти не могут себе позволить работать в таком режиме. Теперь им нужно ускорение, раскрепощение и желанные «единые правила игры» на важных для себя рынках товаров и услуг.
НИ ГАЗА, НИ НЕФТИ, НИ РОССИЙСКИХ БЮДЖЕТНЫХ ДОТАЦИЙ
Представители белорусского правительства, ведущие переговоры с российскими визави, выглядят как-то несерьезно и несуразно. Своими пустыми заявлениями о достигнутых договоренностях с Россией по газу, нефти, молоку, мясу, овощам и фруктам они успокаивают население и убаюкивают отечественных производителей. Мол, вы держитесь, денег у нас нет, но Россия обещала помочь. Правда, представители этой самой России не в курсе того, что они должны Беларуси, если судить только по словам белорусских чиновников. Ни одно из громких заявлений последних месяцев не получило подтверждения от российских дисижнмейкеров.
Вроде бы договорились по газу. Даже дату оплаты Беларусью долга назвали. Звучали бодрые слова о том, что белорусскому руководству в очередной раз удалось выломить Кремлю руки. Прошли десять дней после дедлайна – и тишина, только мертвые с косами на границе стоят, т.е. российские пограничники по приказу Кремля торпедировали базовый принцип Таможенного союза – свободу перемещения людей, в т.ч. граждан третьих стран, въехавших на территорию СГ и ЕАЭС через Беларусь.
Вроде бы российское правительство пообещало прямые бюджетные компенсации белорусскому правительству (народу) в качестве компенсации за новые цены на газ. Даже поверхностное ознакомление с бюджетом РФ позволяет увидеть, что в его расходной части нет строки «газовые дотации Беларуси». Что подтвердил Минфин РФ. Действительно, какие могут быть дотации независимой стране из бюджета другой? Беларусь же не Чечня. Обнадеживающие новости белорусских министров опять оказались номенклатурной блажью.
Белорусская нефтянка так заждалась российской нефти, что начала обкатку новых маршрутов поставки нефти от новых поставщиков. Если в III квартале 2016г. вместо запланированных 6 млн.т российской нефти на белорусские НПЗ было поставлено 3,5 млн., то поставки на IV квартал по-прежнему покрыты мраком. Соответственно, белорусская экономика в пессимистическом сценарии «не договорились по нефти и газу» грозит просесть на дополнительные 1-2 п.п. ВВП.
ТРОЛЛИНГ МЕДВЕДЕВА
Визит премьера РФ Дмитрия Медведева в Беларусь ничего не изменил. Глава российского правительства продолжил делать то, что у него получается лучше всего – троллинг молчанием и игнорированием очевидных для официального Минска проблем. В условиях ведения Россией целого ряда гибридных и горячих войн в планы Владимира Путина не входит очередной конфликт внутри ЕАЭС. Поэтому вряд ли мы дождемся очередной горячей открытой фазы конфликта между руководством России и президентом РБ.
Классический троллинг Медведева проявляется в такой его оценке интеграционных процессов: «Несмотря на то, что мы всегда недовольны какими-то аспектами развития, хочу специально подчеркнуть, что Евразийский экономический союз все-таки у нас уверенно развивается». Медведев звучит, как члены ЦК КПСС, которые тоже развивали СССР, совершенствовали его договорно-правовую базу, преодолевали отставание в подготовке документов, углубляли стратегическое партнерство – т.е. буйно прокрастинировали, что в конечном итоге привело к развалу советского номенклатурного хозяйства.
Кремль настаивает на своем видении интеграции с Беларусью, и в нем нет места реально равным условиям для субъектов хозяйствования РФ и РБ. Факт их отсутствия в очередной раз подтвердил госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота по итогам заседания группы высокого уровня Совмина СГ: «Еще не решен до конца вопрос предоставления равных условий для субъектов хозяйствования (промышленных предприятий, сельхозпредприятий) на территории двух стран. Это вопрос у нас долгоиграющий, очень много на этом пути уже сделано, в продолжение темы сегодня также шло обсуждение». Опять бесконечные согласования и обещания подписать очередную порцию документов, которые должны ликвидировать сотни торговых барьеров между союзниками.
Призывы белорусского премьер-министра Андрея Кобякова создать эти самые равные условия предсказуемо повисли в воздухе: «Если не устраним имеющиеся барьеры, не создадим внутри союза равные условия для субъектов хозяйствования, союз наш будет слабым, едва ли сможет защитить интересы наших субъектов хозяйствования даже на территории союза». Как будто руководители стран собирались защищать интересы всех субъектов хозяйствования.
У Кремля времени, внимания и силы для защиты «Газпрома» или «Роснефти» всегда будет предостаточно. Александр Лукашенко на примере «Беларуськалия» также показал, что может делать неожиданные ходы (арест главы «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, который вроде бы нанес Беларуси ущерб в $100 млн., но почему-то нет уголовного дела ни в Беларуси, ни в Лондоне). Остальные коммерческие структуры для Кремля и президента Беларуси не имеют такого сакрального значения.
Кремль может себе позволить тянуть время и перетягивать одеяло на себя. У Лукашенко резко сузилось поле для интеграционного маневра. Он понимает, что единого рынка энерготоваров в ближайшие 10 лет не видать. Россия ведет себя по этому вопросу точно так же, как глава Беларуси по теме «единая валюта». Разговоры о единой промышленной политике сродни вечернему трепу праздных отдыхающих в Сочи. Об импортозамещении высокотехнологичных средств и ресурсов чиновники обеих стран говорят долго, скучно и одинаково безрезультатно.
Автор: Ярослав Романчук, БелГазета
Tweet