«Черная смерть»: танкеры идут на дно
Трагедия в Керченской протоке пополнила скорбный перечень крупнейших морских катастроф. Гибели танкеров посвящается… (фотохроника) 1967 год. Гибель танкера «Torrey Canyon» у берегов Англии
Танкер направлялся в Милфорд Хэйвен (Англия) со 120000 галлонами кувейтской нефти на борту. 19 марта 1967 года танкер выскочил на скалу Севен Стоунс Риф в районе о-вов Сцилли. Танкер получил пробоину, и практически сразу нефть начала выливаться в воду. Чуть позже подошла помощь – шлюпки, катера, вертолеты, корабли ВМФ Англии и датский спасатель.
Нефтяное пятно длиной 22 миль накрыло побережье, начали умирать птицы.
Спасатель начал закачивать воздух в пустые танки, предполагая, что таким образом удастся снять судно с рифа. Внезапно на борту спасателя раздался взрыв, двое человек выбросило за борт. Один из экипажа прыгнул в воду им на выручку, вытащил их обоих, но сам погиб в толстом слое нефти, покрывавшем поверхность.
Тем временем танкер стал новостью номер один в мире, люди предлагали идеи и проекты по борьбе с разлившейся нефтью. Катастрофа танкера переросла в экологическую катастрофу – гибли птицы, рыба и устричные поля побережья.
Танкер окончательно разломился, и в море хлынули новые потоки нефти. Правительство приняло решение разбомбить остатки судна и бомбежкой воспламенить нефтяное пятно. В течении последующих нескольких дней, остатки судна были разбомблены, вся нефть оказалась в воде. Пятно подожгли. Тем не менее, остатки пятна продолжали покрывать побережье. Некоторое время спустя пришло облегчение – переменился ветер, и пятно понесло в сторону Франции, которой тоже досталось, хотя и не так, как Англии.
Эта катастрофа вызвала к жизни Конвенцию гражданской ответственности (CLC) от 1969 года и Конвенцию Фонда защиты от разлива нефти в море от 1992 года. Впервые в истории судовладельцы стали нести ответственность за последствия в любом случае, а не только тогда, когда бывает доказанной преступная халатность.
16 марта 1978 года гибель танкера Amoco Cadiz
Бретань, Атлантическое побережье Франции
48 35 N Latitude 004 43 W Longitude
на борту нефть сырая арабская легкая, иранская легкая и бункер-мазут С
16 марта 1978 года танкер Amoco Cadiz выскочил на скалы Portsall Rocks, в трех милях от побережья Бретани, вследствии отказа рулевого устройства. Танкер следовал из Персидского залива на Гавр и попал в шторм, что также способствовало катастрофе. Весь груз – 1619048 баррелей нефти вылился в море. Пятно 180 миль шириной и 80 миль длиной накрыло приблизительно 200 миль побережья Бретани.
Отдаленность места катастрофы от портов, а также продолжающийся шторм, явились причинами, затруднявшими спасательные работы. Судно, из-за шторма, раскололось надвое прежде, чем спасатели смогли начать откачку груза. ВМФ Франции отвечали за морскую часть спасательных работ, Служба гражданской безопасности – за зачистку побережья. Было собрано порядка 100000 тонн воды, смешанной с нефтью, однако количество нефти, выделенной из этой смеси, не превысило 20000 тонн.
На 1978 год катастрофа Amoco Cadiz стала рекордной по количеству загубленных представителей морской фауны.
19 июля 1979 года столкновение танкера Atlantic Empress и судна Aegean Captain
19 июля 1979 года – Тринидад и Тобаго – порядка 314285 тонн сырой нефти вытекло в море после столкновения вблизи Тобаго танкера Atlantic Empress и судна Aegean Captain.
1989 год катастрофа «Exxon Valdez», Аляска, США
В порту Valdez находится конечный выход трансаляскинского нефтепровода. Танкеры, загруженные нефтью Аляски, развозят ее по всем 48 штатам США. В 9.26 вечера танкер Exxon Valdez отошел от терминала порта и начал свой 28 рейс с момента входа в строй в 1986 году, назначением на Лонг Бич, Калифорния.
Танкер был одним из крупнейших на этих линиях, почти 1000 футов (около 300 метров) длины, при скорости 15 узлов танкеру требовалось 3 мили дистанции до полной остановки. На мостике были капитан Джозеф Хэйзелвуд, лоцман и третий помощник Грегори Казинс. После прохода узкостей Valdez и мыса Rocky лоцман покинул борт судна.
Погода была хорошей, но в районе отмечалось наличие небольших айсбергов. Капитан связался с Береговой охраной и сообщил о изменении курса, чтобы уйти с пути айсбергов. Было дано разрешение следовать северным рекомендованным путем. Приказав 3-му помощнику вернуться на южный рекомендованный путь после прохода острова Busby, капитан спустился в каюту, и дальнейшее судовождение осуществлял 3-й помощник. Около полуночи Казинс отдал приказ рулевому ворочать вправо, однако судно начало поворот слишком медленно – так и не установлено, почему именно – или рулевой неправильно понял команду, или что-то было не в порядке с рулевым устройством.
После катастрофы судно было переименовано и стало называться SeaRiver Mediterranean, затем его увели в Средиземноморье, где и отправили на слом в 2002 году.
1996 год – катастрофа «Sea Empress», Милфорд Хэйвен, Англия
15 февраля 1996 года, 8.07 утра
Танкер ‘Sea Empress’, имея на борту 131000 тонн сырой нефти с нефтеплатформ Северного моря, выскочил на мель у входа в Милфорд Хэйвен, Англия. Сразу после посадки на мель в море вылились 2500 тонн нефти. Погода была хорошей, и во время прилива танкер всплыл.
16 февраля
Судно удерживается на месте в районе входа в порт 4-мя буксирами. Планировалось разгрузить танкер на другие суда, однако в дело вмешалась погода. Первое пятно размером 10 миль захлестнуло побережье.
17 февраля
Танкер начали отводить от места, где он сел на мель. Порвались буксиры. Машинное отделение затопило, судно снова село на мель.
18 февраля
Экипаж сняли с борта судна, налетел шторм силой до 9 баллов. Китайский спасатель смог подать буксир, буксиры с остальных спасателей полопались. Судно прочно село на скалы. Экологическая катастрофа стала реальностью.
19 февраля
Еще 20000 тонн нефти вытекло в море.
20 февраля
Несмотря на то, что уже около 50000 тонн груза вытекло, и высокие приливы, судно остается на скалах.
21 февраля
В конце-концов судно сняли с мели 12-тью буксирами после того, как по меньшей мере 71800 тонн груза вытекло в море. Судно отвели в порт Милфорд Хэйвен и ошвартовали. Остатки груза продолжали вытекать в море.
22 февраля
Подготовка к откачке оставшейся нефти.
23 февраля
Начали откачивать остатки.
Итого в море вытекло порядка 71800 тонн сырой нефти.
1994 год трагедия в проливе Босфор
Танкер M/T Nassia, и балкер M/V Shipbroker, оба под кипрским флагом, столкнулись 13 марта 1994 года в проливе Босфор. 29 членов экипажей танкера и балкера погибли в результате столкновения, включая капитана балкера. Балкер выгорел полностью.
Приблизительно 20000 тонн сырой легкой нефти российского происхождения вылилось в море.
Пожар (судов и пятна, получившегося в результате разлива груза с Nassia) длился 4 суток 5 часов 40 минут и остановил все движение в проливе на это время.
2 января 1997 года гибель танкера «Находка» Японское море
2 января 1997 года, «Находка», танкер Приморского морского пароходства, Находка, Россия, разломился надвое во время шторма в Японском море в 80-ти милях от побережья префектуры Шимане, Япония. На борту танкера находилось 17100 тонн дизтоплива, перевозимого из Китая на Дальний Восток России.
Через пять дней после того, как танкер разломился, носовую часть вынесло на прибрежные скалы префектуры Фукуи. Кормовая часть затонула на глубине 2500 метров. Приблизительно 5000 тонн груза вытекло в море – это превратилось в крупнейшую для Японии экокатастрофу, вызванную разливом нефти.
Серьезно пострадали традиционные места промысла морепродуктов, то есть практически весь годовой урожай морского ушка, крабов, морской капусты и пр. погиб, как впрочем и последующие урожаи на несколько лет вперед.
Серьезный ущерб причинен морским птицам – так, пострадала гагарка, которая и так-то числится в Красной книге. Ученые подсчитали, что последствия загрязнения будут сказываться в течении 20 лет.
Серьезно пострадал туризм – пятно накрыло одну из туристических достопримечательностей – полуостров Ното.
12 декабря 1999 года гибель танкера Erika
Танкер Erika раскололся надвое во время шторма 12 декабря 1999 года вблизи атлантического побережья Франции. 15000 тонн мазута – часть груза, вытекла в море. Экипаж сняли вертолетами. На борту в танках остались еще 15000 тонн груза. Танкер затонул на глубине 120 метров в 100 км от устья Луары.
С помощью подводных роботов удалось заделать трещины в бортах, через которые наблюдалась утечка.
К 25 декабря первые пятна мазута накрыли побережье. К началу января пятнами были покрыты 400 км побережья. Погибли тысячи птиц.
Согласно предварительному расследованию, катастрофа произошла вследствии слабости корпусной конструкции из-за коррозии.
На момент катастрофы судну было 24 года. Танкер построили в середине 70-х в Японии на верфях Kasada, в числе других семи одной серии.
Танкер подвергался осмотру дважды в 1999 году – в Порто-Торрес, дефектов не обнаружено, и в порту Новороссийск – отмечены некоторые дефекты корпуса.
14 ноября 2002 года гибель танкера «Prestige»
Танкер под панамским флагом M/T Prestige, 27 человек экипаж, 77000 тонн груз мазут, гибнет в 50 км к северо-западу от мыса Tourinan, Испания. Шторм, большой крен, утечка груза. Буксиры пытаются вывести танкер за пределы территориальных вод Испании.
15 ноября
Танкер взят на буксир спасателями международной спасательной компании SMT – куда следуют, неизвестно.
16 ноября
Экипаж снят и доставлен в испанский порт Ла Коруна. Капитан Apostolos Mangouras арестован властями Испании «за неподчинение властям и причинение ущерба окружающей среде». Неподчинение выразилось в том, что капитан отказывался от буксировки его судна за пределы территориальных вод Испании.
19 ноября
судно переломилось надвое и затонуло в 150 милях от северного побережья Испании, вблизи Португалии. В море вытекло около 800000галлонов топлива.
Август 2003 года Пакистан. Гибель танкера «Tasman Spirit»
Пятница 15 августа 2003 года
Портовые власти Пакистана официально заявили, что существует угроза экологической катастрофы у побережья Пакистана. Греческий танкер Tasman Spirit, выскочивший на мель вблизи Карачи, под ударами волн муссонных штормов уже практически раскололся.
Нефтяное пятно вдоль побережья растет, гибнут рыба, птицы и черепахы. Токсичные испарения угрожают людям.
Свыше 1000 полицейских в респираторах привлечены к охране побережья от посетителей. Более 10 миль берега, обычно заполненные отдыхающими, закрыты для посещения.
Однокорпусный танкер Tasman Spirit выскочил на мель во время сильного муссонного шторма две недели тому назад. Спасатели смогли выгрузить некоторое количество иранской сырой нефти, однако на борту осталось порядка 40000 тонн нефти из общего количества 67000 тонн. Если оставшиеся 40000 тонн выльются в море, это станет одним из самых крупных разливов нефти в мире и одной из самых крупных экологических катастроф.
Когда на мель выскочил злополучный танкер Exxon Valdez – Аляска, 1989 год – разразилась экологическая катастрофа, превзошедшая все связанное с разливами нефти ранее. Вытекло 38800 тонн – эквивалент 125 олимпийских плавательных бассейнов.
Попытки разгрузить танкер, сидящий на мели на расстоянии 800 метров от входа в порт Карачи, прекратились в среду 13 августа после того, как корпус танкера треснул. Опасаясь возможного взрыва или пожара из-за возникшего разлома корпуса, экипаж эвакуировали.
Разлом корпуса увеличился, особенную опасность представляют три танка. Из этих танков большая часть груза была выгружена, но все-таки осталось порядка 5000 тонн. Остальные танки удалось худо-бедно загерметизировать.
Даже Индия – враг и соперник Пакистана, предложила помощь – редкий случай в истории сосуществования двух стран.
Если танкер полностью разломается, остатки груза разольются – это станет экологической катастрофой с особенно тяжелыми последствиями для мангровых зарослей побережья.
Иранская сырая нефть является легкой нефтью, т.е. более токсичной. Собственно топливо на борту танкера также представляет угрозу, будучи высокотоксичным. Танкер был зафрахтован компанией Pakistan National Shipping Corp. и перевозил нефть для государственной компании Pakistan Refinery Ltd.
Финал – спасательные работы длились более двух недель
Пакистан требует от греческих судовладельцев 1 миллиард долларов в озмещение ущерба от гибели танкера Tasman Spirit.
Кроме того, правительство Пакистана собирается возложить на греческую компанию все расходы, связанные с очисткой побережья. В итоге в результате гибели танкера в море вытекло 28000 тонн сырой нефти. Загрязнены порт, внешняя акватория порта и пляжи Карачи. На танкере было 67000 тонн сырой нефти. В результате операции, длившейся 15 дней, удалось выгрузить 37500 тонн. Угроза дальнейшего разлива миновала. Во время операции погода была неблагоприятной и все время шла утечка груза. Загрязненной оказалась 15-ти мильная полоса побережья, по заявлению министра окружающей среды Файсала Малика на полную зачистку и устранение последствий потребуется не менее трех лет.
Многие местные жители получили отравления от испарений вытекшей нефти с характерными признаками – тошнота, головная боль и другие симптомы отравления. Огромный ущерб нанесен морской флоре и фауне – погибли сотни и тысячи птиц, моллюсков, морских змей и прочих представителей морской фауны.
Шторм в воскресенье 12.11.2007 стал причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях — за один день затонули пять судов, в том числе три сухогруза с серой и танкер с мазутом, ещё четыре судна сели на мель.
Вызывает серьезные опасения экологические последствия чрезвыйного проишествия. При крушении танкера «Волгонефть-139» в воду вылилось более двух тысяч тонн мазута. Остановить разлив нефти из разломившегося пополам танкера пока не удается. Полные мазута танки перевозил также потерпевший крушение «Вольногорск». Что касается загрязнения серой, то спасатели надеются, что затонувшие контейнеры удастся поднять на поверхность раньше, чем сера начнет вступать в соединения, опасные для человека.
Использованы материалы РИА Новости, и «Морской Бюллетень»