Как можно уберечься от самозванцев в погонах
Помните «Союз меча и орала», ловко выдуманный Великим комбинатором? Как выяснилось, масштабы афер Остапа Бендера меркнут в сравнении с возможностями его нынешних последователей. Им достаточно лишь намекнуть на свои связи в «компетентных органах», чтобы получить безграничный кредит доверия и мешок денег в придачу…
Из дворников в профессора
Кто же он – гений перевоплощения, человек-компьютер, просчитывающий все жизненные ситуации на сто ходов вперед? А может быть, тайный гипнотизер, который мог внушить любую самую сумасбродную мысль своей жертве?
Следователь Главного следственного управления при ГУВД по городу Москве Александр Сидоров о подследственном Меньшикове (фамилия изменена автором до вынесения приговора) иного мнения.
– Самый обычный человек, – считает Александр Викторович. – Он не наделен никакими сверхъестественными физическими способностями. Не семи пядей во лбу… Таких, как он, тысячи. Но жизненные университеты он усваивал на «отлично». А «обучался» он в самых разных местах.
Из оперативных документов: «Установлено, что в 80-х годах Меньшиков работал начальником отдела уголовного розыска районного ОВД в Чувашии. В 1982 году за злоупотребление должностными полномочиями, сокрытие уголовных преступлений, смыкание с криминальными структурами осужден Верховным судом Чувашской республики на 3 года 6 месяцев».
Но весь срок «герой» не отмотал. Вскоре он был освобожден условно-досрочно и начал наверстывать упущенное.
Тем более что теперь у него не были связаны руки всякими условностями вроде служебного долга. И Меньшиков твердо встал на путь уголовщины. Официально же он трудился в самых разных отраслях. Какое-то время был дворником, работал слесарем, недолго занимался торговлей…
Фамилия Меньшикова снова замелькала в оперативных материалах с 1995 года. Тогда он числился исполнительным директором по топливно-энергетическому комплексу Финансово-промышленной корпорации Чувашии. И злоупотребляя служебным положением – а как же иначе? – он нанес этой организации значительный материальный ущерб.
В начале 1996 года в городе Козловка Меньшиков регистрирует ООО «Накос». И сразу же – куй железо, пока горячо! – уже в январе того же года Чувашская таможня фиксирует завоз «героем» 20 тонн сахара из Украины без таможенного оформления. Было возбуждено очередное уголовное дело. Фирму «Накос», которая сразу же обанкротилась, оштрафовали на $11 тысяч. А Меньшиков устроился на базу Горьковской железной дороги.
Последняя запись в трудовой книжке довольно внушительна: генеральный директор производственного объединения.
Правда, чем же это объединение занималось, узнать не у кого. Потому что сам «руководитель» на эту тему распространяться не желает. И все же некоторые обстоятельства его биографии стали известны.
Из оперативных материалов: «В 1998 году спецслужбами Чувашии было подтверждено наличие устойчивой преступной группы, состоящей из 30 человек. Группа занималась вымогательствами и поджогами, а некоторые ее участники подозревались в причастности к убийству. Были получены сведения о незаконном хранении членами группы огнестрельного оружия и попытках закупить автоматическое оружие».
Лидером и организатором группы являлся не кто иной, как Меньшиков. По учетам УФСБ Чувашской Республики он проходил как организатор преступного сообщества. Были выявлены его контакты с преступными группировками Казани и Чебоксар.
По оперативным данным, Меньшиков был известен в криминальной среде под кличкой Профессор.
«Настоящий» полковник
Для прикрытия криминальной деятельности Меньшиков использовал как свои связи в уголовной среде, так и старые знакомства в силовых структурах.
Кроме того, он без особого труда находил нужных людей в органах государственной власти.
В мае 1998 года в районный отдел лицензионно-разрешительной системы Чебоксар явился Меньшиков. Он представился полковником ФСБ России и изъявил желание получить разрешение на газовое оружие и гладкоствольное ружье.
После штатной проверки по ИЦ МВД ЧР было установлено, что «полковник» ранее судим, а в марте 1998 года судом в отношении Меньшикова было возбуждено очередное уголовное дело по статье «Незаконное изготовление газового оружия и холодного оружия». Однако разработка криминальной группы была прекращена в связи с тем, что проверяемый перестал заниматься противоправной деятельностью. Не нашлось оснований и для привлечения фигуранта к административной ответственности. Как это случилось, остается только гадать…
Из оперативных материалов: «Меньшиков характеризуется как хитрый и расчетливый человек, с целью личной наживы склонный к обману, аферам и авантюрам. Для завоевания уважения и доверия перед должностными лицами, а также среди своего окружения он всегда подчеркивал наличие связей и знакомств в высших эшелонах власти».
Как складывалась судьба «героя» после того, как он чудом избежал второго срока, никто не знает. Понятно, что сложа руки он не сидел. Разве такие люди могут бездельничать? Его имя всплыло в 2007 году, когда в беседе с руководством сельскохозяйственного техникума города Цивильска, представляясь сотрудником ФСБ РФ, он предлагал выступить гарантом очередной коммерческой сделки в интересах одного из местных предпринимателей.
Но что такое город Цивильск? То же самое, что Черноморск для Остапа Бендера – так, мелочь, ступень к вершине. И Меньшиков смело шагал дальше.
Театр для одного зрителя
– Все началось банально – с заявления потерпевшего, – рассказывает следователь Александр Сидоров. – И в самой схеме мошенничества ничего особенного не было. Раньше это называлось «воровство на доверии». Все бы ничего, но суммы… В общей сложности аферист нанес потерпевшему ущерб, сопоставимый с бюджетом районного центра!
Из материалов уголовного дела: «Меньшиков совершил мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана и злоупотребления доверием в особо крупном размере. Он похитил денежные средства, принадлежащие потерпевшему, в размере 66 миллионов 589 тысяч 336 рублей. То есть совершил преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 159 УК РФ».
– Я спрашивал потерпевшего, как же он мог доверить такие деньги человеку? – продолжает Александр Викторович. – Ни расписки, ни каких-то гарантий. Просто выдал постороннему человеку сумму, словно это не два с лишним миллиона долларов, а так – мелочь, пара сотен рублей… Между прочим, потерпевший был вовсе не мальчик. Сабитова знали как очень серьезного человека, имевшего связи в руководстве силовых ведомств.
Но, видимо, и на старуху бывает проруха.
Из показаний потерпевшего Рустама Сабитова: «С обвиняемым мы познакомились на банковском мероприятии в неофициальной обстановке. Он был в гражданской одежде, но представился как полковником ФСБ, начальником управления «А». Даже предъявил служебное удостоверение. Он сразу предложил общаться, чтобы, как он выразился, я мог бы принести пользу России. Мы обменялись телефонами, он начал часто звонить – примерно по пять-шесть раз в неделю…»
Чем же был вызван такой интерес Меньшикова к потерпевшему? Понятно, что он не стал бы навязывать свою дружбу первому встречному. Сабитов являлся советником крупного столичного банка.
Даже по его внешнему виду можно было сказать, что он весьма состоятельный человек.
Из показаний Рустама Сабитова: «Меньшиков инициировал встречи со мной. В ходе общения он показывал свою особую осведомленность, рассказывал информацию из моей биографии, которая является абсолютно конфиденциальной. Кроме того, он говорил, что по линии ФСБ курирует Поволжский округ, в его функции входит согласование кандидатур при назначении губернаторов и чиновников высшего ранга, а его непосредственным руководителем является первый заместитель директора ФСБ генерал армии Смирнов».
То, что проделывал Меньшиков, можно назвать театром для одного зрителя. Например, он звонил своему новоиспеченному «другу» и предлагал: пообедаем вместе? И предлагал не какой-нибудь гламурный ресторан или шумную пиццерию, а серьезные заведения, вполне гармонирующее с образом секретоносителя.
Например, во время обеда в ресторане «Щит и меч» на Лубянке он устроил настоящее шоу. К Меньшикову на глазах у Сабитова, который и не догадывался, что все это устроено исключительно для него, то и дело подходили какие-то люди.
Они подносили «шефу» бумаги на подпись, согласовывали свои действия, а сам «начальник», отлично выучивший роль, распекал кого-то по телефону, наказывал нерасторопных подчиненных, насупившись изучал документы…
«Россия вас не забудет!»
После обеда «секретоноситель» на глазах у своего приятеля заныривал в один из подъездов Лубянки, не оставляя сомнений, где и кем он трудится. А как-то раз во время обеда в ресторане «Щит и меч» к их столику подошел солидный мужчина. Меньшиков представил его как своего начальника – первого заместителя директора ФСБ. В своих показаниях потерпевший описывает его так: «Представительный мужчина славянской наружности, рост 180–185 см, волосы темно-русого цвета с армейской окантовкой, глаза карие… После таких «смотрин» Сабитов окончательно уверовал в то, что имеет дело с серьезным человеком. А тот между тем времени даром не терял.
В мае 2007 года Сабитов уехал в отпуск в Самару. Неожиданно в один из дней он услышал в своем мобильнике знакомый голос: «Нужно срочно увидеться. Подъезжай к пикету ГАИ на границу Самарской и Ульяновской областей. Это очень важно».
Они встретились у поста «Рубеж» в назначенное время. Меньшиков подъехал на «БМВ-Х 5» с водителем. Судя по тому, как его приветствовали сотрудники милиции – козыряли, внимательно выслушивали указания, ловили каждое слово, – Сабитову стало ясно, что его приятеля здесь уважают.
Меньшиков тем временем взял быка за рога: на проведение спецмероприятий в рамках предстоящей предвыборной думской кампании в интересах ФСБ РФ нужно 30 миллионов рублей. При этом Меньшиков дал понять, что знает о возможностях Сабитова, имеет информацию о том, что тот недавно продал недвижимость. Банкир обещал подумать, они поговорили о чем-то пустяшном и разъехались.
Когда Сабитов вернулся в Москву, Меньшиков напомнил о деньгах. Случилось это в уже упоминаемом ресторане «Щит и меч». И, что характерно, в присутствии «крупного мужчины», представлявшегося замдиректором ФСБ. После этого Сабитов без колебаний дал согласие и назначил встречу у гостиницы «Метрополь». Там коробка с 30 миллионами рублей перекочевала из сабитовского «БМВ-750» в салон скромной «семерки», на которой приехал на встречу «секретоноситель» с личным водителем.
Как тут не вспомнить бесконечно цитируемых Ильфа и Петрова: « – Ваше политическое кредо? – Всегда! – восторженно ответил Полесов. – Вы, надеюсь, кирилловец?
– Так точно! Полесов вытянулся в струну.
– Россия вас не забудет! – рявкнул Остап…»
Казалось, получив такой куш, можно было бы и притихнуть. Но, как известно, аппетит приходит во время еды. К тому же в жизни Меньшикова произошли серьезные изменения. На средства, которые были выданы ему для укрепления «вертикали власти», он, не моргнув глазом, купил себе за 13 миллионов рублей квартиру, а заодно за 3 миллиона автомобиль «Ауди А8».
Куда смотрят «органы»?
Такие траты, даже имея в кубышке десяток-другой миллионов, все же не заметить нельзя. Жизнь дала трещину – денег осталось полмешка! И «секретоноситель» задумался: не потрясти ли богатенького Буратино еще разок? Через две недели, все в том же отдельном кабинете ресторана «Щит и меч», он сообщил Сабитову, что Россия снова нуждается в его помощи.
Из материалов уголовного дела: «По словам Меньшикова, необходимо было отдать $1,5 миллиона. Из этой суммы, сказал он, 700 тысяч долларов должны были пойти на закупку специальной техники, а оставшиеся деньги – на организацию специальных операций на Северном Кавказе».
Разумеется, Меньшиков не был бы самим собой, если бы не обставил вторую «экспроприацию» с особым шиком. Прошло немного времени, и он сообщил Сабитову: поздравь, меня произвели в генералы! После таких «маневров» банкир не мог отказать уважаемым людям. Тем более что Меньшиков неоднократно благодарил его от лица руководства ФСБ России. А в одну из встреч и вовсе пообещал вручить грамоту от имени директора ФСБ.
Первый «транш» был переведен в карман махинатора в известном ресторане. Картонная коробка, в которой лежали $500 тысяч, в рабочем порядке была выдана «звездному генералу». Тот пожал руку своему спонсору. А через неделю так же буднично к Меньшикову перекочевала остальная сумма. 680 тысяч евро купюрами по 500 евро были уложены в полиэтиленовый пакет.
Прошел месяц, другой. Время от времени Меньшиков звонил приятелю: ты представлен к правительственной награде, все будет отлично. Более того, махинатор разыграл еще один спектакль. Пообещав устроить своего щедрого приятеля на место руководителя… федерального комитета, он привел его в какой-то офис и водил по кабинетам, представляя как нового начальника! Возможно, история имела бы совсем иное продолжение, но как-то за ужином Сабитов увидел по телевизору в новостном блоке «начальника» Меньшикова – того самого первого заместителя директора ФСБ РФ Смирнова.
Между ними не было никакого сходства! Сабитов занервничал. Он залез в Интернет и еще больше запаниковал. О генерале Меньшикове ничего хорошего в Сети он не нашел. Кроме причастности последнего к какой-то сомнительной во всех отношениях общественной организации ветеранов спецслужб. Тогда он поспешил в Управление собственной безопасности на Петровку, 38. Оттуда связались с уважаемыми товарищами с Лубянки. Ответ был неутешительным. А точнее – удручающим: никакого генерала Меньшикова нет в природе.
– Можно не сомневаться, что у подследственного были и другие жертвы, – считает Александр Сидоров. – Но по разным причинам далеко не все готовы написать заявление в милицию. Кто-то опасается лишних и неудобных вопросов по поводу происхождения денег, кто-то вообще предпочитает не связываться с правоохранительными органами. Так или иначе, сейчас вина Меньшикова ни у кого не вызывает сомнений. А все его друзья, многие из которых имели такие же «генеральские» звания, охотно дают показания.
Интересно, что задерживали мошенника сотрудники МУРа. Он пришел на встречу, чтобы вручить потерпевшему почетную грамоту, подписанную директором ФСБ. Я видел эту бумажку форматом А-4. Очень убедительный документ…
Исход этого дела сомнений не вызывает. Но вопросы остаются. И не только по поводу того, какие порядки царят в нашем бизнес-сообществе и других структурах. Ведь даже младенцу понятно, что подобная схема придумана не Меньшиковым. И применяется не в первый и, конечно, не в последний раз. Да и отдают в таких случаях отнюдь не последнее, не затягивают потом пояса, лишь бы Родине быть полезным… И вообще, сколько еще подобных «генералов» бегает по России, собирает подати в кружку с гербом от чистых и не слишком чистых на руку коммерсантов? Невольно возникают вопросы: знают ли об этом «компетентные» органы? И если знают, то почему молчат, взирая на всю эту клоунаду с ряжеными генералами? Или наши «компетентные» органы не так уж и компетентны?
ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ
Как можно уберечься от самозванцев в погонах?
Иван НОВИЦКИЙ, депутат Мосгордумы:
– Мошенники существовали всегда. Еще Гоголь писал о ревизоре. Однако тогда речь шла о самозванце, который выдавал себя за важную особу. А здесь речь идет о присвоении себе чужих регалий. Это настоящее преступление и неуважение, когда человек вешает на себя высокие награды, звезды настоящих героев, которые заслужили их, проливая кровь.
Николай МОДЕСТОВ, газета «Вечерняя Москва»
Tweet