Львовской милиции похвастать нечем: убийства-«резонансы» так и не раскрыты
Начальник львовской областной милиции Михаил Цимбалюк решил наступить на те же грабли, которые подорвали авторитет его предшественника Виталия Максимова. Недавнее громкое заявление о том, что одно из трех самых резонансных дел — убийства бизнесмена и политика Степана Сенчука, предпринимателя Богдана Дацко и уголовного авторитета Коли-Рокеро — будет раскрыто в течение двух недель, оказалось пшиком. Посему смазанным выглядел и триумф (по крайней мере, так это выглядело еще недавно) львовских правоохранителей: начало суда над подозреваемыми в покушении на депутата городского совета, директора рынка «Шувар» Романа Федышина.
Свое громкое заявление руководитель областной милиции Михаил Цимбалюк сделал еще в конце августа — это означало, что одно из резонансных убийств должно быть раскрыто где-то к 10 сентября. Однако и к 10 октября общественность не услышала ничего нового об упомянутых делах. Цимбалюк, видимо, о своем заявлении забыл, так как в последнее время предметом его комментариев было главным образом участие милиции в избирательном процессе. ЦОС УМВД во Львовской области предоставлять информацию вроде бы и не отказывается, но и ничего конкретного не сообщает — дескать, следствие продолжается. В околомилицейских кругах тоже ничего не слышно о продвижении в расследовании резонансных дел.
Напомним, что примерно так же вел себя и предыдущий начальник львовской милиции Виталий Максимов. После громкого преступления он заявлял, что расследование идет успешно и за месяц-два убийство раскроют. Когда же срок, который Максимов назначал сам себе, истекал, он на несколько недель уходил в тень, после чего следовало новое заявление: дескать, в расследовании возникли сложности, но все-таки оно продвигается и за месяц будет раскрыто. Ситуация повторялась до тех пор, пока милиционеры не начинали отшивать журналистов: ничего не можем сказать, так как сейчас делом занимается областная или Генеральная прокуратура. Слишком частые безответственные заявления руководителя львовской милиции стали причиной волны критики в СМИ (которые, кстати, поначалу довольно благосклонно относились к Максимову, оценив его открытость и умение держаться на публике) и ухудшили его отношения с губернатором Львовщины. Все закончилось освобождением Максимова от должности и его переводом в Закарпатскую область.
А Михаил Цимбалюк до последнего времени был более осторожным. Громких заявлений не делал и быть похожим на политика не пытался. Поэтому его заявление удивило во Львове многих. Тем более что среди перечисленных дел упоминалось убийство бывшего главы ОГА и одного из финансистов президентской кампании Виктора Ющенко Степана Сенчука — оно, судя по предыдущим заявлениям правоохранителей, давно уже было передано в Генпрокуратуру, и милиция к нему никакого отношения не имела. Если бы не эта досадная ошибка, сейчас, когда начинаются судебные слушания по одному из пяти совершенных за последние два года резонансных преступлений — покушении на Романа Федышина, у львовских милиционеров был бы шанс для мощного пиара. И хотя первое заседание прошло не без эксцессов — из Луцкого СИЗО то ли не успели, то ли забыли доставить подозреваемого заказчика убийства, да и неизвестно, удастся ли прокуратуре доказать вину подсудимых, — для милиции это несомненный успех.
Понятно, что столь разительная перемена в поведении начальника областного УМВД не могла не вызвать не только профессиональных, но и сугубо политических спекуляций. Так, в кулуарах поговаривают, что Михаил Цимбалюк просто вынужден пиариться, ведь кресло под ним зашаталось, так как главный милиционер Львовщины весьма заметно проявлял свою лояльность к Василию Цушко. А по другой версии, Цимбалюка банально «подставили» подчиненные, которые решили не дожидаться гнева нового министра внутренних дел, который, по всей видимости, будет политическим оппонентом своего предшественника.
За последние два года на Львовщине совершено пять преступлений, которые местная печать назвала резонансными.
* Убийство Степана Сенчука, бывшего председателя ОГА, президента одной из мощнейших на Львовщине корпораций «Эколан» (ноябрь 2005 года). Сенчука считали близким приятелем нынешнего губернатора Петра Олийныка, а также финансистом президентской кампании Ющенко и парламентской — «Нашей Украины». По неофициальной информации, в расследование этого дела Президент вникал лично. Предыдущий главный милиционер Львовщины Виталий Максимов неоднократно заявлял, что дело будет раскрыто в ближайшее время, однако воз и ныне там: то ли в милиции, то ли в прокуратуре.
* Убийство начальника управления транспорта Львовского горсовета Ярослава Вовчака (декабрь 2005 года). Неофициальные источники до сих пор считают его причиной перераспределение рынка пассажирских перевозок во Львове. Официальная же информация не обнародовалась очень давно — о малоизвестном Вовчаке как-то забыли в череде последовавших смертей политиков и бизнесменов.
* Покушение на директора рынка «Шувар», депутата городского совета от БЮТ Романа Федышина (октябрь 2006 года), в результате которого случайно погибла 14-летняя девочка. По этому делу на скамье подсудимых оказался его партнер по бизнесу (хотя официально владельцем доли «Шувара» является его жена) Владимир Панасенко по прозвищу «Десант», а также еще двое, которых считают соучастником и исполнителем преступления. Впрочем, кроме версий о том, что на скамью подсудимых попал совершенно невиновный (как утверждает, в частности, жена Панасенко Людмила), есть предположение, что именно он был лишь соучастником, а заказчика следует искать среди более влиятельных лиц. Первое полноценное слушание дела состоялось несколько дней назад — 10 октября.
* Убийство бизнесмена Богдана Дацко (ноябрь 2006 года). Его компания «Галимпэкс-Склодзеркальный завод» контролировала свыше трети европейского рынка елочных игрушек. В числе тех, кому была выгодна смерть бизнесмена, называли и родственников, и партнеров, и конкурентов (россиян и китайцев включительно), и даже владельцев фирмы, которая не поделила с «Галимпэксом» земельный участок. Впрочем, все эти версии так и остаются гипотетическими.
* Убийство «Коли-Рокеро», или Николая Лозинского (январь 2007 года), которого журналисты называют уголовным авторитетом, а политики (например, Игорь Шурма) — человеком, близким к экс-главе «Нафтогаза Украины» Алексею Ивченко. Это дело на данный момент тоже не раскрыто.
Всеволод Полищук, Львов, Комментарии