У злостных алиментщиков будут отнимать права прямо на дороге
Судебные приставы В России вскоре смогут отбирать у автомобилистов водительские права прямо на дороге. Такая перспектива грозит злостным неплательщикам алиментов. В целях повышения «собираемости» алиментов в скором времени может быть создан также специальный фонд, из которого государство будет выплачивать установленные законом суммы всем нуждающимся, а приставы впоследствии возвращать эти средства в казну. Инициатором нововведений выступила Федеральная служба судебных приставов (ФССП). «Практика изъятия водительского удостоверения в качестве стимула для исполнения судебных решений применяется во многих европейских странах, в частности, в Германии и Канаде, а также в США, — заявил в четверг на пресс-конференции директор ФССП Николай Винниченко. — В этих странах она приносит свои плоды, например в США порядка 90% должников-алиментщиков своевременно уплачивают средства взыскателям только потому, что используются в том числе и подобные рычаги».
По словам директора ФССП, не так давно представители Службы судебных приставов обсуждали эту идею с коллегами из МВД. «Сейчас вопрос находится в стадии проработки. Ничего плохого я в этом не вижу. Единственное — нужно будет оценить эту инициативу с точки зрения соблюдения конституционных прав граждан и найти оптимальный путь решения, чтобы нам не лишить большую часть автолюбителей права управления автомобилем», — пояснил он.
Отметим, что в настоящее время судебные приставы уже проводят совместные рейды с сотрудниками ГИБДД. Только изымать водительские права они пока не могут. Другое дело — забрать автомагнитолу или арестовать сам автомомобиль.
«С 1998 года нам дана законом возможность воздействовать на неплательщика с помощью таких мер, как ограничение на выезд за границу или же совместные рейды с сотрудниками ГИБДД, — сказал Винниченко. — Мы и раньше использовали этот рычаг, но не так активно. Все производится в пределах установленных законом норм. Пристав, который стоит с гаишником на трассе, имеет при себе компьютерную базу данных и всю информацию о положении должника. И очень часто оказывается, что из всего имущества должника на нем числится только машина, на которую можно наложить арест в обеспечение задолженности, нередко близкой к стоимости автомобиля. Поэтому зачастую прямо на дороге накладывается арест на транспортное средство. Или на те предметы, которые обнаружены внутри – к примеру, магнитолу, если ее стоимость может покрыть долг».
При этом, по словам директора ФССП, речь идет только об имуществе, которое является очевидной принадлежностью данной машины. «О случаях, когда пристав забрал бы из автомобиля что-то из личных вещей должника, нам не известно», — подчеркнул он.
Винниченко напомнил, что «алиментщиком» называют человека, злостно уклоняющегося от уплаты алиментных обязательств по решению суда. «Пристав останавливает машину должника, исследует и выявляет имущество, которое сопоставимо с той суммой долга, который данный гражданин имеет перед взыскателем, например, перед бывшей женой, или иными лицами», — объяснил директор ФССП, заметив, что «в данном случае пристав обязан соблюдать принцип соразмерности наложения взыскания с суммой долга».
Однако, подчеркнул Винниченко, прежде чем принять решение об аресте машины пристав проверяет имущественное положение должника, то есть выясняет, работает человек или нет. «Если работает, исполнительный лист направляется по месту трудоустройства для удержания заработка, и в данном случае на дорогу пристав не выходит, потому что исполнительное производство и исполнительный лист находятся по месту работы должника», — сказал главный судебный пристав.
Но как выясняется, и лишение транспортного средства для должника по алиментам – далеко не самая страшная кара. Неплательщик алиментов может попасть и за решетку. По словам главы ФССП, административный арест на 15 суток для злостных неплательщиков является весьма действенной мерой, которая «должна применяться с учетом тяжести совершенного административного правонарушения и характеристики личности самого должника».
В качестве примера Винниченко привел Архангельскую область, где недавно после применения административного ареста к пяти злостным неплательщикам около 90% нарушителей в кратчайшие сроки погасили свои задолженности. «В ряде регионов, где действительно имеются злостные неплательщики — те, которые не платят и имеют задолженности в десятки, а иногда и сотни тысяч рублей, в отношении них иногда применяется такая мера», — отметил директор ФССП, подчеркнув, что решение об административном аресте принимает суд.
Озаботились в ФССП и тем, как решить проблему, когда алиментщик скрывается, и его бывшая жена и дети не могут получить денег. Руководство службы судебных приставов поддержало идею создания фонда компенсации алиментных обязательств. По словам Винниченко, подобные фонды существуют в ряде стран, например, в Финляндии, «где вопрос уплаты алиментов и компенсации задолженности по ним вообще не стоит, поскольку из государственного фонда автоматически взыскатели получают те суммы, которые им причитаются».
При этом служба судебных приставов в Финляндии занимается непосредственно взысканием средств с должника. «Тем самым ликвидируется период, который характерен для нас — поиска алиментщика и средств для погашения задолженности, и взыскатели не находятся в бесконечных тяжбах с государством», — отметил Винниченко.
По его мнению, для России создание подобного фонда «актуально, но пока не предусмотрено законодательно». Если соответствующее решение будет принято, то это, как считает главный судебный пристав. «в определенной степени будет революцией в финансовом законодательстве».
Глава ФССП рассказал журналистам и о некоторых результатах работы, проведенной его структурой. По словам Винниченко, в текущем году судебным приставам удалось удвоить поступления в бюджет от взысканий с должников. С начала года было взыскано более 132 млрд рублей, а за десять месяцев 2006 года — 108 млрд рублей. «Эти средства служба перечислила взыскателям всех уровней в результате исполнения судебных решений и актов уполномоченных органов, в том числе ГИБДД, — отметил он. — В консолидированный бюджет перечислено порядка 98 млрд рублей (за 10 месяцев 2006 года — 45 млрд рублей – прим. ИА «Росбалт»)».
К 2012 году, по словам Винниченко, ФССП планирует довести объем полностью исполненных судебных решений с нынешних 65% до 80%. «Служба работает, по нашему мнению, достаточно эффективно. Хотя, есть и проблемы», — признался директор ФССП. В частности, более 30% имущества, изъятого у должников, не удается реализовать. «Очень много возвращается нереализованным. За десять месяцев 2007 года – порядка трети», – сообщил главный судебный пристав.
Винниченко выразил надежду, что со вступлением в силу с 1 февраля 2008 года нового закона «Об исполнительном производстве» эту тенденцию удастся переломить.
Глава ФССП пояснил, что сейчас приставы лишь оценивают арестованное имущество и затем передают его на реализацию в Российский фонд федерального имущества. А со вступлением в силу нового закона часть имущества будет продаваться на открытых торгах в форме аукциона.
Иван Петров, Росбалт